Статья:

ХАРАКТЕРИСТИКА ПРАВОВЫХ ОСНОВ ИНФОРМАТИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №20(329)

Рубрика: Юриспруденция

Выходные данные
Хазиров М.У. ХАРАКТЕРИСТИКА ПРАВОВЫХ ОСНОВ ИНФОРМАТИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2025. № 20(329). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/329/173951 (дата обращения: 11.06.2025).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

ХАРАКТЕРИСТИКА ПРАВОВЫХ ОСНОВ ИНФОРМАТИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ

Хазиров Муца Умарович
студент, ФГБОУ ВО Тверской государственный университет, РФ, г. Тверь
Захаров Георгий Николаевич
научный руководитель, канд. юрид. наук, доцент, ФГБОУ ВО Тверской государственный университет, РФ, г. Тверь

 

Аннотация. Статья посвящена изучению правовых основ информатизации государственного и муниципального управления РФ. В целях оптимизации государственного управления создаются правовые основы информатизации, цифровизации и управления данными. Правовые основы, отвечающие требованиям времени и развития технологий, позволят эффективно собирать, обрабатывать и использовать государственные данные, обеспечивая их доступность, полноту, актуальность и безопасность.  

 

Ключевые слова: правовые основы, информатизация, органы государственного и муниципального управления, цифровизация, нормативно-правовые акты.

 

Помимо очевидных преимуществ информатизации, остаются нерешёнными правовые проблемы регулирования данной сферы государственного и муниципального управления. Необходимо совершенствовать правовые механизмы защиты прав и свобод человека в информационно-цифровой среде, а также надежно обеспечить национальную безопасность и суверенитет Российской Федерации.

Цель данной статьи - анализ правовых основ информатизации государственного и муниципального управления в РФ.

В рамках современного правового регулирования аспектов информатизации, даже в Конституции Российской Федерации [1] не уделяется должного внимания вопросам, связанным с правами граждан в контексте использования информационных технологий и оборота цифровых данных.

В сфере применения информационных технологий и оборота цифровых данных разработана довольно обширная правовая база, включающая Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» [2]; Федеральный закон «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» [4]; Федеральный закон «О персональных данных» [3]; Федеральный закон «Об электронной подписи» [5];  Указ Президента РФ «О развитии искусственного интеллекта в Российской Федерации» (вместе с «Национальной стратегией развития искусственного интеллекта на период до 2030 года») [7]; Указ Президента РФ «О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017­-2030 годы» [6]; Постановление Правительства РФ «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Информационное общество»» [8]; Распоряжение Правительства РФ «О концепции развития механизмов предоставления государственных и муниципальных услуг в электронном виде» [9] и другие.

Несмотря на обширность и многогранность правовой базы в сфере информатизации и цифровизации государственного и муниципального управления, имеет место много нестыковок, противоречий и пробелов. Среди основных проблем в правовом регулировании информатизации в России можно выделить отсутствие четких правовых механизмов действия в следующих случаях:

- уязвимость безопасности персональной и другой личной информации граждан;

- совершение правонарушений с использованием современных информационных технологий;

- возможное нарушение неприкосновенности частной жизни и охраняемой законом тайны с использованием технологий фото-, видеонаблюдения и звукозаписи;

- сложности с применением соответствующих информационных технологий из-за беспрецедентной санкционной политики стран Запада;

- возможные ошибки в работе таких информационных систем;

- недостаточная информированность граждан.

В настоящее время в юридической доктрине и правоприменительной практике отсутствует единообразие в понимании феномена цифровых прав человека, перспектив его дальнейшей нормативной регламентации и теоретического развития. В научной литературе всё чаще обсуждается необходимость систематизации информационного законодательства в области цифровых технологий [10].

Для более эффективного применения цифровых технологий в улучшении правового регулирования публично-правовых отношений в системе публичной власти необходимо:

- определить предмет будущего кодифицированного акта (информационного, инфокоммуникационного, телекоммуникационного и/или цифрового кодексов);

- установить сроки создания кодифицированной системы в условиях трансформации общественных отношений;

- разработать общие нормы и принципы регулирования цифровых процессов и технологий как части информационных правоотношений;

- выявить и обосновать наиболее значимые для функционирования публичной власти направления внедрения информационных (цифровых) технологий.

