РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА, НАХОДЯЩИХСЯ В ТРУДНОЙ ЖИЗНЕННОЙ СИТУАЦИИ
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №20(287)
Рубрика: Психология
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №20(287)
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА, НАХОДЯЩИХСЯ В ТРУДНОЙ ЖИЗНЕННОЙ СИТУАЦИИ
Современное государство, образовательные учреждения, семьи особое внимание уделяют всестороннему развитию детей. Помимо часто упоминаемого интеллектуального развития, свою значимость сохраняет развитие эмоциональной сферы. Воспитание человека эффективно взаимодействующего в обществе, невозможно без умения понимать собственное эмоциональное состояние и состояние другого, без способности управлять ими. Формирование эмоциональной компетентности процесс, который происходит в процессе жизни человека, в результате социального, психологического и педагогического воздействия, и приобретает особую значимость в дошкольном возрасте. Отдельное внимание, на наш взгляд, следует обратить на такую категорию детей, как дети, находящиеся в тяжелой жизненной ситуации. Формирование эмоциональной компетентности детей данной группы может быть затруднено из-за сложных условий жизни, в которых они оказались. Нами было подготовлено и проведено эмпирическое исследование эмоциональной компетентности дошкольников, в трудной жизненной ситуации, результаты которого приведены в данной статье.
Под эмоциональной компетентностью понимают способность индивидуума идентифицировать свои собственные чувства, чувства другого человека, умение управлять своим эмоциональным состоянием, а также эмоциями другого человека в процессе коммуникации и взаимодействия [3].
Эмоциональная компетентность формируется в процессе жизненного цикла ребенка и является совокупностью интра- и интерперсональных способностей, которые и помогают успешному личностному развитию и социализации. Наиболее интенсивное развитие основ эмоционально-коммуникативных навыков происходит в дошкольном возрасте. В этот период расширяется диапазон распознавания эмоций, возникают новые эмоции, усложняются формы их проявления (эмоционально-выразительные, мимические и пантомимические). Ребенок научается обобщать эмоциональный опыт и у него появляются устойчивые чувства, что и способствует развитию эмоциональной компетентности ребенка[5].
А.М Щетинина отмечает, что эмоциональное развитие происходит в конкретном микросоциуме и культурной среде. Дошкольник вербально определяет эмоции, соотносит их с определенной ситуацией, и умеет воспроизвести необходимые эмоциональные состояния [7].
Отдельно следует рассматривать такую категорию детей, как дети, находящиеся в тяжелой жизненной ситуации (ТЖС). Е.А. Бурдуковская, О.Г. Филиппенко описывают ТЖС как проблему, возникшую в процессе жизнедеятельности, угрожающую привычному функционированию личности, требующую посторонней помощи, поскольку она не может быть преодолена самостоятельно. [4]
Детям, ставшим жертвами неблагоприятных жизненных условий, присуща потеря доверия к окружающему миру и ко взрослым людям, что может способствовать возникновению трудностей формирования социальных контактов, выражаться во внутреннем напряжении, растерянности, боязни повторения травмирующих происшествий, возрастающему числу негативных эмоций. Наблюдается нарушение адаптации таких детей в семьях и образовательных учреждениях, которое выражается в дезадаптивном поведении, развивающемся компенсаторно в ответ на тяжелый эмоциональный опыт [1].
В эмпирическом исследовании приняли участие 51 дошкольник в возрасте 5-7 лет. 22 человека в трудной жизненной ситуации и 29 в относительно благоприятной жизненной ситуации. Для диагностики использовались методики О.А. Белобрыкиной и В.М. Минаевой, позволяющие определить степень овладения универсальными эмоциями и умение их выражать, умение распознавать графически изображенные эмоции, эмоции на фото. [2,6]
По результатам эмпирического исследования выявлено, что доля детей, находящихся в ТЖС хуже, чем дети из группы благоприятной жизненной ситуации, распознает и выражает эмоции радости, гнева, печали, отвращения, радости и интереса. Дети в ТЖС хуже выражают некоторые эмоции мимически, скованны в телесных проявлениях эмоций.
Эмоция гнева вызывает особое затруднение в распознавании и выражении, что может быть обусловлено социальной ситуацией, в которой находятся испытуемые, тем, что гнев является социально неодобряемой эмоцией. Возможно, это результат некомпетентности или нересурсного состояния значимых взрослых, находящихся рядом с ребенком. Эмоция отвращения детьми не идентифицируется вовсе или определяется как эмоция злости. Можно предположить, что эту эмоцию они наиболее редко видят в своем окружении.
Особое внимание вызывает снижение в распознавании эмоции интерес. Интерес предполагает познание нового, приобретение нового опыта. Можно предположить, что дети в ТЖС используют психологические защиты, закрываются от нового опыта, так как знают, что он может быть болезненен для них. Данный факт может оказать большое влияние на неблагоприяную тенденцию в развитии ребенка.
Выявлено, что в группе детей в ТЖС достоверно выше доля детей с низкой эмоциональной компетентностью, чем в группе с благоприятной жизненной ситуацией. В группе с тяжелой жизненной ситуацией высокий уровень эмоциональной компетентности имеют 0%, средний – 14% низкий – 86% испытуемых,.
Подводя краткий итог, отметим, что проведенное эмпирическое исследование выявило, неблагоприятную динамику развития эмоциональной компетентности большинства современных дошкольников, находящихся как в благоприятной, так и неблагоприятной жизненной ситуации. Для детей в тяжелой жизненной ситуации эта тенденция выражена более ярко и угрожает нарушением в коммуникативной деятельности, трудностями в понимании своих эмоций, в их вербализации, неуместном текущей ситуации проявлении эмоций, трудностями в понимании эмоций других людей, а значит снижением уровня эмпатии. Данная неблагоприятная тенденция требует принятия мер, для предотвращения отрицательных последствий в процессе онтогенеза дошкольников.