Статья:

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА, НАХОДЯЩИХСЯ В ТРУДНОЙ ЖИЗНЕННОЙ СИТУАЦИИ

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №20(287)

Рубрика: Психология

Выходные данные
Григорьева О.С. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА, НАХОДЯЩИХСЯ В ТРУДНОЙ ЖИЗНЕННОЙ СИТУАЦИИ // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2024. № 20(287). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/287/149955 (дата обращения: 26.12.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА, НАХОДЯЩИХСЯ В ТРУДНОЙ ЖИЗНЕННОЙ СИТУАЦИИ

Григорьева Ольга Сергеевна
магистрант, Новосибирский государственный педагогический университет, РФ, Новосибирск

 

Современное государство, образовательные учреждения, семьи особое внимание уделяют всестороннему развитию детей. Помимо часто упоминаемого интеллектуального развития, свою значимость сохраняет развитие эмоциональной сферы. Воспитание человека эффективно взаимодействующего в обществе, невозможно без умения понимать собственное эмоциональное состояние и состояние другого, без способности управлять ими. Формирование эмоциональной компетентности процесс, который происходит в процессе жизни человека, в результате социального, психологического и педагогического воздействия, и приобретает особую значимость в дошкольном возрасте. Отдельное внимание, на наш взгляд, следует обратить на такую категорию детей, как дети, находящиеся в тяжелой жизненной ситуации. Формирование эмоциональной компетентности детей данной группы может быть затруднено из-за сложных условий жизни, в которых они оказались. Нами было подготовлено и проведено эмпирическое исследование эмоциональной компетентности дошкольников, в трудной жизненной ситуации, результаты которого приведены в данной статье.

Под эмоциональной компетентностью понимают способность индивидуума идентифицировать свои собственные чувства, чувства другого человека, умение управлять своим эмоциональным состоянием, а также эмоциями другого человека в процессе коммуникации и взаимодействия [3].

Эмоциональная компетентность формируется в процессе жизненного цикла ребенка и является совокупностью интра- и интерперсональных способностей, которые и помогают успешному личностному развитию и социализации. Наиболее интенсивное развитие основ эмоционально-коммуникативных навыков происходит в дошкольном возрасте. В этот период расширяется диапазон распознавания эмоций, возникают новые эмоции, усложняются формы их проявления (эмоционально-выразительные, мимические и пантомимические).  Ребенок научается обобщать эмоциональный опыт и у него появляются устойчивые чувства, что и способствует развитию эмоциональной компетентности ребенка[5].

А.М Щетинина отмечает, что эмоциональное развитие происходит в конкретном микросоциуме и культурной среде. Дошкольник вербально определяет эмоции, соотносит их с определенной ситуацией, и умеет воспроизвести необходимые эмоциональные состояния [7].

Отдельно следует рассматривать такую категорию детей, как дети, находящиеся в тяжелой жизненной ситуации (ТЖС). Е.А. Бурдуковская, О.Г. Филиппенко описывают ТЖС как проблему, возникшую в процессе жизнедеятельности, угрожающую привычному функционированию личности, требующую посторонней помощи, поскольку она не может быть преодолена самостоятельно. [4]

Детям, ставшим жертвами неблагоприятных жизненных условий, присуща потеря доверия к окружающему миру и ко взрослым людям, что может способствовать возникновению трудностей формирования социальных контактов, выражаться во внутреннем напряжении, растерянности, боязни повторения травмирующих происшествий, возрастающему числу негативных эмоций. Наблюдается нарушение адаптации таких детей в семьях и образовательных учреждениях, которое выражается в дезадаптивном поведении, развивающемся компенсаторно в ответ на тяжелый эмоциональный опыт [1].

