ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В РАЗВИТИИ ПАМЯТИ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №22(331)
Рубрика: Педагогика

Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №22(331)
ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В РАЗВИТИИ ПАМЯТИ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА
Развитие памяти у детей с нарушением слуха представляет собой актуальную задачу, поскольку эти дети сталкиваются с трудностями в восприятии аудиальной информации, что ограничивает доступ к знаниям и социальному взаимодействию. Развитие альтернативных способов обработки информации (например, визуальных) критически важно для их когнитивного и социального развития.
Память — один из ключевых компонентов познавательной сферы. У детей с нарушением слуха нередко наблюдаются задержки в развитии внимания, мышления и других когнитивных функций. Стимуляция других сенсорных каналов, прежде всего зрительного, способствует развитию памяти и компенсаторных стратегий.
Хорошо развитая память помогает детям эффективнее адаптироваться в образовательной среде, устанавливать контакт со сверстниками и взрослыми, что важно для их эмоционального благополучия. Актуальность темы обусловлена также необходимостью разработки эффективных образовательных стратегий и индивидуальных программ поддержки.
По данным ВОЗ, нарушения слуха являются наиболее распространённой сенсорной патологией у детей. В 40% случаев они имеют наследственный характер, ещё 17% — связаны с перинатальной патологией. Половина случаев врождённой тугоухости возникает без видимых факторов риска. Это подчеркивает необходимость раннего вмешательства и изучения когнитивных особенностей таких детей.
Цель исследования — теоретическое и практическое изучение особенностей памяти у детей с нарушением слуха. Задачи включают: анализ психолого-педагогических характеристик таких детей, выявление специфики развития памяти, а также изучение инновационных технологий, способствующих её улучшению. Объект исследования — дети с нарушением слуха, предмет — особенности их памяти.
Коммуникативное развитие у таких детей замедлено: взрослый остаётся основным инициатором общения, наблюдаются трудности в движениях и моторной координации, сниженный темп деятельности. Познавательное развитие также имеет свои особенности: восприятие развивается медленнее, дети дольше осваивают простейшие задачи, такие как сборка разрезных картинок. Они полагаются на зрительный анализатор, реже осваивают речь и мыслительные операции, длительно сохраняют образный характер мышления.
Память развивается с особенностями. На фоне трудностей в усвоении речи дети хуже запоминают слова: они воспринимают их как набор букв или слогов, тратя много усилий на фиксацию каждого элемента. Это приводит к искажениям, пропускам и перестановкам. У глухих детей реже формируется дифференцированное понимание значений слов, они реже применяют приёмы смысловой группировки. Д. М. Маянц выделила у них три типа замен при воспроизведении: внешне сходные слова (угол — уголь), смысловые (крыло — голубь), а также комбинированные (выбрали — собрали).
Современные технологии играют важную роль в развитии памяти. Программы вроде Lumosity и Brain Trainer Special используются для тренировки памяти и внимания. Lumosity, по результатам исследований, улучшает краткосрочную и рабочую память, скорость обработки информации. Brain Trainer Special предлагает задания разного уровня сложности, способствующие развитию когнитивных навыков.
Таким образом, развитие памяти у детей с нарушением слуха требует комплексного подхода: с учётом их особенностей восприятия, моторики и мышления. Использование адаптированных образовательных программ и инновационных технологий позволяет повысить их учебную мотивацию, качество усвоения информации и облегчить социализацию. Это особенно важно в условиях современного общества, предъявляющего высокие требования к когнитивной гибкости и адаптивности.
