Статья:

ХАРАКТЕРИСТИКА ВИДОВ СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ НАСЕЛЕНИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (НА ПРИМЕРЕ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ)

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №19(286)

Рубрика: Юриспруденция

Выходные данные
Гриневич В.П. ХАРАКТЕРИСТИКА ВИДОВ СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ НАСЕЛЕНИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (НА ПРИМЕРЕ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ) // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2024. № 19(286). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/286/149100 (дата обращения: 23.12.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

ХАРАКТЕРИСТИКА ВИДОВ СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ НАСЕЛЕНИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (НА ПРИМЕРЕ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ)

Гриневич Вадим Петрович
магистрант, Московский финансово-юридический университет МФЮА, РФ, г. Москва

 

Политика социальной поддержки местного населения является важным условием развития муниципального образования. Органы местного самоуправления должны не только учитывать пожелания граждан и выявлять их потребности в социальной поддержке в различных формах, но и осуществлять конкретные мероприятия по повышению уровня благосостояния граждан, используя при этом инновационные формы, методы и технологии реализации государственной социальной политики.

Особенности правового регулирования отношений, связанных с предоставлением мер социальной защиты (поддержки) отдельным категориям граждан определены Законом Республики Крым «Об особенностях установления мер социальной защиты (поддержки) отдельным категориям граждан, проживающих на территории Республики Крым» [2].

Государственная социальная помощь в виде социального пособия назначается и выплачивается малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам, проживающим на территории Республики Крым, среднедушевой доход которых ниже величины прожиточного минимума, установленного в Республике Крым (на 2024 г. величина прожиточного минимума в расчете на душу населения - 14 989 руб.; трудоспособного населения - 16 338 рублей; для пенсионеров – 12 891 руб.; детей - 15 559 руб.).

С 1 января 2023 года семьям с низкими доходами выплачивается единое пособие, которое упразднило целый ряд ранее действовавших выплат. Право на получение единого пособия имеют право семьи с детьми в возрасте до 17 лет включительно и беременные женщин, вставших на учет в ранние сроки. Размер пособия составляет 50, 75 или 100% от прожиточного минимума по региону.

В соответствии со ст. 12 Закона Республики Крым от 01.09.2014 № 62-ЗРК/2014 «Об организации деятельности органов опеки и попечительства в Республике Крым» [4] ежемесячная помощь на детей, которые находятся под опекой (попечительством), составляет 31 118 рублей.

В соответствии со ст. 5 Закона Республики Крым от 03.12.2014 № 20-ЗРК/2014 «О пособии на ребенка» [3] размер пособия на ребенка одинокой матери, в 2024 году составляет 3 711,50 рублей.

В соответствии с Законом Республики Крым от 17.12.2014 № 39-ЗРК/2014 «О социальной поддержке многодетных семей в Республике Крым» [1] максимальный размер компенсации затрат на приобретение школьной формы составит 4 453,80 рублей.

Также утвержден порядок предоставления единовременной материальной помощи в размере 10 000 рублей на каждого гражданина однократно для граждан Российской Федерации, Украины, Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики и лиц без гражданства, постоянно проживающих на территории Украины, Донецкой Народной Республики и Луганской Народной Республики, вынужденно покинувших территории постоянного проживания и прибывших в экстренном массовом порядке на территорию Республики Крым не ранее 18.02.2022 г.

Установлена единовременная денежная выплата в размере 200 000 рублей гражданам РФ, призванным на военную службу по мобилизации, а также гражданам, заключившим контракт о прохождении военной службы.

Ежемесячная компенсационная выплата гражданам из числа неработающих трудоспособных лиц устанавливается исходя из величины прожиточного минимума для трудоспособного населения, устанавливаемого в Республике Крым, в следующих размерах:

10 % - лицам, которые осуществляют уход за инвалидом II группы и престарелым;

7 % - лицам, которые осуществляют уход за инвалидом III группы и лицом, нуждающимся по заключению лечебного учреждения в постоянном постороннем уходе.

Ежемесячная компенсационная выплата неработающим лицам, достигшим пенсионного возраста, устанавливается исходя из величины прожиточного минимума пенсионера, устанавливаемого в Республике Крым, в следующих размерах:

15 % - лицам, которые осуществляют уход за инвалидом I группы;

10 % - лицам, которые осуществляют уход за инвалидом II группы, престарелым и ребенком-инвалидом;

7 % - лицам, которые осуществляют уход за инвалидом III группы и лицом, нуждающимся по заключению лечебного учреждения в постоянном постороннем уходе [6].

В соответствии с Постановлением Совета министров Республики Крым от 13.10.2015 № 612 «О предоставлении гражданам государственной социальной помощи на основании социального контракта в Республике Крым» [5] администрация Красноперекопского района семьям и гражданам, попавшим в трудную жизненную ситуацию, предоставляет помощь на основании социального контракта. Право на получение выплаты имеют малоимущие семьи, малоимущие одиноко проживающие на территории Республики Крым граждане РФ, которые по независящим от них причинам имеют среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума, установленного в Республике Крым.

