Статья:

ЧЕЛОВЕК-МАШИНА

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №22(331)

Рубрика: Биология

Выходные данные
Макарова Д.А. ЧЕЛОВЕК-МАШИНА // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2025. № 22(331). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/331/174974 (дата обращения: 18.07.2025).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

ЧЕЛОВЕК-МАШИНА

Макарова Дарья Артемовна
студент, Елабужский институт, Казанский Федеральный Университет, РФ, г. Елабуга
Софронова Светлана Алексеевна
научный руководитель, Елабужский институт, Казанский Федеральный Университет, РФ, г. Елабуга

 

Введение

В своём докладе я хочу рассказать о взглядах французского философа и врача Жюльена Офрэ де Ламетри, а именно — о его работах «Человек-машина» и «Человек-растение». Эти произведения были написаны в XVIII веке, в эпоху Просвещения, и вызвали много споров. Ламетри был одним из первых, кто стал рассматривать человека не как существо с «божественной душой», а как результат работы тела и мозга, подчинённого законам природы. Несмотря на критику и обвинения в безбожии, его идеи сыграли важную роль в развитии науки, медицины, психологии и даже педагогики.

Что такое «Человек-машина»?

В трактате «Человек-машина» Ламетри сравнивает человека с машиной. Он пишет,что: • Все наши мысли, чувства, желания и поведение — это результат работы мозга инервной системы. • То, как мы себя ведём, зависит от физического состояния тела. Например, если человек болен или устал, он думает иначе. • Даже мораль и сознание, по его мнению, зависят не от «души», а от работы организма.

То есть, он считал, что душа — это просто функция мозга, и что нет никакой мистики в том, как работает человек. Это, конечно, звучало очень радикально для того времени.

О чём «Человек-растение»?

В следующем произведении, «Человек-растение», Ламетри проводит ещё одну интересную аналогию: он сравнивает человека с растением. Его идея в том, что:

Человек, как и растение, питается, растёт, размножается — и всё это происходит по естественным законам. Жизнь, по его мнению, рождается из материи, и не обязательно для этого привлекать какие-то сверхъестественные силы.

Таким образом, он продолжает развивать материалистический взгляд на природу, подчёркивая, что всё живое в мире подчиняется тем же физическим и биологическим законам.

Почему это важно для науки и педагогики

Сначала может показаться, что эти идеи — чистая философия, но на самом деле они очень важны и для естественных наук, и для педагогики. Объясню почему:

1. Научный подход: Ламетри заложил основу для того, чтобы изучать человека не с точки зрения религии или морали, а через объективную науку. Это повлияло на развитие медицины, биологии, нейропсихологии.

2. Понимание личности: Если поведение и мышление зависят от тела, значит, в педагогике нужно учитывать физическое и психическое состояние ребёнка — его здоровье, усталость, настроение.

3. Развитие идей: Многие современные подходы в образовании — например, идея целостного развития ребёнка (разум, тело, эмоции) — перекликаются с тем, что писал Ламетри ещё в XVIII веке.

Личное отношение

Честно говоря, когда я впервые прочитала эти тексты, они показались мне очень необычными и даже немного грубыми — сравнивать человека с машиной или растением? Но чем больше я вникала, тем больше понимала: Ламетри просто пытался найти научное объяснение тому, что раньше объясняли только религией или философией. И это был важный шаг вперёд для всего научного мира.

Заключение

Жюльен Офрэ де Ламетри был одним из тех мыслителей, кто не побоялся идти против общепринятых взглядов. Его труды «Человек-машина» и «Человек-растение» стали важным вкладом в развитие научного понимания человека. Сегодня мы воспринимаем многие из его идей как само собой разумеющееся, но в его время они были настоящей революцией. Его взгляды помогают нам глубже понять, как важно учитывать природную, биологическую сторону человека — особенно в педагогике, где развитие ребёнка зависит от множества факторов.

 

Список литературы:
1. Ламетри Ж. О. Человек-машина. — М.: Наука, 1966.
2. Ламетри Ж. О. Человек-растение. — М.: Мысль, 1970.
3. Гулыга А. В. Философия французского Просвещения. — М.: Мысль, 1985.
4. Антология мировой философии: В 4 т. Т. 2. — М.: Мысль, 1969.
5. Фролов И. Т. Философский словарь. — М.: Политиздат, 1986.