Статья:

ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №21(330)

Рубрика: Экономика

Выходные данные
Зеленкова Д.А. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2025. № 21(330). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/330/174286 (дата обращения: 23.06.2025).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Зеленкова Дарья Антоновна
студент, Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова, РФ, г. Москва
Ефремова Елена Ильинична
научный руководитель, доцент, Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова, РФ, г. Москва

 

В условиях современных экономических вызовов, обеспечение эффективного государственного финансового контроля (ГФК) является критически важным фактором для поддержания финансовой безопасности и эффективного расходования бюджетных средств в Российской Федерации. ГФК представляет собой комплекс мер, направленных на обеспечение законности, целевого и эффективного использования бюджетных средств и государственного имущества. Актуальность темы обусловлена необходимостью совершенствования системы ГФК в условиях цифровизации экономики, введения санкционных ограничений, а также выявления и пресечения коррупционных проявлений. Целью данной статьи является анализ текущего состояния системы ГФК в Российской Федерации, выявление основных проблем и определение перспектив ее развития.

Правовое регулирование ГФК осуществляется на основе обширной нормативно-правовой базы, включающей в себя федеральные законы, подзаконные акты, а также ведомственные нормативные документы. Основу нормативно-правовой базы составляют Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ “О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд” (ред. от 04.08.2023), Федеральный закон от 07.02.2011 № 6-ФЗ “Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований” (ред. от 29.05.2019), Постановление Правительства РФ от 29.05.2023 № 868 “Об утверждении Правил осуществления контроля за соблюдением требований к участникам закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд” и другие нормативные акты. Организационная структура системы ГФК включает Счетную палату РФ (СП РФ), Федеральное казначейство, контрольно-счетные органы субъектов РФ (КСО субъектов РФ) и муниципальных образований, а также органы внутреннего финансового контроля (ВФК). Основные функции ГФК включают аудит, проверку, ревизию, анализ, надзор и мониторинг. Ключевыми показателями эффективности ГФК являются объем выявленных нарушений бюджетного законодательства, объем возмещенного ущерба, количество проведенных контрольных мероприятий.

Несмотря на развитую нормативно-правовую базу и организационную структуру, система ГФК в РФ сталкивается с рядом проблем. К ним относятся: недостаточная эффективность контрольных мероприятий (низкий процент выявления нарушений, неполное возмещение ущерба), коррупционные риски (непрозрачность, формальный характер проверок, сговор), устаревшие методы контроля (малое использование цифровых технологий, рутинный характер проверок), недостаточное взаимодействие между органами ГФК, проблемы с кадрами (нехватка квалифицированных специалистов, коррупция), а также недостаточный уровень общественного контроля. Примеры конкретных проблем включают неэффективное использование бюджетных средств при реализации крупных инфраструктурных проектов, нарушения при осуществлении государственных закупок, нецелевое использование бюджетных средств на социальные программы, коррупционные проявления в сфере управления государственным имуществом. [4]

Перспективы развития ГФК включают цифровизацию (применение больших данных, искусственного интеллекта, автоматизацию), внедрение риск-ориентированного подхода (акцент на наиболее рисковых направлениях), усиление профилактики коррупции (прозрачность, антикоррупционные стандарты, ответственность), совершенствование взаимодействия между органами ГФК, обучение и повышение квалификации кадров, изучение международного опыта, совершенствование нормативно-правовой базы. Активное внедрение цифровых технологий позволит повысить эффективность, прозрачность и оперативность ГФК. Переход к риск-ориентированному подходу позволит сосредоточить усилия на наиболее рисковых операциях и направлениях использования бюджетных средств. Профилактика коррупции, совершенствование взаимодействия между органами ГФК и повышение квалификации кадров являются ключевыми факторами для повышения общей эффективности системы.

В современных условиях, эффективный ГФК является необходимым условием для обеспечения финансовой безопасности и устойчивого развития Российской Федерации. Необходим комплексный подход, включающий активное внедрение цифровых технологий, переход к риск-ориентированному подходу, усиление профилактики коррупции, совершенствование взаимодействия между органами ГФК, повышение квалификации кадров, изучение международного опыта и совершенствование нормативно-правовой базы. Реализация этих направлений позволит существенно повысить эффективность системы ГФК, что в конечном итоге будет способствовать укреплению финансовой безопасности и устойчивому развитию страны [5].

В заключение, стоит отметить необходимость совершенствования нормативно-правовой базы, регулирующей ГФК, с учетом современных вызовов и тенденций. Также необходимо продолжить работу по повышению квалификации кадров, внедрению инновационных технологий и развитию международного сотрудничества в данной сфере. Это позволит сделать систему ГФК более эффективной, прозрачной и соответствующей современным требованиям.

 

Список литературы:
1. Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ “О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд”.
2. Федеральный закон от 07.02.2011 № 6-ФЗ “Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований”.
3. Постановление Правительства РФ от 29.05.2023 № 868 “Об утверждении Правил осуществления контроля за соблюдением требований к участникам закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд”.
4. Гогина, Г.Н., Аджиев, Х.Х. Оценка эффективности государственного финансового контроля в обеспечении сбалансированности бюджетов субъектов Российской Федерации // Финансы и кредит. 2022. Т. 28, № 3 (819). С. 620-636.
5. Казакова Н.А., Ефремова Е.И. Аудит: учебник для вузов / Н.А. Казакова, Е.И. Ефремова; под общ. ред. Н.А. Казаковой. — 4-е изд. — М.: Юрайт, 2023. — 425 с.
6. Ефремова Е.И. Аудит и анализ финансового состояния медицинской организации. // [электронный ресурс] – Режим доступа:: https://panor.ru/articles/audit-i-analiz-finansovogo-sostoyaniya-meditsinskoy-organizatsii/98646.html# Дата доступа:  02.06.2025