В соответствии с условиями социального контракта орган труда и социальной защиты населения обязуется осуществить выплаты, а гражданин - реализовать мероприятия, предусмотренные программой социальной адаптации. Предлагаемые мероприятия:

а) по поиску работы (прохождение профессионального обучения и дополнительного профессионального образования) денежная выплата в размере 1/2 величины прожиточного минимума для трудоспособного населения (2024 год - 16 338 руб.) на период прохождения обучения, но не более 3-х месяцев; единовременная денежная выплата на профобучение в размере, не превышающем 30000 руб.; денежная выплата в размере одной величины прожиточного минимума для трудоспособного населения 1 месяц со дня заключения социального контракта плюс 3 месяца с даты подтверждения факта трудоустройства;

б) по осуществлению индивидуальной предпринимательской деятельности (с регистрацией в налоговом органе в качестве ИП; размер помощи не более 350 000 руб.);

в) по ведению личного подсобного хозяйства (с регистрацией в налоговом органе в качестве самозанятого; размер помощи не превышает 200 000 руб.).

Социальный контракт заключается между органом труда и социальной защиты населения в лице его руководителя и заявителем:

- на оказание государственной социальной помощи в поиске работы на срок не более 9 месяцев;

- на оказание государственной социальной помощи в осуществлении индивидуальной предпринимательской деятельности на срок не более 12 месяцев;

- на оказание государственной социальной помощи по ведению личного подсобного хозяйства на срок не более 12 месяцев;

- на оказание государственной социальной помощи в осуществлении иных мероприятий, направленных на преодоление гражданином трудной жизненной ситуации на срок не более 6 месяцев.

Государственная социальная помощь на основании социального контракта является стимулом для открытия собственного дела в качестве индивидуального предпринимателя или самозанятого лица с учетом предпочтений, знаний и опыта, которое обеспечит малоимущей семье не только выход из трудной жизненной ситуации, но и поддержание достаточного уровня доходов.

К числу основных принципов социальной защиты относится принцип адресности, который в современных условиях приобретает особенное значение.

Цель принципа адресности состоит не в идее охватить всех и каждого системой мер социального обеспечения, а напротив, не допустить, исключить возможность включения в категорию нуждающихся лиц тех, кто в действительности не нуждается и в состоянии иметь собственный источник средств к существованию. Право на  получение материальной помощи имеют граждане РФ, иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно проживающие на территории Республики Крым, попавшие в трудную жизненную ситуацию.

Несмотря на большую работу, которая проводится в муниципальных образованиях по социальному обеспечению населения, существует еще ряд острых проблем на муниципальном уровне, заслуживающих должного внимания.

1. Проблема информированности тех, кто может претендовать на получение социальной помощи. Несмотря на актуальность и популярность темы социального обеспечения в риторике руководителей разных уровней, круг освещаемых вопросов в действительности крайне узок.

2. Проблема доступности социальных услуг и льгот. Даже имеющиеся гарантированные права на социальную защиту далеко не всегда могут быть реализованы. Доступность социального обеспечения ограничивается рядом затруднений.

3. Проблема адекватности социальных услуг потребностям. Здесь в первую очередь встает вопрос возможности конвертации предоставляемых льгот из натуральной (услуги) в денежную форму выражения.

4. Проблема огосударствления всей сферы социальных услуг. Несмотря на нехватку средств, квалификации и других ресурсов, государство не стремится подключать к социальному обеспечению общественные объединения.

 

Список литературы:
1. Закон Республики Крым от 17.12.2014 № 39-ЗРК/2014 (ред. от 20.10.2022) «О социальной поддержке многодетных семей в Республике Крым» // Крымские известия. – 2014. - № 251(5662).
2. Закон Республики Крым от 10.12.2014 № 36-ЗРК/2014 (ред. от 21.12.2021) «Об особенностях установления мер социальной защиты (поддержки) отдельным категориям граждан, проживающих на территории Республики Крым» // Крымские известия. - 2014. - № 251.
3. Закон Республики Крым от 03.12.2014 № 20-ЗРК/2014 (ред. от 01.04.2019) «О пособии на ребенка» // Крымские известия. – 2014. - № 242(5653).
4. Закон Республики Крым от 01.09.2014 № 62-ЗРК/2014 (ред. от 26.06.2023) «Об организации деятельности органов опеки и попечительства в Республике Крым» // Крымские известия. – 2014. - № 181-182.
5. Постановление Совета министров Республики Крым от 13.10.2015 № 612 (ред. от 29.03.2024) «О предоставлении гражданам государственной социальной помощи на основании социального контракта в Республике Крым» // Официальный сайт Правительства Республики Крым: [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://rk.gov.ru (дата обращения: 18.05.2024)
6. Официальный сайт Правительства Республики Крым: [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://rk.gov.ru (дата обращения: 18.05.2024)