Статья:

МОТИВ МЕЧТЫ В СОВРЕМЕННОЙ ПОДРОСТКОВОЙ ПРОЗЕ (НА МАТЕРИАЛЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ Н. ДАШЕВСКОЙ «ВИЛЛИ»)

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №19(328)

Рубрика: Филология

Выходные данные
Фаррахова Е.А. МОТИВ МЕЧТЫ В СОВРЕМЕННОЙ ПОДРОСТКОВОЙ ПРОЗЕ (НА МАТЕРИАЛЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ Н. ДАШЕВСКОЙ «ВИЛЛИ») // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2025. № 19(328). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/328/173476 (дата обращения: 18.07.2025).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

МОТИВ МЕЧТЫ В СОВРЕМЕННОЙ ПОДРОСТКОВОЙ ПРОЗЕ (НА МАТЕРИАЛЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ Н. ДАШЕВСКОЙ «ВИЛЛИ»)

Фаррахова Елена Андреевна
магистрант, Елабужский институт Казанского (Приволжского) федерального университета, РФ, г. Елабуга
Шабалина Надежда Николаевна
научный руководитель, канд. филол. наук, доцент, Елабужский институт Казанского (Приволжского) федерального университета, РФ, г. Елабуга

 

Обратившись к толковому словарю С.И. Ожегова, легко обнаружить, что мечта – это «предмет стремлений и желаний», а также «нечто, рожденное воображением, существующее лишь в мыслях» [2]. Нередко именно мечта становится смыслом нашего существования. Как справедливо подмечает Ф.М. Достоевский, все мы в той или иной степени подвержены мечтательности. А.В. Дружинин отмечал существование особого типа людей: добрых, умных, но несчастных, несмотря на свои положительные качества и скромные потребности. Именно они становятся мечтателями, привязанными к своим иллюзорным мирам «из-за гордости, скуки или одиночества» [4]. А.А. Фаустов полагал, что Мечтатель – это ранняя стадия развития «человека из подполья» [3]. Для них характерно стремление к абсолютной свободе, духовному идеалу, неудовлетворенность реальностью и жажда иной жизни, что роднит их с романтическими героями. Произведения, посвященные теме мечтательства, отличаются выраженным двоемирием: разделением на мир реальный и вымышленный, которые могут как противостоять друг другу, так и переплетаться или существовать параллельно. Это подтверждает, что «герой-мечтатель – традиционный персонаж литературы романтизма» [3]. Именно такой образ воплощал собой протест против рациональности и утилитарности классицизма, подчеркивая важность эмоциональной сферы личности. Мечтающий герой становится своего рода проводником читателя в мир внутренних переживаний, сложных чувств и философских размышлений, позволяя автору выразить идеи свободы, независимости духа и красоты человеческой души

Образ героя-мечтателя часто встречается в русской литературе. Ю. Манн утверждает, что «в основе человеческой жизни лежит гармония между внутренним и внешним, между действиями и волей, между мыслью и воображением. Нарушение этого равновесия приводит к однобокому и искаженному развитию» [1].

Жизнь непрерывно меняется. Страны переживают взлеты и падения, происходят войны и революции, меняется идеология, экономика, структура власти, средства массовой информации и образ жизни. В погоне за прогрессом люди часто забывают о своем внутреннем мире, приспосабливаясь к требованиям времени и растворяясь в общей массе. Но всегда находятся те, кто бросает вызов обществу и создает свой идеальный мир. Если мечтательство – это уход от реальности, погружение в мир фантазий, то необходимо учитывать эпоху как один из факторов появления Мечтателей. Не случайно Ф.М. Достоевский называет мечтателя «знамением времени», подчеркивая социальную природу этого явления.

Однако мы считаем, что образ Мечтателя со временем трансформируется и эволюционирует. Его сложность и жизнеспособность зависят от эпохи.

Так в современной подростковой литературе часто встречаются персонажи, чьи внутренние миры богаче и ярче окружающей их реальности. Такие герои-мечтатели, живущие в своих фантазиях, нередко сталкиваются с непониманием общества, но именно их способность мечтать делает их особенными. Одним из таких персонажей является Севка — главный герой повести современной писательницы Нины Дашевской. Его образ позволяет задуматься о ценности внутреннего мира человека, о важности воображения и о том, как трудно, но необходимо оставаться собой.

