Анализ выполнения региональной программы капитального ремонта многоквартирных жилых домов Фондом капитального ремонта Тверской области за 2014-2017 гг.
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №12(33)
Рубрика: Экономика
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №12(33)
Анализ выполнения региональной программы капитального ремонта многоквартирных жилых домов Фондом капитального ремонта Тверской области за 2014-2017 гг.
Актуальной проблемой в сфере жилищно-коммунального хозяйства Тверской области является большой жилищный фонд, требующий капитально ремонта. Для решения поставленной задачи в Тверской области был сформирован Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Тверской области (далее – МКД), который осуществляет свою деятельность как региональный оператор.
28 июня 2013 года Законодательным собранием Тверской области был принят Закон №43-ЗО «Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Тверской области» (далее - №43-ЗО), в котором в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации установлены правовые и организационные основы проведения капитального ремонта общего имущества в МКД на территории Тверской области.
В соответствии с законом Тверской области от 28.06.2013 №43-ЗО Постановлением Правительства Тверской области от 24.12.2013 №690-пп (далее – Программа) утвердило региональную программу проведения капитального ремонта общего имущества в МКД Тверской области на 2014-2043 гг. Целью данной Программы является создание безопасных и благоприятных условий проживания граждан, а также обеспечение проведения планово-предупредительного капитального ремонта общего имущества в МКД [2].
Участниками Программы является Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Тверской области, главное управление «Государственная жилищная инспекция» Тверской области, органы местного самоуправления муниципальных образований Тверской области, организации, осуществляющие управление МКД, собственники помещений в многоквартирном доме и региональный оператор – Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Тверской области (далее – Фонд).
Источниками финансирования данной Программы являются средства собственников помещений в многоквартирных домах (формируется за счет минимального размера взноса на капитальный ремонт), средства Федерального бюджета, средства областного бюджета, а также средства бюджета муниципальных образований.
В связи с высокой социальной важностью задач надлежащего содержания МКД, требуется обеспечение оптимизации процессов планирования капитально ремонта.
Очередность проведения капитального ремонта общего имущества в МКД определяется исходя из критериев, установленных №43-ЗО в соответствии с утвержденной Методикой Правительством Тверской области от 14.09.2017 №304-пп «Об утверждении методики применения критериев при определении очередности проведения капитального ремонта общего имущества в МКД в региональной программе по проведения капитального ремонта общего имущества в МКД на территории Тверской области на 2014-2043гг.».
Реализация Программы должна обеспечить перспективное планирование капитального ремонта жилищного фонда с учетом фактического технического состояния конструктивных элементов МКД.
Также, Постановлением Правительства Тверской области от 22.07.2014 №352-пп «Об утверждении порядка и условий предоставления государственно-финансовой поддержки на проведения капитального ремонта общего имущества в МКД на территории Тверской области» установлен порядок и условия предоставления государственной поддержки на проведение капитального ремонта МКД.
В целях реализации Программы Правительством Тверской области утверждены краткосрочные планы реализации региональной программы, а именно:
· Постановление Правительства Тверской области от 21.07.2015 №341-пп "Об утверждении краткосрочного плана реализации в 2015 году региональной программы по проведению капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Тверской области на 2014 - 2043 годы";
· Постановление Правительства Тверской области от 14.06.2016 №209-пп "Об утверждении краткосрочного плана реализации в 2016 году региональной программы по проведению капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Тверской области на 2014 - 2043 годы";
· Постановление Правительства Тверской области от 10.03.2017 №62-пп "Об утверждении краткосрочного плана реализации в 2017 – 2019 годах региональной программы по проведению капительного ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Тверской области на 2014 – 2043 годы".
В данных планах утвержден перечень и реестр МКД, которые подлежат капитальному ремонту по видам ремонта.
Согласно краткосрочным планам, капитальному ремонту подлежат 947 МКД, находящихся в различных муниципальных образованиях на территории Тверской области.
