Статья:

ПРОБЛЕМА ГОТОВНОСТИ ДЕТЕЙ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №18(327)

Рубрика: Педагогика

Выходные данные
Березнева Д.О. ПРОБЛЕМА ГОТОВНОСТИ ДЕТЕЙ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2025. № 18(327). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/327/173126 (дата обращения: 06.06.2025).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

ПРОБЛЕМА ГОТОВНОСТИ ДЕТЕЙ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ

Березнева Дарина Олеговна
студент, Крымский инженерно-педагогический университет имени Февзи Якубова, РФ, г. Симферополь
Якубова Фериде Рустемовна
научный руководитель, канд. пед. наук, старший преподаватель кафедры специального дефектологического образования, Крымский инженерно-педагогический университет имени Февзи Якубова, РФ, г. Симферополь

 

Цель работы: изучить проблему готовности детей с умственной отсталостью к обучению в школе.

Введение. Важнейшая задача, стоящая перед современной системой дошкольного образования – это всесторонняя подготовка ребенка к жизни в современном обществе. Готовность ребенка к школьной жизни – это один из важнейших итогов психического развития на завершение периода дошкольного детства. Необходимый и достаточный уровень психического и социального развития ребенка для усвоения содержания учебной программы в условиях школы оказывается полным комплексом структурных компонентов психологической готовности ребенка к школе, а именно: функциональной, психомоторной, волевой, мотивационной, эмоциональной, интеллектуальной.

Проблема готовности детей с умственной отсталостью к обучению в школе является актуальной исследовательской темой по нескольким причинам.

Во-первых, образовательная среда, включая школу, направлена на то, чтобы обеспечить все детей, включая тех, у кого есть различные интеллектуальные ограничения, возможность получить качественное образование. Однако, несмотря на это, дети с умственной отсталостью всё ещё испытывают затруднения и препятствия в процессе обучения. Изучение проблемы готовности таких детей к обучению позволяет определить причины этих затруднений, выявить наиболее эффективные методы и подходы, а также разработать рекомендации для учителей и специалистов, чтобы эти дети могли успешно интегрироваться в образовательную среду.

Во-вторых, проблема готовности детей с умственной отсталостью к обучению имеет важное социальное значение. Дети с умственной отсталостью сталкиваются с большими трудностями во многих аспектах жизни, включая социальное взаимодействие и трудоустройство. Качественное образование является основой для развития и адаптации этих детей в обществе. Исследование проблемы готовности детей с умственной отсталостью к обучению позволяет выявить причины неготовности и разработать направления и стратегии, которые помогут им преодолеть эти проблемы и стать более успешными в обучении и дальнейшей жизни.

Основная часть. В специальной психологии определение готовности к школьному обучению умственно отсталых детей осуществлено С.Д. Забрамной, которой установлено, что готовность ребенка к школе касается всего его психического развития и предполагает формирование: положительного отношения к школе в целом и к учебе; познавательной и эмоционально-волевой сферы, деятельности и произвольности поведения; характерологических черт, важных для обучения и деятельности в школьном коллективе [3, c. 11].

Психофизическая готовность к обучению в школе представляет собой комплекс качеств и характеристик, которые свидетельствуют о достижениях ребенка в физическом и психомоторном развитии, о личностной и социально-психологической зрелости и состоянии интеллектуального развития.

Первоочередным значением эффективной и результативной подготовки детей с психофизическими нарушениями к обучению в школе, социальной адаптации их к условиям данного процесса является совершенствование психолого-педагогического обеспечения развития предпосылок учебной деятельности.

Понятие «готовность к школьному обучению» впервые было предложено А.Н. Леонтьевым. Автор связывал его с развитием у детей способности управлять своим поведением [4].

В свою очередь Л.И. Божович, рассматривая особенности психического развития ребенка, который начинает школьное обучение, отмечала важность наличия, необходимость формирования такого новообразования, как «внутренняя позиция школьника». Более того, по ее мнению, этот показатель является основным критерием готовности ребенка к школе, что облегчает его обучение [1].

Важным элементом в структуре готовности ребенка к школе Л.И. Божович считала достаточный уровень развития мотивационной сферы дошкольника, мотивов, побуждающих к учебной деятельности. Речь идет о познавательных интересах школьника, потребности в интеллектуальной активности, в овладении умениями, знаниями и навыками, а также мотивы, связанные с «потребностями ребенка в общении с другими людьми, в их оценке и одобрении, с желанием ученика занять определенное место в системе доступных ему общественных отношений» [1].

С.Я. Рубинштейн, рассматривая понятие «готовность к школьному обучению» отмечает, что в старшем дошкольном возрасте наступает переломный момент, когда условия жизни и деятельности ребенка резко меняются, складываются новые отношения со взрослыми и детьми, появляется ответственность за усвоение знаний, которые даются детям не в заинтересованной форме, а в виде учебного материала. Эти особенности новых условий жизни и деятельности предъявляют новые требования к различным сторонам развития ребенка, его психическим качествам, особенностям личности [6, c. 64].

Правильность, системность и полноценность перехода к новому этапу психического развития старших дошкольников, по мнению А.В. Запорожца, связана не с физическим возрастом ребенка, знаменующим начало школьного обучения, а с тем насколько результативно и полноценно прожит дошкольный период детства, исчерпаны его потенциальные возможности. Именно поэтому школьная готовность выступает результатом системной и общей концентричности в воспитательном и обучающем воздействии на ребенка в дошкольный период. [2, c. 31]

В отношении умственно отсталых детей кроме выше описанных воздействий существенным выступает диагностический и коррекционно-развивающий психолого-педагогический этапы работы во время всех учебно-воспитательных занятий и в процессе становления различных видов деятельности, что позволит развить у них все компоненты психолого-педагогической подготовки к обучению в школе, а также направить развивающее влияние ведущей деятельности данного возраста.