«Вилли» – это подростковая повесть о дружбе мальчика Севки и говорящего велосипеда. В центре сюжета – история взросления, осознанных решений, взаимоотношений со старшими и сверстниками, а также путь героя к принятию себя и окружающего мира. Севка, как и многие герои Нины Дашевской, чувствует себя одиноким. Он не находит поддержки у родителей, особенно у мамы, и сомневается в искренности своих друзей – Комарика и Марка. Однако встреча с необычным велосипедом Вилли меняет его жизнь, помогая ему поверить в настоящую дружбу и открыться миру.

Севка — подросток с тонкой душевной организацией. Он не вписывается в привычные рамки: его мысли и чувства глубже, чем у сверстников, а восприятие мира — поэтичнее. Он замечает то, на что другие не обращают внимания: красоту музыки, тайные смыслы в обычных словах, невидимые связи между людьми.

Его мечтательность ярко проявляется во внутренних монологах, когда он придумывает различные истории или воображает себя в других мирах.  Так из-за громкого голоса своей учительницы Анны Сергеевны, он решает, что ее дедушка непременно был великаном: « … потому что она сама маленькая, а голос ого-го! Думаю, от дедушки; и еще думаю, что дедушка этот был великан…». А увидев потерянную варежку, он представляет себе целый город  потерянных вещей: «… Правда целый город. Потерянный карандаш рисовал что-то в потерянном блокноте. Оторванная пуговица смотрела на меня через очки без стекол. Два ключика, позвякивая о чем-то своем, пили чай из забытого кем-то термоса…». Герой видит в обыденном что-то волшебное: «… как же это здорово – набрать с утра целый мешок «здравствуй»…». Через внутренний монолог Дашевская создает эффект достоверности, читатель погружается в мысли героя, видит его развитие. Мечты главного героя становятся инструментом познания окружающего мира. Через свои грезы он открывает новые горизонты, исследует неизведанные уголки собственной души и пытается постичь смысл жизни. Однако сталкивается с непониманием со стороны взрослых и сверстников: «…сколько можно, Воробьев? … Воробьев! Еще улыбаешься!...».

Также мечты Севки – это способ справиться с одиночеством. В школе он чувствует себя чужим, но вместо того чтобы страдать, придумывает, что он — тайный агент или изгнанный принц, и это помогает ему пережить трудные моменты. Когда его ругают за рассеянность, он не обижается, а представляет, что кричащий человек на самом деле говорит на неизвестном языке, и пытается «перевести» его слова в шутку. Таким образом, мечты становятся для него защитой от жестокости и непонимания, это не просто побег от реальности, а способ сохранить свою личность.

Психологизм героев-мечтателей уникален: фантазии  не делают Севку слабым – наоборот,  они становятся его внутренней опорой, источником силы и способом преодоления одиночества. Так в его жизни появляется невероятная девочка Августина Блюм, благодаря которой в жизни героя появляется первый велосипед. Но это не просто средство для передвижения, а настоящий друг, с которым можно не просто побеседовать, но и отправиться в увлекательное путешествие. Знакомство с Вилли переворачивает жизнь героя «с ног на голову». Из замкнутого, неуверенного в себе подростка он превращается в открытого миру мальчика, начинает видеть в нелюбимых вещах радости жизни «… не просачивался в класс тенью, а влетел с разбегу …».

Севка — мечтатель, потому что его внутренний мир для него так же важен, как и реальность. Он не просто убегает от проблем, а преобразует мир вокруг себя через воображение. Его пример показывает, что мечтательность — это не слабость, а особый дар, который помогает оставаться человеком даже в самых трудных обстоятельствах.

Таким образом, образ героя-мечтателя претерпевает изменения, сегодня – он не обязательно трагичен, наоборот, именно мечты дают толчок в развитии характера, принятии себя и обретении друзей. Мечтатели влияют на окружающий их мир, заставляя принимать себя такими, какие они есть. В современной литературе мечтатель уже не жертва общества, а человек, который учится жить в гармонии с собой.

 

Список литературы:
1. Достоевский. Жизнь и творчество // xliby.ru URL: http://www.xliby.ru/literaturovedenie/gogol_solovev_dostoevskii/p3.php (дата обращения: 27.04.2025).
2. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка/ Российская академия наук. Институт русского языка им. В.В. Виноградова.- М.: Азбуковник, 1999.
3. Фаустов А. А. Мечтатель / Фаустов А. А., Савинков С. В. // Очерки по характерологии русской литературы. - Воронеж, 1998.
4. Эстетические воззрения А.В. Дружинина конца 40-х годов XIX века // LITMID URL: http://www.litmind.ru/milits-356-1.html (дата обращения: 27.04.2025).