Статья:

ЛУЧШИЕ ЗАРУБЕЖНЫЕ ПРАКТИКИ УПРАВЛЕНИЯ РЕАЛИЗАЦИЕЙ ФИНАНСОВОЙ ПОЛИТИКИ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №20(329)

Рубрика: Политология

Выходные данные
Аушева М.А. ЛУЧШИЕ ЗАРУБЕЖНЫЕ ПРАКТИКИ УПРАВЛЕНИЯ РЕАЛИЗАЦИЕЙ ФИНАНСОВОЙ ПОЛИТИКИ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2025. № 20(329). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/329/174063 (дата обращения: 07.06.2025).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

ЛУЧШИЕ ЗАРУБЕЖНЫЕ ПРАКТИКИ УПРАВЛЕНИЯ РЕАЛИЗАЦИЕЙ ФИНАНСОВОЙ ПОЛИТИКИ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Аушева Мадина Алихановна
магистрант, Пятигорский государственный университет, РФ, г. Пятигорск
Кобышева Елена Ивановна
научный руководитель, канд. юрид. наук, доцент, Пятигорский государственный университет, РФ, г. Пятигорск

 

В современных условиях глобальной экономической нестабильности, обострения межрегиональной конкуренции за инвестиции и человеческий капитал эффективность управления бюджетной политикой становится ключевым фактором устойчивого развития субъектов Российской Федерации. В этом контексте особое внимание уделяется передовому зарубежному опыту в области финансового менеджмента. Изучение и перенятие успешного опыта других стран может дать российским регионам ценные инструменты и методы для повышения эффективности бюджетного планирования, оптимизации расходов, привлечения инвестиций и в конечном итоге улучшения качества жизни людей.

Хотя каждая страна и регион имеют свои уникальные особенности, существуют некоторые универсальные принципы эффективного управления финансами, которые можно успешно применять в самых разных ситуациях. Обсуждать такие вопросы, как прозрачность бюджетного процесса, ориентация на результаты, использование современных информационных технологий, эффективное участие граждан в принятии решений и эффективное управление долговым бременем. Анализируя зарубежный опыт, мы можем найти наиболее перспективные модели и инструменты, адаптированные к российским реалиям с учетом особенностей каждого субъекта.

Одной из наиболее популярных практик реализации финансовой политики за рубежом является - бюджетирование, ориентированное на результат (PBB). Данная практика  представляет собой систему управления государственными финансами, в которой распределение бюджетных средств напрямую зависит от достижения четко определенных целей и измеримых показателей эффективности. Ответственность за достижение этих целей лежит на конкретных менеджерах и операторах. Основное внимание уделяется достижению конкретных результатов, а не формальному назначению выделяемых средств. Это требует принципиально иного подхода к оценке эффективности использования бюджетных ресурсов. Бюджетирование, ориентированное на результат реализуют в финансовой политики, такие страны как США, Новая Зеландия и Великобритания.

В США бюджетирование активно используется как на федеральном уровне, так и на уровне штатов. Особое внимание уделяется разработке четких и ясных показателей эффективности и созданию эффективных механизмов мониторинга и анализа.  Новая Зеландия стала пионером в реализации этой практики. Система управления государственными финансами страны требует, чтобы министерства отчитывались о результатах и ​​получали независимую оценку своей деятельности от экспертов. В Великобритании бюджетные принципы внедрены во всю систему государственного управления, включая установление ключевых показателей эффективности (KPI) для департаментов, что повышает прозрачность и подотчетность.

Внедрение PBB во всех субъектах Российской Федерации позволит повысить эффективность использования бюджетных средств, улучшить качество предоставления государственных услуг, усилить ответственность должностных лиц за достижение поставленных целей. Залогом успешной реализации является разработка четких, измеримых и реалистичных показателей, а также создание соответствующих систем мониторинга и оценки. Однако следует помнить, что бюджетирование может быть сложным в реализации и требует значительных инвестиций в разработку и внедрение системы показателей, а также квалифицированного персонала для мониторинга и оценки [3, с. 102].