В эмпирическом исследовании приняли участие 51 дошкольник в возрасте 5-7 лет. 22 человека в трудной жизненной ситуации и 29 в относительно благоприятной жизненной ситуации. Для диагностики использовались методики О.А. Белобрыкиной и В.М. Минаевой, позволяющие определить степень овладения универсальными эмоциями и умение их выражать, умение распознавать графически изображенные эмоции, эмоции на фото. [2,6]

По результатам эмпирического исследования выявлено, что доля детей, находящихся в ТЖС хуже, чем дети из группы благоприятной жизненной ситуации, распознает и выражает эмоции радости, гнева, печали, отвращения, радости и интереса. Дети в ТЖС хуже выражают некоторые эмоции мимически, скованны в телесных проявлениях эмоций.

Эмоция гнева вызывает особое затруднение в распознавании и выражении, что может быть обусловлено социальной ситуацией, в которой находятся испытуемые, тем, что гнев является социально неодобряемой эмоцией. Возможно, это результат некомпетентности или нересурсного состояния значимых взрослых, находящихся рядом с ребенком. Эмоция отвращения детьми не идентифицируется вовсе или определяется как эмоция злости. Можно предположить, что эту эмоцию они наиболее редко видят в своем окружении.

Особое внимание вызывает снижение в распознавании эмоции интерес. Интерес предполагает познание нового, приобретение нового опыта. Можно предположить, что дети в ТЖС используют психологические защиты, закрываются от нового опыта, так как знают, что он может быть болезненен для них. Данный факт может оказать большое влияние на неблагоприяную тенденцию в развитии ребенка.

Выявлено, что в группе детей в ТЖС достоверно выше доля детей с низкой эмоциональной компетентностью, чем в группе с благоприятной жизненной ситуацией. В группе с тяжелой жизненной ситуацией высокий уровень эмоциональной компетентности имеют 0%, средний – 14% низкий – 86% испытуемых,.

Подводя краткий итог, отметим, что проведенное эмпирическое исследование выявило, неблагоприятную динамику развития эмоциональной компетентности большинства современных дошкольников, находящихся как в благоприятной, так и неблагоприятной жизненной ситуации. Для детей в тяжелой жизненной ситуации эта тенденция выражена более ярко и угрожает нарушением в коммуникативной деятельности, трудностями в понимании своих эмоций, в их вербализации, неуместном текущей ситуации проявлении эмоций, трудностями в понимании эмоций других людей, а значит снижением уровня эмпатии. Данная неблагоприятная тенденция требует принятия мер, для предотвращения отрицательных последствий в процессе онтогенеза дошкольников.

 

Список литературы:
1. Артемьева С.А., Белоусова С.С. Психолого-педагогическое сопровождение детей — жертв техногенных и природных катастроф в образовательной организации // Вестник Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета. Серия № 1. Психологические и педагогические науки.– 2023.– N 2.– С. 194-200. 
2. Белобрыкина О.А. Диагностика развития самосознания в детском возрасте. – Спб.:Речь, 2006,– 320с.
3. Белобрыкина О.А., Костригин А.А., Чупров Л.Ф. Эмоционально-коммуникативная компетентность ребенка: проблемы диагностики // Вестник по педагогике и психологии Южной Сибири.– 2017.– №2.– С.73-81.
4. Бурдуковская Е.А., Филиппенко О.Г. Трудные жизненные ситуации студентов: опыт эмпирического исследования, социально-педагогическое сопровождение // Новое слово в науке и практике: гипотезы и апробация результатов исследований.– 2012.– № 2.– С. 43-46.
5. Выготский Л.С. Психология развития человека.– М.:Смысл,ЭКСМО, 2003.–1136с.
6. Минаева В.М. Развитие эмоций дошкольников. Занятия. Игры. Пособие для практических работников дошкольных учреждений. – М.: АРКТИ, 1999,– 48 с.
7. Щетинина А.М. Формирование эмоционально-перцептивных способностей у детей дошкольного возраста: Монография.– Великий Новгород: НовГУ им. Ярослава Мудрого, 2003.– 124 с.