ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ: ПОНЯТИЕ И ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №21(330)
Рубрика: Юриспруденция

Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №21(330)
ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ: ПОНЯТИЕ И ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ
В рамках настоящего понятия «инновационная деятельность» и «инновация» рассматриваются нами в финансово-правовом аспекте как категории, носящие экономико-правовой характер.
Термин «инновация» ввел в научный оборот в 1930-х годах Й.А. Шумпетер, который рассматривал инновации в качестве ключевого фактора развития экономики. Под инновациями указанный автор понимал изменения, проведение которых имеет своей целью внедрение и использование новых видов потребительских товаров, новых производств, транспортных средств, рынков и форм организации в промышленности.
Большинство специалистов в сфере экономических и юридических наук придерживается мнения о тождестве понятий «инновация» и «нововведение». Инновацию принято рассматривать как «инвестицию в новацию», в качестве результата освоения на практике нового процесса, продукта или услуги. Под новацией понимается какое-то не существовавшее ранее новшество (открытие, изобретение, новый метод удовлетворения потребностей и т.п.).
Инновация представляет собой материализованный результат от вложения капитала в новую технику или технологию, в новые формы организации производства труда, обслуживания, управления и т.п.
Под инновационной деятельностью принято понимать процесс, в ходе которого создаются, осваиваются и распространяются инновации. Результатом инновационной деятельности является инновационный продукт.
Представители экономической и юридической наук рассматривают понятие «инновация» в двух аспектах (значениях): 1) как результат научного исследования и продукт научно-технической деятельности; 2) как процесс внедрения в товарное производство различных новшеств.
Сущность понятия «инновация» проявляется в научно-техническом (инновацией признаются технологические новшества, в качестве которых могут выступать различные объекты интеллектуальной собственности) и предпринимательском (в конечном счете данные объекты направлены на рыночную реализацию) аспектах. Следовательно, инновация одновременно выступает и как объект интеллектуальной собственности, и как товар.
Представители экономической науки отмечают, что инновация призвана выполнять три функции (воспроизводственную, инвестиционную, стимулирующую), которые носят взаимосвязанный характер [13, с. 35; 13, с. 204]. Полагаем, что ряд авторов необоснованно предлагает более широкий подход к трактовке инновации и инновационной деятельности [8, с. 13; 12, с. 36]. Однако, следует согласиться с М.В. Волынкиной, которая достаточно справедливо утверждает, что инновации могут рассматриваться как: 1) процесс; 2) система; 3) изменение; 4) результат. В связи с этим, по ее мнению, одни больше обращают внимание на творческую составляющую, другие — на производственную, третьи – на потребительскую [9, с. 11].
Наиболее универсальным, на наш взгляд, следует признать определение инновации В.М. Коновалова. Данный автор рассматривает инновацию как «результат трансформации идей, исследований в новое или усовершенствованное решение научно-технического или социально-экономического характера, целью которого является достижение общественного признания посредством использования в практической деятельности» [10, с. 19].
В зависимости от предмета и сферы приложения [11; 12, с. 36] инновации могут быть классифицированы на: 1) продуктовые (новые материалы, полуфабрикаты и комплектующие; принципиально новые продукты); 2) процессные (новые методы организации производства (новые технологии)); 3) рыночные (новые сферы применения продукта или предложения по реализации товаров и услуг на новых рынках).
В зависимости от типа новизны для рынка инновации классифицируются на новые для: 1) отрасли в мире; 2) отрасли в стране; 3) данного предприятия (группы предприятий).
В зависимости от стимула появления (источника) инновации могут быть вызваны: 1) развитием науки и техники; 2) потребностями производства; 3) потребностями рынка.
В зависимости от места в системе (на предприятии, в фирме) выделяются инновации: 1) на входе предприятия (сырье, оборудование, информация и др.); 2) на выходе предприятия (изделия, услуги, технологии, информация и др.); 3) системной структуры предприятия (управленческой, производственной).
В зависимости от глубины вносимых изменений инновации классифицируются на: 1) радикальные (базисные); 2) улучшающие; 3) модификационные (частные).
Д.М. Степаненко выделяет такие формы инноваций, как: открытия, изобретения, патенты; рационализаторские предложения; ноу-хау; товарные знаки, торговые марки, эмблемы; новые документы, описывающие технологические, производственные, управленческие процессы, конструкции, структуры, методы [15, с. 77-79].
Впервые легальное определение инновации (нововведения) было закреплено в Концепции инновационной политики Российской Федерации на 1998-2000 годы [6], а инновационной деятельности и инновационной продукции - в Основных направлениях политики Российской Федерации в области развития инновационной системы на период до 2010 года [7].
Полагаем необходимым выявить, как соотносятся между собой закрепленные в Федеральном законе «О науке и государственной научно-технической политике» [3] понятия «инновационная деятельность», «научная (научно-исследовательская) деятельность» и «научно-техническая деятельность».
Сравнительный анализ понятий «научная (научно-исследовательская) деятельность» и «научно-техническая деятельность» позволяет прийти к выводу, что первое по своему содержанию несколько шире второго, т.к. последнее ограничивается производственно-технической сферой. Конечный продукт научной деятельности представляет собой результат, который содержит в себе новые знания или решения и зафиксирован на любом информационном носителе.
Инновационная деятельность отличается от указанных выше видов деятельности, т.к. ее содержание составляет дальнейшее использование, внедрение результатов научной (научно-исследовательской) и научно-технической деятельности, экспериментальных разработок.
На практике можно наблюдать тесную связь между инновационной и научной деятельностью. В процессе использования или внедрения научных результатов и экспериментальных разработок проводятся научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (НИОКР), получаются новые или дополнительные результаты.
В законодательстве о налогах и сборах термин «инновационная деятельность» был закреплен в ст. 67 НК РФ [1], которая устанавливает право организаций, осуществляющих внедренческую и (или) инновационную деятельность, на получение инвестиционного налогового кредита. Позже данный термин законодатель употребил в ст. 10 Федерального закона «О статусе наукограда в Российской Федерации» [4]. В связи с тем, что большое количество инновационных организаций относится к числу субъектов малого и среднего предпринимательства, в ст. 22 Федерального закона «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» [5] были выделены специфические формы и виды поддержки таких субъектов в том числе и области инноваций.
В иных законодательных актах федерального уровня, в том числе и в части 4 ГК РФ [2], практически не используется терминология, связанная с инновациями и инновационной деятельностью.
Анализ действующего законодательства позволяет прийти к выводу об отсутствии в нем универсальных легальных определений понятий «инновация» и «инновационная деятельность», что влечет за собой проблемы правоприменительного характера.
В связи с тем, что отдельные законодательные положения, относящиеся к инновационной деятельности, неоднозначно трактуются необходимо гармонизировать правовую терминологию в данной сфере. Кроме того, необходимо законодательно оформить и основные направления федеральной государственной политики в целях развития инновационной деятельности.
В рыночной экономике на современном этапе научной и инновационной деятельности отводится ключевая роль, т.к. с их помощью обеспечиваются снижение себестоимости продукции, привлечение инвестиций, открытие и освоение новых внутренних и внешних рынков. Инновации в условиях современного производства служат основой конкурентоспособности продукции.
Проведенный анализ свидетельствует о существенном отставании текущего состояния нормативно-правового регулирования инновационной деятельности в России от требований времени и стоящих перед государством социально-экономических задач. Необходимо также гармонизировать правовую терминологию. Таким образом, следует решить на законодательном уровне эти вопросы, а также определить основные долгосрочные направления федеральной государственной политики по развитию инновационной сферы.