В ходе реализации краткосрочных планов было выполнено 198 домов, а также ведутся строительно-монтажные работы на 209 объектах. Таким образом, на 01.01.2017г. на 738 объектах МКД не начиналось выполнение капитального ремонта [8].
Не выполнение в полном объеме краткосрочных планов связано с неуплатой собственниками денежных средств по статье взноса на капитальный ремонт (рисунок 1), а также с несвоевременной сдачей объектов подрядчиками строительно-монтажных работ по капитальному ремонту.
Рисунок 1. поступившие взносы на капитальный ремонт общего имущества в МКД по состоянию на 01.01.2017г. [8, стр.1]
В настоящее время фонд капитального ремонта разработал план мероприятий по снижению дебиторской задолженности по оплате взносов за капитальный ремонт, а именно:
· подача исковых заявлений (заявления о выдаче судебного приказа) при наличии финансирования (госпошлина);
· направления писем юридическим лицам, владельцам жилых и нежилых помещений в МКД о досудебном решении вопроса о погашении задолженности;
· вопросы о заключении с малоимущими должниками соглашения о возможности погашения задолженности в течение 10-12 месяцев при условии своевременной оплаты текущих платежей;
· вопросы о возможности передачи Агентам полномочий взыскания задолженности с должников в зоне своей ответственности;
· размещение на сайте Фонда и освещение в СМИ результаты судебных решений о взыскании задолженности;
· активное взаимодействие с Федеральной службой судебных приставов по реализации судебных решений;
· разработка системы поощрений МКД (старших по дому) не имеющих задолженности по оплате за капитальный ремонт;
· проведение работы с муниципальными образованиями, имеющими задолженность по оплате за муниципальные жилые помещения [8].
Фонд также проводит активную претензионную работу с подрядчиками, несвоевременно сдающим объекты согласно заключенным договорам на строительно-монтажные работы по капитальному ремонту.
Несмотря на это Фонд проводит активную информационную работу с населением о ходе реализации программ капитального ремонта, а именно:
· организовывает пресс-туры по объектам, отремонтированным в рамках реализации краткосрочных планов;
· проводит сюжеты и репортажи о деятельности Фонда, ходе реализации программы капитального ремонта выходят в печатных и электронных СМИ, а также на телеканалах;
· в целях информирования граждан предоставляются материалы о детальности Фонда, ходе реализации программы капитального ремонта, изменениях в законодательство, касающееся капитального ремонта, а также размещаются ответы на вопросы граждан в районных СМИ;
· информация о деятельности Фонда регулярно размещается на сайте Фонда капитального ремонта МКД Тверской области;
· в помещении Фонда ежедневно проводится прием граждан;
· сотрудники Фонда ежедневно проводят разъяснительную работу с жителями по телефону, отвечают на поступающие вопросы посредством определенной рубрики сайта Фонда;
· для оптимизации работы с населением в Фонде работает телефон «горячей линии»;
· информирование о ходе реализации краткосрочных планов на территории Тверской области, а также другая информация, полезная для собственников, ежемесячно печатается на платежных документах;
· информирование для собственников периодически размещается в подъездах МКД г. Твери;
· в целях улучшения работы с населением в здании Фонда МКД Тверской области работает приемная граждан, куда жители могут обратиться по интересующим их вопросам в части оплаты взносов на капитальный ремонт [8, стр.5-7].
Таким образом, Фонд в пределах, возложенных на него прав и обязанностей, прилагает все усилия для эффективной реализации поставленных задач Программы. Несмотря на это, остается еще много неразрешенных проблем, осложняющих реализацию региональной программы по сокращению жилищного фонда, требующего капитального ремонта, такие как:
· ненадлежащее исполнение строительным контролем своих функций на объектах;
· подрядчиками некачественно и не в установленные сроки разрабатывается проектно-сметная документация на проведение капитального ремонта МКД;
· отсутствие финансирования на предоставление субсидий из областного бюджета по статье расходов на поддержку проведения капитального ремонта МКД в Тверской области с 2017 года.