Статья:

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО УПРАВЛЕНИЮ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ИМУЩЕСТВОМ И ЕГО ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЕ ОРГАНЫ, КАК ДЕРЖАТЕЛИ ЦЕННЫХ БУМАГ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №22(331)

Рубрика: Юриспруденция

Выходные данные
Дичко И.С. ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО УПРАВЛЕНИЮ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ИМУЩЕСТВОМ И ЕГО ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЕ ОРГАНЫ, КАК ДЕРЖАТЕЛИ ЦЕННЫХ БУМАГ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2025. № 22(331). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/331/174754 (дата обращения: 18.07.2025).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО УПРАВЛЕНИЮ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ИМУЩЕСТВОМ И ЕГО ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЕ ОРГАНЫ, КАК ДЕРЖАТЕЛИ ЦЕННЫХ БУМАГ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Дичко Инга Сергеевна
магистрант, Херсонский технический университет, г. Геническ

 

Аннотация. В статье рассматриваться функции и задачи Федерального агентства по управлению государственным имуществом, который является органом исполнительной власти, а также взаимодействие с рынком ценных бумаг. Автор подчеркивает эффективное управление государственным имуществом, прозрачность процессов и сотрудничество с местными органами власти могут значительно повысить инвестиционную привлекательность страны и способствовать устойчивому экономическому развитию.

 

Ключевые слова: федеральное агентство по управлению государственным имуществом, территориальные органы, ценные бумаги.

 

Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (далее по тексту – Росимущество) является органом исполнительной власти Российской Федерации управляющее имуществом федерального уровня.

Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (Росимущество) играет ключевую роль в управлении имуществом Российской Федерации. В условиях растущей экономической динамики и изменения законодательных норм важно рассмотреть функции и задачи данного агентства, а также его взаимодействие с рынком ценных бумаг.

Росимущество осуществляет управление федеральным имуществом, в том числе и ценными бумагами, эмитированными государственными структурами. Основные функции агентства включают:

1. Управление государственным имуществом. Ведение реестра государственного имущества, его оценка и продажа.

2. Разработка стратегии. Формирование государственной политики в сфере управления имуществом, включая ценные бумаги.

3. Контроль и надзор. Осуществление контроля за соблюдением законодательства при управлении государственным имуществом и ценными бумагами.

Объекты ценных бумаг, которыми распоряжается Росимущество, включают облигации, акции и другие финансовые инструменты. Важность этого аспекта управления проявляется в следующих направлениях:

1. Финансирование государственного бюджета. Держание ценных бумаг позволяет финансировать дефицит бюджета, обеспечивая поступления в госказну.

2. Инвестиционная привлекательность. Разумная политика в отношении ценных бумаг способствует привлечению инвестиций в экономику страны.

3. Управление рисками. Диверсификация портфеля государственных ценных бумаг помогает минимизировать финансовые риски.

Территориальные органы Росимущества играют важную роль в реализации государственных программ на местах. Их функции включают:

1. Локальное управление имуществом. Управление имуществом, расположенным в регионе, и участие в продажах и аукционах.

2. Контроль за состоянием государственного имущества. Оценка и мониторинг состояния активов на уровне субъекта Федерации.

3. Взаимодействие с местными властями. Сотрудничество с местными органами власти для реализации совместных проектов.

Данный функции не являются всеми, которые реализуют территориальные органы Росимущества. Полномочия и реализуемые функции территориальных органов Росимущества установлены внутренними положениями территориальных органов, составленных в соответствии с приказом Росимущества от 23.06.2023 №131 «Об утверждении положений о территориальных органах Росимущества» [1].

В рамках, полномочий которыми наделены территориальные органы Росимущества отсутствуют полномочия, распространяющиеся на деятельность государственного органа на рынке ценных бумаг.

Это одна из существенных проблем деятельности Росимущества на рынке ценных бумаг является повышенная нагрузка именно на центральный аппарат Росимущества, так, как только он наделен правами и уполномочен на ведение деятельности от лица Российской Федерации на рынке ценных бумаг.

Распространение полномочий центрального аппарата Росимущества на его территориальные органы в рамках его деятельности на рынке ценных бумаг, могло повысить эффективность деятельности в данном направлении государственного органа.

На сегодняшний день в обстановке санкций и эффективно развивающийся экономической системы, очень важным механизмом является мобилизация финансов посредством деятельности на рынках ценных бумаг.

Закономерный экономический рост на прямую связан с эффективной инвестиционной политикой в стране. Так как именно недоинвестирование является одной из основных причин кризисной обстановки в экономике.

Исходя из этого распространение полномочий может помочь привлечь новые финансы для развития данного института государственного участия на рынке ценных бумаг. [4; с. 36]

Также привлечение территориальных органов к деятельности Росимущества на рынке ценных бумаг может привести к уменьшению нагрузки на центральный аппарат Росимущества, что в свою очередь может привести к сосредоточению сил центральной администрации государственного органа на решении вопросов стратегического значения на рынке ценных бумаг, во время того, как территориальные органы будут решать вопросы менее долгосрочного значения (спекуляция на рынке ценных бумаг, краткосрочные вложения с дальнейшим выводом средств).

