Статья:

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В СИСТЕМЕ ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ: ВОЗМОЖНОСТИ И РИСКИ

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №23(332)

Рубрика: Экономика

Выходные данные
Байрамова А.Ф. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В СИСТЕМЕ ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ: ВОЗМОЖНОСТИ И РИСКИ // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2025. № 23(332). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/332/175276 (дата обращения: 18.07.2025).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В СИСТЕМЕ ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ: ВОЗМОЖНОСТИ И РИСКИ

Байрамова Алина Фаридовна
студент, Российский Экономический Университет имени Г.В. Плеханова, РФ, г. Москва

 

В условиях цифровизации экономики возрастают требования к эффективности и прозрачности финансового контроля. Для корректного внедрения цифровых технологий в систему финансового контроля необходимо заранее предупредить возможные риски и просчитать возможности, которые предполагают ключевые направления внедрения цифровых технологий в систему финансового контроля, связанные с цифровизацией контрольной деятельности.

Финансовый контроль является важным элементом системы управления государственными и корпоративными финансами, направленным на обеспечение законности, целесообразности и эффективности использования финансовых ресурсов. В целом, финансовый контроль означает проверку исполнения тех или иных хозяйственных решений с целью установления их законности и экономической целесообразности. Финансовый контроль предполагает постоянное действие механизма возврата к ранее принятым решениям. Он является объективной необходимостью в сфере деятельности любой экономики, будь то экономика страны или организации. В современных условиях активной цифровизации все большее значение приобретают технологии, позволяющие автоматизировать и совершенствовать процессы контроля. [4]

Внедрение цифровых решений открывает широкие перспективы в сфере финансового контроля. На данный момент времени многие компании и даже государство активно внедряют в свою работу одни из самых инновационных методов взаимодействия со своими контрагентами, поставщиками, подрядчиками, а также физическими лицами [2]. К числу ключевых возможностей, которые предполагают собой инновационные цифровые технологии, можно отнести:

1. Автоматизация процессов контроля. Современные программные продукты позволяют сократить человеческий фактор, автоматизировать рутинные операции, повысить скорость и точность обработки информации. Одними из наиболее ярких примеров автоматизации процессов контроля в России являются ERP-системы, такие как 1С:Бухгалтерия и SAP, а также системы электронного документооборота – «Диадок» и «Контур». Наиболее активно такие инструменты вводятся в основном в коммерческих организациях, а в государственном секторе в вопросе автоматизации процессов на данный момент лидирующей структурой является Федеральная Налоговая Служба РФ. [1]

2. Анализ больших данных (Big Data). Системы на основе анализа больших объемов данных позволяют выявлять нетипичные транзакции, потенциальные финансовые нарушения, оценивать уровень финансовых рисков. Как пример можно привести Федеральное Казначейство и Счетную Палату РФ. Они применяют в своей работе технологии обработки больших данных для выявления подозрительных мошеннических схем расходования бюджета. [3]

3. Использование искусственного интеллекта. Алгоритмы машинного обучения позволяют не только обрабатывать данные, но и прогнозировать риски, выявлять аномалии и моделировать сценарии развития событий. В ситуации с введением искусственного интеллекта стоит отметить, что данный вид возможности является наименее безопасным как для коммерческих организаций, так и для государства из-за того, что есть особый риск утечки информации, что особо опасно для финансовых отделов. [5]

4. Снижение издержек и повышение прозрачности. За счет цифровых решений возможно существенно снизить административные расходы на проведение проверок и повысить уровень доверия к контрольным органам.

Примером успешной цифровизации является проект Федерального казначейства Российской Федерации по созданию Единой информационной системы в сфере закупок, что позволяет в режиме реального времени отслеживать бюджетные расходы и выявлять нарушения [6].