Для того чтобы запустить масштабные государственные проекты по систематизации законодательства в сфере информационных технологий, по мнению некоторых экспертов, нужно сначала разобраться с терминами и понятиями [11]. Необходимо привести в порядок терминологию, особенно правовые определения, которые используются в процессе создания законов.

Анализируя российское законодательство и практику регулирования и использования цифровых технологий, можно отметить их противоречивость. Принципы функционирования некоторых современных технологий и практика их использования не соответствуют текущим правовым стандартам, лежащим в основе законодательства РФ.

По нашему мнению, основной причиной такого результата является непонимание российским законодателем технических особенностей современных технологий и неспособность прогнозировать их преимущества и недостатки. Это не позволяет модернизировать законодательство таким образом, чтобы максимизировать пользу технологий и минимизировать их потенциальный ущерб.

Правовая основа развития информатизации государственного и муниципального управления включает в себя ряд законодательных и нормативных актов, регулирующих внедрение информационных технологий в деятельность органов власти. Это способствует повышению эффективности управления, улучшению качества предоставляемых государственных и муниципальных услуг, а также обеспечению прозрачности и открытости власти для граждан.

Действующие правовые механизмы направлены на создание благоприятной среды для развития информационных систем и технологий в управлении. Большое количество нормативных актов различной юридической силы в рассматриваемой сфере показывают, что назрела необходимость разработки и принятия единого кодифицированного акта в сфере информатизации и цифровизации государственного и муниципального управления.

Следовательно, современная государственная политика РФ в сфере информатизации государственного и муниципального управления направлена на повышение эффективности работы государственных органов и улучшение качества предоставляемых гражданам услуг. В современных условиях важно создание единой цифровой инфраструктуры и соблюдение правовых норм для обеспечения качества и доступности государственных и муниципальных услуг и эффективной работы цифровых сервисов органов государственного и муниципального управления.

 

Список литературы:
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Официальный интернет-портал правовой информации [Электронный ресурс] URL: http://pravo.gov.ru (Дата обращения – 11.04.2025)
2. Федеральный закон от 27.07.2006 № 149-ФЗ (ред. от 23.11.2024) «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2025) // Российская газета. - № 165, 29.07.2006
3. Федеральный закон от 27.07.2006 № 152-ФЗ (ред. от 08.08.2024) «О персональных данных» // Российская газета. - № 165, 29.07.2006
4. Федеральный закон от 27.07.2010 № 210-ФЗ (ред. от 28.12.2024) «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» // Российская газета. - №168, 30.07.2010
5. Федеральный закон от 06.04.2011 № 63-ФЗ (ред. от 28.12.2024) «Об электронной подписи» // Российская газета. - № 75, 08.04.2011
6. Указ Президента РФ от 09.05.2017 № 203 «О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 - 2030 годы» // Собрание законодательства РФ. - 15.05.2017. - № 20, ст. 2901
7. Указ Президента РФ от 10.10.2019 № 490 (ред. от 15.02.2024) «О развитии искусственного интеллекта в Российской Федерации» (вместе с «Национальной стратегией развития искусственного интеллекта на период до 2030 года») // Собрание законодательства РФ. - 14.10.2019. - № 41, ст. 5700
8. Постановление Правительства РФ от 15.04.2014 № 313 (ред. от 25.12.2024) «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Информационное общество» (с изм. и доп., вступ. в силу с 05.01.2025) // Собрание законодательства РФ. - 05.05. - № 18 (часть II), ст. 2159
9. Распоряжение Правительства РФ от 25.12.2013 № 2516-р (ред. от 13.10.2017) «Об утверждении Концепции развития механизмов предоставления государственных и муниципальных услуг в электронном виде» // Собрание законодательства РФ. - 13.01.2014, № 2 (часть II), ст. 155
10. Власенко В.Н., Широбоков А.С. Цифровизация государственного экологического управления: правовые аспекты / В.Н. Власенко, А.С. Широбоков // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Юридические науки. - 2021. - Т. 25, № 2. - С. 601–619.
11. Ляхова А.И., Ляхов В.А. К вопросу о правовом регулировании и практике использования информационных технологий в Российской Федерации / А.И. Ляхова, В.А. Ляхов // Вестник. Государство и право. - 2021. - № 3 (30). - С. 34–36.