Таким образом децентрализация полномочий приведет к более активному развитию института участия на торгах государства, в качестве субъекта экономической деятельности, а не надзорной или исполнительной.

На сегодняшний день Росимущество принимает участие на рынке ценных бумаг, только на определенные позиции. В полномочия Росимущества входят только владение и реализация ценных бумаг.

То есть, Росимущество владеет на праве собственности пакетом ценных бумаг и в соответствии с назначением передачи имущества может реализовывать ценные бумаги на торгах. Закупкой же ценных бумаг Росимущество и его территориальные органы не занимаются. [3; с. 57]

Тем не менее, в Российской Федерации система хоть и не совершенна, но все же основные механизмы существуют и успешно применяются.

Так, к примеру, в США, в качестве собственника федерального государственного имущества выступает Генеральная служба управления (GSA – General Services Administration). Однако, данный государственный орган не обладает полномочиями держателя акций. Политика США в рамках участия государства на рынке ценных бумаг направлена на закупку ценных бумаг через государственные фонды, или в рамках «спасения» полугосударственных или стратегических корпораций.

Само государство, в свою очередь, в качестве собственника ценных бумаг выступает крайне редко, в основном в случаях кризисов.

Государственные акции же являются непубличными и не продаются, а в качестве их собственника выступает США в лице Министерства финансов США. [2; с. 26]

Исходя из вышеизложенного, одна из лидирующих стран «игроков» на рынке ценных бумаг, активно не занимает место субъекта экономической деятельности на рынке ценных бумаг. Тем не менее, успех данной системы крайне очевиден, только по тому, что в рамках представителей государственной власти на рынке ценных бумаг могут также выступать штаты и муниципалитеты.

Такой децентрализованный способ экономического участия государства на рынке ценных бумаг имеет преимущества, так как территории на которых данные органы в праве реализовывать свои полномочия ограниченны территориальной расположенностью муниципалитета, города или штата.

Таким образом свободные или специально выделенные средства штата или муниципалитета могут быть вложены в местные акции, что в свою очередь приведет к развитию компаний в которые они вкладываются, увеличению налоговых взносов, идущих на счета соответствующего уровня казначейства, а также, позволяет государству получать доход с выплат по ценным бумагам.

Исходя из вышеизложенного у США на сегодняшний день сложилась интересная и вполне успешная система. На сегодняшний день, в Российской Федерации она бы не нашла качественного применения. Однако, преимущества данной системы государственного участия на рыке ценных бумаг, могут быть применены и реализованы в Российской системе.

Федеральное агентство по управлению государственным имуществом и его территориальные органы играют важную роль в системе управления государственными ценными бумагами Российской Федерации. Эффективное управление государственным имуществом, прозрачность процессов и сотрудничество с местными органами власти могут значительно повысить инвестиционную привлекательность страны и способствовать устойчивому экономическому развитию. В будущем необходимо продолжать работу по улучшению механизмов управления, повышения прозрачности операций и адаптации к изменениям в экономической среде для достижения устойчивого роста и развития рынка государственных ценных бумаг.

Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (Росимущество) играет ключевую роль в управлении федеральной собственностью, включая ценные бумаги. Основные функции агентства охватывают учет, оценку и распоряжение госимуществом, а также формирование стратегии его использования. Однако его деятельность на рынке ценных бумаг ограничена: территориальные органы не наделены соответствующими полномочиями, что создает избыточную нагрузку на центральный аппарат.

Децентрализация полномочий могла бы повысить эффективность управления акциями, принадлежащими на праве собственности Российской Федерации, позволив региональным подразделениям участвовать в операциях с ценными бумагами, разгрузив при этом центральный аппарат Росимущества. Также, можно применять на практике опыт успешных в данной деятельности государств, которые в свою очередь частично может быть реализован в правовой системе Российской Федерации.

Для устойчивого развития рынка госбумаг необходимо совершенствовать механизмы управления, повышать прозрачность операций и расширять полномочия территориальных органов. Это позволит усилить инвестиционную привлекательность экономики и обеспечить ее стабильный рост.

 

Список литературы:
1. Приказ Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 23.06.2023 №131 «Об утверждении положений о территориальных органах Росимущества» // не опубликован.
2. Андреева Ю. А. АНАЛИЗ РЫНКА ЦЕННЫХ БУМАГ США // Экономика и социум. 2014. №2-1 (11). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/analiz-rynka-tsennyh-bumag-ssha (дата обращения: 05.06.2025).
3. Сланова Нино Нодаровна Оценка организационных методов и ключевых показателей эффективности деятельности акционерных обществ с государственным участием в промышленности // Вестник евразийской науки. 2015. №1 (26). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/otsenka-organizatsionnyh-metodov-i-klyuchevyh-pokazateley-effektivnosti-deyatelnosti-aktsionernyh-obschestv-s-gosudarstvennym (дата обращения: 05.06.2025).
4. Тихомиров А П., Т Е. Хорольская, Х М. Мусаева Развитие компаний с государственным участием в условиях внешних ограничений // Деловой вестник предпринимателя. 2023. №3 (13). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-kompaniy-s-gosudarstvennym-uchastiem-v-usloviyah-vneshnih-ogranicheniy (дата обращения: 05.06.2025).