Также, популярной практикой является среднесрочное бюджетное планирование (MTBF). Данная практика — это инструмент управления государственными финансами, который помогает увязать текущие бюджетные решения с долгосрочными стратегическими целями и приоритетами развития. Внедрение среднесрочной программы может способствовать повышению предсказуемости и стабильности фискальной политики, а также повышению прозрачности и подотчетности органов государственной власти. Это помогает избежать краткосрочных подходов и сосредоточиться на долгосрочных целях. Среднесрочное бюджетное планирование реализуют в финансовой политики, такие страны как Австралия, Канада и Швеция. Австралия эффективно использовала модель MTBF (среднего срока окупаемости) для планирования бюджетных расходов на трехлетний период. Система регулярно пересматривает бюджетные прогнозы и корректирует финансовые планы по мере изменения экономических условий. Канада использует модель пятилетнего среднесрочного бюджета (FMYH) для планирования бюджетных расходов на пятилетний период и уделяет особое внимание анализу долгосрочных фискальных последствий бюджетных решений.

Швеция использует среднесрочную основу для планирования бюджетных расходов на трехлетний период, устанавливает строгую структуру бюджета и приоритеты, а также оценивает эффективность бюджетных планов.

Внедрение системы усредненных по времени расходов в регионах России будет способствовать повышению эффективности подготовки бюджета, улучшению координации между ведомствами и повышению устойчивости бюджетной системы. Залогом успеха MTF являются надежные макроэкономические прогнозы и четкая стратегическая направленность. Недостатком временного усреднения является то, что оно опирается на точность макроэкономических прогнозов, которые могут оказаться неточными в случае экономической нестабильности, что потребует корректировки финансовых планов [5, с. 47]. 

Третьей по популярности является практика управление государственным долгом (PDM). Данная практика предпринимает дальнейшие шаги по снижению стоимости государственного долга и снижению рисков, связанных с государственным долгом. Эффективное управление долгом зависит от наличия продуманной стратегии, диверсификации источников финансирования и тщательного мониторинга задолженности. Управление государственным долгом реализуют в финансовой политики, такие страны как Ирландия, Сингапур, Чили, а также Россия. Ирландия успешно преодолела долговой кризис, реализовав эффективную стратегию управления суверенным долгом, включая реструктуризацию долга и диверсификацию источников финансирования. Сингапур является лидером в этой области, имея низкий уровень государственного долга и активно используя различные инструменты управления валютными и процентными рисками. Чили реализует комплексную стратегию управления государственным долгом, которая включает диверсификацию источников финансирования, развитие внутренних рынков облигаций и мониторинг долговой нагрузки. Такая практика является важной частью бюджетной политики любой страны, в том числе и России. Внедрение эффективных методов управления государственным долгом особенно важно в условиях растущей задолженности региональных бюджетов. Российским регионам необходимо разработать четкие стратегии управления долгом, диверсифицировать источники финансирования и усилить контроль за уровнем задолженности. Применение данного подхода может быть ограничено внешними факторами, такими как изменение процентных ставок на мировых финансовых рынках и ухудшение кредитного рейтинга региона [1, с. 85].

Многие страны используют практику - государственно-частное партнерство (PPP). Данная практика — это форма сотрудничества между государством и социальным капиталом, при которой частные предприятия участвуют в финансировании, строительстве, управлении и эксплуатации общественной инфраструктуры. Она способствует привлечению частных инвестиций в инфраструктуру, повышению эффективности использования бюджетных средств и распределению рисков между государством и частным сектором. Государственно-частное партнерство реализует в финансовой политики, такие страны как Канада, Великобритания и Австралия. Канада является мировым лидером в области государственно-частного партнерства. В стране хорошо развита нормативная база и успешно реализуются многочисленные проекты в различных секторах экономики, включая транспорт, здравоохранение и образование. Великобритания широко использует государственно-частное партнерство для финансирования строительства и эксплуатации общественной инфраструктуры, такой как школы, больницы и дороги. Австралия использует государственно-частное партнерство (ГЧП) для реализации крупных инфраструктурных проектов, таких как строительство железных дорог, аэропортов и морских портов. Ключевыми условиями успешной реализации государственно-частного партнерства являются создание благоприятного инвестиционного климата, установление четкой нормативной базы и обеспечение прозрачности тендерных процедур. Проекты государственно-частного партнерства часто сталкиваются с высокими транзакционными издержками, трудностями в обеспечении баланса интересов государственного и частного секторов и риском дефолта частного партнера [4, с. 90].

