Статья:

ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В РАЗВИТИИ ПАМЯТИ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №22(331)

Рубрика: Педагогика

Выходные данные
Амангельдина К.Д. ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В РАЗВИТИИ ПАМЯТИ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2025. № 22(331). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/331/174769 (дата обращения: 19.06.2025).
К условиям публикации Скачать журнал
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В РАЗВИТИИ ПАМЯТИ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА

Амангельдина Камилла Даулетовна
студент, Карагандинский университет имени академика Е.А. Букетова, Казахстан, г. Караганда
Сюй-Фу-Шун Наталья Валентиновна
научный руководитель, старший преподаватель, Карагандинский университет имени академика Е.А. Букетова, Казахстан, г. Караганда

 

Развитие памяти у детей с нарушением слуха представляет собой актуальную задачу, поскольку эти дети сталкиваются с трудностями в восприятии аудиальной информации, что ограничивает доступ к знаниям и социальному взаимодействию. Развитие альтернативных способов обработки информации (например, визуальных) критически важно для их когнитивного и социального развития.

Память — один из ключевых компонентов познавательной сферы. У детей с нарушением слуха нередко наблюдаются задержки в развитии внимания, мышления и других когнитивных функций. Стимуляция других сенсорных каналов, прежде всего зрительного, способствует развитию памяти и компенсаторных стратегий.

Хорошо развитая память помогает детям эффективнее адаптироваться в образовательной среде, устанавливать контакт со сверстниками и взрослыми, что важно для их эмоционального благополучия. Актуальность темы обусловлена также необходимостью разработки эффективных образовательных стратегий и индивидуальных программ поддержки.

По данным ВОЗ, нарушения слуха являются наиболее распространённой сенсорной патологией у детей. В 40% случаев они имеют наследственный характер, ещё 17% — связаны с перинатальной патологией. Половина случаев врождённой тугоухости возникает без видимых факторов риска. Это подчеркивает необходимость раннего вмешательства и изучения когнитивных особенностей таких детей.

Цель исследования — теоретическое и практическое изучение особенностей памяти у детей с нарушением слуха. Задачи включают: анализ психолого-педагогических характеристик таких детей, выявление специфики развития памяти, а также изучение инновационных технологий, способствующих её улучшению. Объект исследования — дети с нарушением слуха, предмет — особенности их памяти.

Коммуникативное развитие у таких детей замедлено: взрослый остаётся основным инициатором общения, наблюдаются трудности в движениях и моторной координации, сниженный темп деятельности. Познавательное развитие также имеет свои особенности: восприятие развивается медленнее, дети дольше осваивают простейшие задачи, такие как сборка разрезных картинок. Они полагаются на зрительный анализатор, реже осваивают речь и мыслительные операции, длительно сохраняют образный характер мышления.

Память развивается с особенностями. На фоне трудностей в усвоении речи дети хуже запоминают слова: они воспринимают их как набор букв или слогов, тратя много усилий на фиксацию каждого элемента. Это приводит к искажениям, пропускам и перестановкам. У глухих детей реже формируется дифференцированное понимание значений слов, они реже применяют приёмы смысловой группировки. Д. М. Маянц выделила у них три типа замен при воспроизведении: внешне сходные слова (угол — уголь), смысловые (крыло — голубь), а также комбинированные (выбрали — собрали).

Современные технологии играют важную роль в развитии памяти. Программы вроде Lumosity и Brain Trainer Special используются для тренировки памяти и внимания. Lumosity, по результатам исследований, улучшает краткосрочную и рабочую память, скорость обработки информации. Brain Trainer Special предлагает задания разного уровня сложности, способствующие развитию когнитивных навыков.

Таким образом, развитие памяти у детей с нарушением слуха требует комплексного подхода: с учётом их особенностей восприятия, моторики и мышления. Использование адаптированных образовательных программ и инновационных технологий позволяет повысить их учебную мотивацию, качество усвоения информации и облегчить социализацию. Это особенно важно в условиях современного общества, предъявляющего высокие требования к когнитивной гибкости и адаптивности.

 

Список литературы:
1. Туфатулин Г.Ш. Эпидемиология нарушений слуха у детей: распространенность, структура, аспекты слухопротезирования и социальные факторы/ Туфатулин Г.Ш., Королева И.В., Мефодовская Е.К./ Вестник оториноларингологии. – 2021г. - С. 28-35 URL: https://www.mediasphera.ru/issues/vestnik-otorinolaringologii/2021/3/1004246682021031028 
2. Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушениями слуха URL: https://www.kras-dou.ru/29/images/19-20/doc/inkl-obr/psihologo-pedagogicheskaya_harakteristika_detey_s_narusheniyami_sluha.pdf 
3. 6 Mobile Games to Keep Your Mind Sharp/ BETHESDA GARDENS THORNTON URL: https://www.bethesdagardensthornton.com/blog/6-mobile-games-to-keep-your-mind-sharp 
4. Perry Santanachote / 10 best apps to train your brain – 2014г. URL: https://edition.cnn.com/2014/09/09/health/brain-training-apps/index.html