Статья:

ПОНЯТИЕ И ПРИЗНАКИ АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВЫХ НОРМ

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №30(339)

Рубрика: Юриспруденция

Выходные данные
Нгуен Ч.Л. ПОНЯТИЕ И ПРИЗНАКИ АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВЫХ НОРМ // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2025. № 30(339). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/339/176940 (дата обращения: 28.09.2025).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

ПОНЯТИЕ И ПРИЗНАКИ АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВЫХ НОРМ

Нгуен Чонг Луан
кафедра юриспруденции, Академия Народной полиции, Вьетнам, г. Ханой

 

Аннотация. В статье анализируются различные подходы к определению административно-правовых норм и их признаков.

 

Ключевые слова: правовые нормы, административное право, Вьетнам.

 

В правовой системе Вьетнама административное право занимает важное место в регулировании общественных отношений, возникающих в сфере государственного управления. Основу данной отрасли составляют административно-правовые нормы, которые непосредственно регулируют поведение субъектов в управленческих отношениях. Исследование понятия и признаков этих норм имеет как теоретическое, так и практическое значение: оно позволяет отличить их от иных видов правовых норм, способствует повышению эффективности государственного управления, укреплению общественного порядка и дисциплины. Во вьетнамской юридической науке выработан ряд подходов к определению административно-правовых норм:

- Первая точка зрения: административно-правовые нормы – это общие правила поведения, издаваемые компетентными государственными органами, регулирующие главным образом общественные отношения в сфере государственного управления, обладающие обязательной силой и обеспечиваемые государственным принуждением.

- Вторая точка зрения: административно-правовые нормы представляют собой правила поведения, устанавливаемые государством для регулирования конкретных общественных отношений в области государственного административного управления.

- Третья точка зрения: административно-правовые нормы – это унифицированные правила поведения (модели), принимаемые компетентными органами и обеспечиваемые их реализацией, направленные на регулирование общественных отношений в сфере государственного и общественного управления с использованием мер воспитания, убеждения и государственного принуждения.

Несмотря на различия в формулировках, все исследователи сходятся во мнении, что нормы административного права представляют собой установленные государством общеобязательные правила поведения, регулирующие общественные отношения в сфере административного управления и обеспеченные государственной властью и принуждением. Как и другие правовые нормы, административно-правовые нормы обладают следующими общими характеристиками:

- они представляют собой установленные или признанные государством единые правила поведения, служащие образцами и стандартами для субъектов права;

- они имеют юридически обязательный характер и гарантируются государственным принуждением.

Наряду с этим, административно-правовые нормы обладают специфическими особенностями, позволяющими отличить их от норм других отраслей права:

- Во-первых, по предмету регулирования: они направлены на урегулирование общественных отношений, возникающих в процессе государственного административного управления, включая организацию и деятельность органов власти от центрального до местного уровня.

- Во-вторых, по назначению: их цель состоит в укреплении порядка государственного управления, обеспечении общественного порядка и безопасности, а также в повышении эффективности административной деятельности во всех сферах общественной жизни.

- В-третьих, по задачам: они устанавливают правила поведения субъектов административного права, определяют процедуры и механизмы управления, обеспечивая надлежащее осуществление субъектами своих прав и обязанностей.

- В-четвёртых, по источникам формирования: административно-правовые нормы закрепляются в многочисленных нормативных актах различного уровня – правительства, премьер-министра, министерств, ведомств, а также народных комитетов и их председателей на местах. Эти акты подлежат регулярным изменениям и дополнениям в соответствии с новыми потребностями государственного управления.

- В-пятых, по императивности: нормы административного права носят преимущественно обязательный характер и выражают властную волю государства. Императивность проявляется как в предписаниях «обязан», так и в запретах. Так, при поступлении на государственную службу кандидаты обязаны выполнять установленные условия и процедуры; в сфере охраны окружающей среды действуют запреты на незаконную эксплуатацию природных ресурсов и браконьерство. Нарушение таких предписаний влечёт юридическую ответственность. Таким образом, административно-правовые нормы составляют основу административного права. Они сочетают общие признаки правовых норм с особенностями, присущими сфере государственного управления. К числу таких особенностей относятся предмет регулирования, цели, задачи, источники формирования и императивный характер. Эти признаки формируют специфику административно-правовых норм и позволяют отчётливо разграничивать их с нормами других отраслей права. Чёткое определение понятия и признаков административно-правовых норм имеет важное значение не только в теоретическом, но и в практическом плане: оно способствует повышению эффективности разработки, совершенствования и применения законодательства, обеспечивая потребности современного государственного управления и поддержание общественного порядка.

 

Список литературы:
1. Закон об административных правонарушениях от 20.06.2012 (с изменениями и дополнениями 29.12.2022).
2. Административное право. Учебник для ВУЗ. Академия народной полиции. Ханой 2017г.