ХАРАКТЕРИСТИКА ПРАВОВЫХ ОСНОВ ИНФОРМАТИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №20(329)
Рубрика: Юриспруденция

Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №20(329)
ХАРАКТЕРИСТИКА ПРАВОВЫХ ОСНОВ ИНФОРМАТИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ
Аннотация. Статья посвящена изучению правовых основ информатизации государственного и муниципального управления РФ. В целях оптимизации государственного управления создаются правовые основы информатизации, цифровизации и управления данными. Правовые основы, отвечающие требованиям времени и развития технологий, позволят эффективно собирать, обрабатывать и использовать государственные данные, обеспечивая их доступность, полноту, актуальность и безопасность.
Ключевые слова: правовые основы, информатизация, органы государственного и муниципального управления, цифровизация, нормативно-правовые акты.
Помимо очевидных преимуществ информатизации, остаются нерешёнными правовые проблемы регулирования данной сферы государственного и муниципального управления. Необходимо совершенствовать правовые механизмы защиты прав и свобод человека в информационно-цифровой среде, а также надежно обеспечить национальную безопасность и суверенитет Российской Федерации.
Цель данной статьи - анализ правовых основ информатизации государственного и муниципального управления в РФ.
В рамках современного правового регулирования аспектов информатизации, даже в Конституции Российской Федерации [1] не уделяется должного внимания вопросам, связанным с правами граждан в контексте использования информационных технологий и оборота цифровых данных.
В сфере применения информационных технологий и оборота цифровых данных разработана довольно обширная правовая база, включающая Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» [2]; Федеральный закон «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» [4]; Федеральный закон «О персональных данных» [3]; Федеральный закон «Об электронной подписи» [5]; Указ Президента РФ «О развитии искусственного интеллекта в Российской Федерации» (вместе с «Национальной стратегией развития искусственного интеллекта на период до 2030 года») [7]; Указ Президента РФ «О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 годы» [6]; Постановление Правительства РФ «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Информационное общество»» [8]; Распоряжение Правительства РФ «О концепции развития механизмов предоставления государственных и муниципальных услуг в электронном виде» [9] и другие.
Несмотря на обширность и многогранность правовой базы в сфере информатизации и цифровизации государственного и муниципального управления, имеет место много нестыковок, противоречий и пробелов. Среди основных проблем в правовом регулировании информатизации в России можно выделить отсутствие четких правовых механизмов действия в следующих случаях:
- уязвимость безопасности персональной и другой личной информации граждан;
- совершение правонарушений с использованием современных информационных технологий;
- возможное нарушение неприкосновенности частной жизни и охраняемой законом тайны с использованием технологий фото-, видеонаблюдения и звукозаписи;
- сложности с применением соответствующих информационных технологий из-за беспрецедентной санкционной политики стран Запада;
- возможные ошибки в работе таких информационных систем;
- недостаточная информированность граждан.
В настоящее время в юридической доктрине и правоприменительной практике отсутствует единообразие в понимании феномена цифровых прав человека, перспектив его дальнейшей нормативной регламентации и теоретического развития. В научной литературе всё чаще обсуждается необходимость систематизации информационного законодательства в области цифровых технологий [10].
Для более эффективного применения цифровых технологий в улучшении правового регулирования публично-правовых отношений в системе публичной власти необходимо:
- определить предмет будущего кодифицированного акта (информационного, инфокоммуникационного, телекоммуникационного и/или цифрового кодексов);
- установить сроки создания кодифицированной системы в условиях трансформации общественных отношений;
- разработать общие нормы и принципы регулирования цифровых процессов и технологий как части информационных правоотношений;
- выявить и обосновать наиболее значимые для функционирования публичной власти направления внедрения информационных (цифровых) технологий.
Для того чтобы запустить масштабные государственные проекты по систематизации законодательства в сфере информационных технологий, по мнению некоторых экспертов, нужно сначала разобраться с терминами и понятиями [11]. Необходимо привести в порядок терминологию, особенно правовые определения, которые используются в процессе создания законов.
Анализируя российское законодательство и практику регулирования и использования цифровых технологий, можно отметить их противоречивость. Принципы функционирования некоторых современных технологий и практика их использования не соответствуют текущим правовым стандартам, лежащим в основе законодательства РФ.
По нашему мнению, основной причиной такого результата является непонимание российским законодателем технических особенностей современных технологий и неспособность прогнозировать их преимущества и недостатки. Это не позволяет модернизировать законодательство таким образом, чтобы максимизировать пользу технологий и минимизировать их потенциальный ущерб.
Правовая основа развития информатизации государственного и муниципального управления включает в себя ряд законодательных и нормативных актов, регулирующих внедрение информационных технологий в деятельность органов власти. Это способствует повышению эффективности управления, улучшению качества предоставляемых государственных и муниципальных услуг, а также обеспечению прозрачности и открытости власти для граждан.
Действующие правовые механизмы направлены на создание благоприятной среды для развития информационных систем и технологий в управлении. Большое количество нормативных актов различной юридической силы в рассматриваемой сфере показывают, что назрела необходимость разработки и принятия единого кодифицированного акта в сфере информатизации и цифровизации государственного и муниципального управления.
Следовательно, современная государственная политика РФ в сфере информатизации государственного и муниципального управления направлена на повышение эффективности работы государственных органов и улучшение качества предоставляемых гражданам услуг. В современных условиях важно создание единой цифровой инфраструктуры и соблюдение правовых норм для обеспечения качества и доступности государственных и муниципальных услуг и эффективной работы цифровых сервисов органов государственного и муниципального управления.
