ОСОБЕННОСТИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КЛИМАТА В КОЛЛЕКТИВЕ МЛАДШИХ ПОДРОСТКОВ
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №23(332)
Рубрика: Психология

Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №23(332)
ОСОБЕННОСТИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КЛИМАТА В КОЛЛЕКТИВЕ МЛАДШИХ ПОДРОСТКОВ
FEATURES OF THE PSYCHOLOGICAL CLIMATE IN A COLLECTIVE OF YOUNGER ADOLESCENTS
Irina Bagdone
Student of Vitebsk State University named after P.M. Masherov, Republic of Belarus, Vitebsk
Julia Potasheva
Scientific supervisor, Senior lecturer of the Department of Psychology, Master of Educational Sciences, of Vitebsk State University named after P.M. Masherov, Republic of Belarus, Vitebsk
Аннотация. В статье говорится об особенностях психологического климата и атмосферы в коллективе младших подростков и как буллинг может изменять психологический климат в классе. Актуальность изучения проблемы во многом инициируется введением в психопрактику такого психологического явления, как буллинг и акцентируется внимание на выявлении психологического климата в школе. Исследование проводилось на учащихся шестых классов.
Abstract. The article discusses the features of the psychological climate and atmosphere in groups of younger adolescents and how bullying can change the psychological climate in the classroom. The relevance of studying this issue is largely initiated by the introduction of psychological phenomena such as bullying into psychopractice, with a focus on identifying the psychological climate in schools. The study was conducted among sixth-grade students.
Ключевые слова: психологический климат, младшие подростки, атмосфера в группе.
Keywords: psychological climate, younger adolescents, the atmosphere in the group.
Учебная деятельность играет ключевую роль в формировании полноценной личности, её образа жизни и поведения. Она может оказывать как положительное, так и отрицательное, даже разрушительное влияние на личность. Взаимоотношения в школе имеют огромное значение для дальнейшего развития человека, поэтому неблагоприятная атмосфера в группе, в учебных заведениях требует особого внимания, поскольку именно обстановка в образовательном учреждении во многом определяет будущее развитие личности. Неблагоприятный климат в современной образовательной среде является довольно распространенным явлением, его последствия, несомненно, отражаются на психологическом здоровье учащихся. На психологический климат влияют следующие социальные факторы: влияние окружения, отсутствие поддержки со стороны семьи и сверстников, социальная изоляция. Не меньшее значение имеют такие психологические факторы, как низкая самооценка, агрессивные наклонности, эмоциональные расстройства. Культурные и экономические факторы: влияние социокультурной среды, уровень жизни, доступ к образованию [1]. Цель исследования: определить особенности и установить уровень психологического климата младших подростков в коллективе. Актуальность темы «Особенности психологического климата в коллективе младших подростков» обусловлена высокой социальной значимостью указанной проблемы.
Материал и методы: Исследование проводилось с учащимися шестых классов ГУО «Гимназии №1 г. Витебска имени Ж. И. Алфёрова».
Использовали: Опросник риска буллинга «Опросник атмосферы в школе» (А.А. Бочавер, В. Б. Кузнецова, Е. М. Бианки, П. В. Дмитриевский, М. А. Завалишина, Н.А. Капорская, К. Д. Хломов) [2]; анкету для изучения психологического климата в классе (Л. Г. Федоренко) [3]. В исследовании приняли участие 47 учеников.
Результаты и их обсуждения. Результаты исследования по методике «Опросник атмосферы в школе» (А. А. Бочавер, В. Б. Кузнецова,
Е. М. Бианки, П. В. Дмитриевский, М. А. Завалишина, Н. А. Капорская,
К. Д. Хломов) представлены в таблице 1; анкета для изучения психологического климата в классе (Л. Г. Федоренко) на рисунке 1.
Таблица 1.