Характеризуя особенности подготовки детей с психофизическими нарушениями к обучению в школе возможно определить комплекс задач, которые включают все стороны развития ребенка и сферы его жизнедеятельности в микро - и макро - среде [4].

Главными аспектами этих задач выступают психологическая и педагогическая готовность ребенка к учебной деятельности, в частности уровень развития его познавательных возможностей, психических процессов, эмоционально-волевой сферы, личностного развития; уровень сформированности разных видов деятельности дошкольника и тому подобное.

В исследовании С.Я. Рубинштейна новообразований и изменений в психике ребенка подчеркивается, что в конце дошкольного возраста у детей наблюдается психологическая готовность, а педагогическая требует определения ряда требований, которые предъявляет к ребенку школа [6, c. 71].

Результативность обучения и воспитания достигается путем специальной организации педагогического обеспечения познавательной деятельности. При таком подходе формируются знания, умения и навыки, но ведущий вид деятельности, который выступает основой психологической готовности учитывается недостаточно.

Педагогическая готовность дошкольников направляется не только на активность детей для достижения результата, но и на развитие умения самостоятельно осваивать действия, с помощью которых этот результат достигается. Именно поэтому важным аспектом подготовки детей к обучению в школе является создание предпосылок для развития его познавательной активности, способности дифференцированно воспринимать и осмысливать явления и предметы окружающего мира [3].

Готовность дошкольников с умственной отсталостью к обучению в школе определяют не столько наличием у них знаний, сколько тем, умеет ли ребенок распознавать, выделять качества и признаки предметов, их назначении, классифицировать их по форме, размеру, цвету, ребенок ориентируется в пространстве, выполняет элементарные обобщения и конкретизации предметов и явлений, сформированность мотивационной готовности к учебной деятельности и психологической готовности к переходу от игры к учебе, от дошкольного к младшему школьному возрасту [5].

Проблема готовности детей с умственной отсталостью к обучению в школе является серьезной и требует специального внимания. Умственная отсталость представляет собой ограничение интеллектуальных способностей ребенка, что затрудняет его усвоение информации и участие в учебном процессе.

Одной из основных проблем является недостаточная доступность специализированных образовательных программ и подходов для детей с умственной отсталостью. Многие школы не имеют достаточной подготовки и ресурсов для работы с такими детьми, что приводит к недостаточной адаптации учебных материалов и методик для их освоения.

Другая проблема связана с отсутствием индивидуального подхода в обучении. Дети с умственной отсталостью могут требовать более медленного темпа обучения, более простые и конкретные задания, а также помощь и поддержку со стороны специалистов. Однако, часто такие потребности не учитываются, что вызывает трудности в учебном процессе и снижает мотивацию ребенка к обучению.

Кроме того, социальная адаптация таких детей в школе также является сложной проблемой. Они могут сталкиваться с непониманием и отвержением со стороны сверстников, что негативно влияет на их психологическое состояние и интерес к обучению.

Решение проблемы готовности детей с умственной отсталостью к обучению в школе требует комплексного подхода. Важно создать специализированные классы или инклюзивные группы с учителями и специалистами, обладающими опытом работы с такими детьми. Также необходимо обеспечить индивидуальную поддержку и подход в обучении, а также проводить социально-психологическую работу для содействия адаптации и включения детей в школьную среду [5].

Вывод. Таким образом, психологическая готовность ребенка с умственной отсталостью к школьному обучению – это один из важнейших итогов их психологического развития в период дошкольного детства. Проблема готовности детей с умственной отсталостью к обучению в школе является серьезной и требует специального внимания со стороны педагогов, специалистов и общества в целом. Недостаточная доступность специализированных образовательных программ, отсутствие индивидуального подхода и социальная адаптация представляют существенные проблемы, влияющие на успешность обучения и развитие этих детей. Однако, путем создания специализированных классов, предоставления индивидуальной поддержки и подхода, а также проведения социально-психологической работы, можно сделать образование более доступным и эффективным для детей с умственной отсталостью. Исследования в данной области важны для выявления причин и разработки эффективных методов преодоления проблемы готовности детей с умственной отсталостью к обучению, а также для содействия развитию инклюзивной образовательной системы, гарантирующей равные возможности для всех детей. 

 

Список литературы:
1. Божович, Л.И. Этапы формирования личности в онтогенезе / Л.И. Божович //Вопросы психологии. 1979. – № 2. – С. 25 - 32.
2. Запорожец, А.В. Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста. / А.В. Запорожец. – М.: Международный Образовательный и Психологический Колледж, 2015. – 144с.:
3. Забрамная, С.Д. Психолого-педагогическая диагностика умственного развития детей. / С.Д. Забрамная. – М.: Просвещение: Владос, 2015. – 112 с.
4. Леонтьев, А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. / А.Н. Леонтьев. – М.: Педагогика, 2017. – 304 с.
5. Петрова, В.Г. Кто они, дети с отклонениями в развитии. / В.Г. Петрова, И.В. Белякова – М.: Изд-во Моск. психолого-соц. ин-та., 2008. – 103 с.
6. Рубинштейн, С.Я. Психология умственно отсталого школьника. / С.Я. Рубинштейн. – М.: Просвещение, 2016. – 192 с.