Таким образом можно отметить, что цифровизация достаточно благоприятно повлияла на весь процесс контрольно-надзорных органов, коммерческих и государственных организаций посредством упрощения и увеличения эффективности их деятельности. Но несмотря на очевидные преимущества, цифровизация влечет за собой и определенные риски:

1. Киберугрозы. Увеличение объема обрабатываемой цифровой информации повышает уязвимость информационных систем к хакерским атакам, утечке данных и несанкционированному доступу. На данный момент риск особенно велик, так как с приходом цифровизации с каждым годом кибератаки и электронное мошенничество только растет в своих масштабах, несмотря на то, что государство принимает активные меры по устранению опасности.

2. Недостаточная квалификация специалистов. Внедрение сложных цифровых решений требует наличия компетентных кадров, обладающих знаниями как в области ИТ, так и в сфере финансового контроля. Данная проблема также является достаточно актуальной в настоящее время по причине быстрой смены поколений. По данным средств массовой информации, на предприятиях сейчас в одно время может работать сразу 3 поколения и если в случае с младшим поколением, которое выросло в период начала цифровизации, проблемы практически не возникает, то более старшему поколению необходимо дополнительно проводить определенные инструктажи и тренинги для повышения их производственной эффективности.

3. Сопротивление изменениям. Многие органы и предприятия демонстрируют инерционность и сопротивление переходу к цифровым форматам, что снижает эффективность реформ. Данный вид риска является относительно противоречивым, так как цифровизация практически всей деятельности на данный момент только растет, а былые системы проведения тех или иных процедур исчезают. Но сопротивление изменением является вполне обоснованным фактором, так как у людей есть сомнения в том, что работа в организациях станет полностью автоматизирована, что в свою очередь приведет к уменьшению потребности организаций в кадрах.

4. Правовые пробелы. Законодательство не всегда поспевает за техническим прогрессом, что создает правовую неопределенность в вопросах цифрового контроля. Одним из ярких примеров в части разработки законодательных актов можно выделить цифровые финансовые активы, которые появились и активно развились за последние 10 лет. Закон о цифровых финансовых активах разработан, но не является полным, что возвращает нас к повышенному риску коррупционной деятельности, мошенничеству и киберугрозам. Цифровизация финансового контроля представляет собой неотъемлемую часть развития современной системы государственного и корпоративного управления. Однако для эффективной реализации цифровых инициатив требуется комплексный подход, включающий не только технологическое, но и нормативное, организационное и кадровое обеспечение. Только при соблюдении баланса между инновациями и управлением рисками цифровой контроль может стать действительно действенным инструментом повышения финансовой дисциплины и эффективности управления.

 

Список литературы:
1. Абрамов, Р. Н. Цифровизация и финансовый контроль: перспективы автоматизации / Р. Н. Абрамов // Финансы. — 2021. — № 5. — С. 45–49.
2. Ефремова Е. И., Передрий Д. А. Аудиторская деятельность в условиях цифровизации экономики //Управленческий учет. – 2022. – №. 9. – С. 42-47
3. Мурзин, В. А. Применение технологий Big Data в аудите и контроле / В. А. Мурзин // Аудит и контроль. — 2022. — № 4. — С. 21–27.
4. Основы контрольно-надзорной деятельности : учебное пособие / Ю. Н. Коваленко, Е. И. Ефремова, С. Н. Коваленко, Н. К. Попов. – Praha : Premier Publishing, 2023. – 174 с. – ISBN 978-80-88612-22-3. – DOI 10.29013/FOCASA.KovalenkoYu.EfremovaE.KovalenkoS.174.2023. – EDN UNFHIZ.
5. Румянцева, Н. А. Искусственный интеллект в финансовом контроле: вызовы и решения / Н. А. Румянцева // Государственный аудит. — 2023. — № 1. — С. 33–38.
6. Сорокин, А. П. Эффективность цифрового контроля: аналитический подход / А. П. Сорокин // Экономика и управление. — 2021. — № 7(137). — С. 65–71.