В настоящее время, все больше стран сталкиваются с необходимостью применения в финансовой политики электронного правительства (E-Government). Данная практика — это использование информационных технологий для предоставления государственных услуг гражданам и предприятиям, повышения эффективности государственного управления и обеспечения прозрачности и подотчетности государственных органов. Электронное правительство снижает транзакционные издержки, повышает доступность государственных услуг и улучшает качество государственных услуг. Электронное правительство реализуют в финансовой политики, такие страны как Эстония, Южная Корея и Сингапур. Эстония является признанным лидером в области электронного правительства, предлагая широкий спектр услуг электронного правительства, включая электронное голосование и электронное здравоохранение. Южная Корея активно развивает электронное правительство, предоставляя гражданам и предприятиям различные государственные услуги через Интернет, а также используя информационные технологии для повышения эффективности государственного управления и борьбы с коррупцией. Сингапур является лидером в области электронного правительства, предлагая широкий спектр услуг онлайн, включая регистрацию предприятий и подачу налоговых деклараций. Развитие электронного правительства в регионах России позволит существенно повысить эффективность государственного управления, улучшить качество предоставления государственных услуг и снизить уровень коррупции. Для успешного внедрения электронного правительства необходимо создать современную IТ-инфраструктуру, разработать удобные и безопасные онлайн-сервисы, а также обучить чиновников и граждан применению IТ. Риски кибербезопасности, необходимость обеспечения подключения всех слоев населения к Интернету и потенциальный рост цифрового неравенства — вот основные недостатки, которые следует учитывать при внедрении электронного правительства [2, с. 200].

Таким образом, адаптивное заимствование передового зарубежного опыта с особым акцентом на стратегические аспекты планирования, объективную оценку эффективности, стимулирование фискального потенциала, повышение прозрачности и надежности управления долгом позволит существенно повысить эффективность реализации бюджетной политики на уровне субъектов Российской Федерации. Ключ к успеху — не механическое заимствование, а тщательная адаптация передовых методов к конкретным условиям каждого региона, с учетом особенностей его экономических возможностей и институциональной среды. Кроме того, необходимо обеспечить тесную координацию действий федерального центра и регионов при внедрении новых методик, создании и внедрении систем мониторинга и оценки эффективности принятых практик, а также постоянное повышение квалификации специалистов финансового сектора на региональном уровне, в том числе путем обмена опытом с зарубежными коллегами. Нам следует сосредоточиться на внедрении цифровых технологий, создании интегрированной информационной платформы и достижении эффективного регионального финансового управления. Мы твердо убеждены, что успех в этой системе зависит не только от формального соблюдения правил, но и от тонкого баланса между стратегическим планированием, гибким реагированием на вызовы и эффективным финансовым управлением.

Реализация данных мер позволит не только обеспечить более устойчивое и сбалансированное социально-экономическое развитие регионов и страны в целом, но и повысить доверие граждан к институтам власти, улучшить финансовую стабильность и благосостояние всех регионов России.

Поэтому, эффективное управление реализацией бюджетной политики в субъектах Российской Федерации — это не просто техническая задача, а сложный процесс, требующий глубоких знаний, стратегического мышления, гибкости и приверженности общественным интересам. Только объединившись, следуя передовому опыту и постоянно совершенствуясь, мы сможем заложить прочную основу для экономического процветания и благополучия людей.

 

Список литературы: 
1. Бюджетный процесс и управление государственными финансами на региональном уровне: зарубежный опыт и российские реалии / под ред. Г.Д. Данилова. — Санкт-Петербург: Питер, 2021. — 288 с.
2. Беляев С.И., Волков В.К., Герасимов Е.М. и др. Государственный долг субъектов РФ: управление и повышение финансовой устойчивости / под ред. С.И. Беляева. — Москва: Магистр, 2022. — 416 с.
3. Иванова А.А., Петров Б.Б., Сидоров В.В. Региональные финансы: зарубежный опыт и российская практика. — Москва: Экономика, 2023. — 320 с.
4. Кузнецов И.П. Оценка эффективности бюджетных расходов: зарубежные методики и их применение в российских регионах // Региональная экономика и управление. — 2023. — № 2 (74). — С. 87–95.
5. Смирнова Е.С. Межбюджетные отношения в зарубежных странах: сравнительный анализ и уроки для России // Финансы. — 2022. — № 5. — С. 45–52.