Показатели средних значений (М) и средних квадратичных отклонений (SD) по шкалам опросника
Распределение по группам |
Шкала небезопасности |
Шкала благополучия |
Шкала разобщенности |
Шкала равноправия |
||||
Младшие подростки |
M |
SD |
M |
SD |
M |
SD |
M |
SD |
4,7 |
2,14 |
6,3 |
1,88 |
1,3 |
2,18 |
3,7 |
2,17 |
Анализ, представленный в Таблице 1, показал следующие результаты: среднее значение по шкале небезопасности составляет (4,7), что указывает на низкий уровень. Большая часть учащихся ощущают себя безопасно в группе. Это свидетельствует о доброжелательной атмосфере, где ученики поддерживают друг друга; по шкале благополучия получили среднее значение (6,3) указывает на умеренный уровень восприятия безопасности некоторых учеников, что требует внимания к возможным проблемам, таким как отдельные случаи буллинга или недостаточная поддержка; шкала разобщенности указывает на низкий показатель (1,3), что говорит о сплоченности и активном взаимодействии среди учащихся, что создает положительный психологический климат. Тем не менее, следует учитывать, что низкий уровень может скрывать существующие конфликты; низкое значение по шкале равноправия (3,7) указывает на возможный дисбаланс в отношениях между некоторыми учениками, что может способствовать возникновению буллинга. Таким образом, можно сделать вывод о том, что низкий показатель небезопасности не всегда означает отсутствие проблем. Необходимо регулярно проводить мониторинг ситуации в классе и школе. Учителям и администрации стоит обратить внимание на создание более безопасной и поддерживающей среды для всех учащихся. Среднее значение по шкале безопасности требует комплексного подхода к анализу и улучшению психологического климата в школе. В целом, низкий показатель по шкале разобщенности является позитивным знаком, но требует внимательного анализа и прослеживания ситуации в классе. Низкий уровень по шкале равноправия требует внимания со стороны педагогов и администрации школы. Важно проводить мероприятия, направленные на развитие уважения и сотрудничества среди учеников, а также формировать культуру инклюзивности, где каждый учащийся чувствует себя ценным и услышанным. Анализ исследования по изучения психологического климата в классе (Л. Г. Федоренко), показал следующие результаты (Рисунок 1):
Рисунок 1. Оценка психологического климата
Анализ полученных результатов показал, что большая часть учащихся шестых классов высоко оценивают психологический климат в классе. Следующие результаты: 36 респондентов (77%) оценивают психологический климат в классе высоко; 11 обучающимся (23%) – скорее безразличен психологический климат класса, у них, вероятно есть другая группа, где общение для них более значимо; Обучающиеся оценивают психологический климат в классе, как очень плохой – 0 учеников (0%). Таким образом, важно отметить, что поддержание и укрепление благоприятного климата требует постоянного внимания со стороны педагогов и администрации школы, а также вовлеченности самих учащихся. Регулярные мероприятия, направленные на развитие командного духа и уважения, могут помочь сохранить и улучшить психологический климат в классе.
Заключение. В ходе исследования было выявлено, что неблагоприятный климат в классе может привести к снижению у учеников уверенности в себе и затруднению в учебном процессе. Результаты, полученные в ходе проведения опросника риска буллинга показывают, что в группе существует доброжелательная атмосфера с низким уровнем небезопасности и высокой сплоченностью среди учащихся. Однако умеренное восприятие безопасности и низкий уровень равноправия указывают на необходимость обратить внимание на возможные проблемы, такие как отдельные случаи буллинга и дисбаланс в отношениях между некоторыми учениками. Это требует дальнейшего анализа и действий для поддержания положительного психологического климата и предотвращения конфликтов. Результаты анкетирования для изучения психологического климата в классе, показали, что большая часть учащихся считают уровень психологического климата и атмосферы в классе высоким. Лишь некоторые ученики демонстрируют безразличие к атмосферным условиям в классе, что может указывать на наличие другой группы, где общение для них более важно. Высокие оценки психологического климата свидетельствуют о положительном восприятии учебной среды, характеризующейся взаимным уважением, поддержкой и сотрудничеством между учениками и учителями. Это создает условия, способствующие комфорту и безопасности, что, в свою очередь, поддерживает эмоциональное и социальное развитие учащихся.
