Статья:

Внедрение стоимостного управления в непубличной компании

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №13(34)

Рубрика: Экономика

Выходные данные
Вихров Г.Г. Внедрение стоимостного управления в непубличной компании // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2018. № 13(34). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/34/38870 (дата обращения: 25.04.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Внедрение стоимостного управления в непубличной компании

Вихров Григорий Глебович
студент, Владивостокского государственного университета экономики и сервиса, РФ, г. Владивосток

 

Вся история современной российской экономики строится вокруг одного и того же события, которое влияет на нее по сей день. Данное событие — это конечно же развал Советского Союза и переход от плановой экономики к рыночной.

Данный поворот в истории нашей страны имеет свои очевидные минусы, к которым можно отнести как экономическое отставание, так и несоответствие квалификации большинства экономистов страны к новым условиям.

Однако, также имеет и свои потенциальные плюсы. В связи с тем, что в России не было реализовано устоявшихся в развитых стран парадигм, экономика страны начинается практически с чистого листа. При грамотной реализации данной особенности можно пропустить большую часть становления экономики и формирования давно устаревших принципов ведения бизнеса, можно перейти к самым современным наработкам и реализовать их в масштабах всей страны. Одной из таких наработок является система стоимостного управления.

Классическая система управления организации ориентируется на чистую прибыль как основной показатель эффективности деятельности организации, следовательно, и ее основной ориентир. Главным недостатком данного подхода является направление на краткосрочный результат, и, следовательно, слабо развитое стратегическое планирование, что может привести к негативным последствиям на финансовую устойчивость предприятия в будущем.

Стоимостная система управления организацией предлагает решить данную проблему, путем установления стоимости компании как основного показателя эффективности деятельности компании. При данном подходе происходит отказ от установления краткосрочных целей как ориентира деятельности компании, и, следовательно, ставится упор на долгосрочное цели.

В публичных компаниях процесс перехода обусловлен простотой реализации, так как присутствует очевидный показатель ее эффективности - суммарная стоимость акций, чем выше данный показатель, тем выше цена предприятия, при достаточной простоте расчета и быстроты получения информации. Но в Российской федерации большинство компаний являются непубличными, что сказывается на применении стандартов стоимостного управления. Рассмотрим основные индикаторы стоимостного управления и их применимость к непубличным организациям:

1 Общая акционерная рентабельность- показывает общий доход владения акциями который получит акционер, при простоте расчета использует неприменимый к непубличным компаниям показатель цену акции.

2 Рыночная добавленная стоимость- разница между рыночной капитализацией и балансовой стоимостью предприятия, также невозможно применение в непубличной компании.

3 Остаточная прибыль- разница между чистой прибылью и суммой расходов на обслуживание капитала. Возможна реализация в непубличной компании.

4 Экономическая добавленная стоимость- разница между чистой операционной прибылью после налогообложения и суммой расходов на обслуживание капитала. Соответствует условиям непубличных компаний.

5 Добавленная акционерная стоимость- сумма приведенной стоимости (PV) чистого денежного потока (NCF) и разницы между приведенными стоимостями (PV) остаточных ценностей, определенных на конец и начало прогнозного года. В связи с использованием цены акций при расчете невозможно применение в непубличной компании.

6 Денежная добавленная стоимость- разница между чистым денежным потоком до процентных расходов и суммой расходов на обслуживание капитала. Соответствует условиям непубличных компаний.

Исходя их данных индикаторов, которые чаще всего используются при введения стоимостного управления в организации, можно заключить, что лишь три индикатора из шести могут применятся к непубличным компаниям. Бобощко Д.Ю предложила дополнительный индикатор создания стоимости непубличной компании, а именно суммарный доход собственника бизнеса, который выражается в сумме чистой прибыли и изменения стоимости предприятия, деленные на средний доход собственника предприятия.

Стоит заметить, что в непубличной организации у сособственника имеется гораздо белее широкий спектр доступных возможностей использования потенциала компании. К примеру собственник может использовать ресурсы компании для финансирования деятельности другой компании или для взаимной деятельности двух компаний смежных отраслей для минимизации издержек, по очевидным причинам измерение данных показателей довольно затруднительно. Однако потенциально стоимость компании в данном случае может значительно увеличиваться.

Разберем применение индикаторов к деятельности компании более подробно.

При введения стоимостного управления необходимо первоначально определить какие факторы будут влиять на стоимость компании. Для этого проводится оценка компании. При выборе метода оценки будет определятся основные влияющие факторы. Первоначально откажемся от сравнительного метода, так как в непубличной компании отсутствуют акции и большинство конкурентов также являются непубличными.

Возьмем за основу компанию, оказывающую услуги консалтинга, в данной компании отсутствуют основные средства и запасы в связи со спецификой деятельности. Следовательно, невозможно применение затратного метода, использующего цену возможной продажи компании и ее активов.

Остается лишь доходный метод, следовательно, на него будут влиять составляющие чистой прибыли и расходов предприятия.

Оценив стоимость предполагаемой компании определим ее составляющие, на которые возможно повлиять для увеличения ее стоимости. К ним будут относится чистая прибыль, показатели рентабельности и т.д.

Применим для эффективности их изменения индикаторы создания стоимости, представим их на рисунке 1.

 

Рисунок 1. Система целевых индикаторов создания стоимости компании

 

При изменении факторов создания стоимости будут изменяться и индикаторы, в зависимости от того насколько отличаются данные индикаторы от первоначального значения будут зависеть эффективность стоимостного управления.

В заключении, можно сказать, что при очевидных ограничениях применения стоимостных индикаторов в непубличных компаниях, нельзя сказать, что система стоимостного управления не применима к данным компаниям. Существуют определенные индикаторы, которые могут применяться как ко всем кампаниям, так и непубличным. И введения системы стоимостного управления в России должно быть реализовано в больших масштабах чем сейчас, при доказанной ранее применимости к непубличным компаниям.

 

Список литературы:
1. Вашакмадзе Т. Концепция управления стоимостью компании (ред. от 03.07.2017) [Электронный ресурс] // Интернет-проект «Корпоративный менеджмент»–Режим доступа https://www.cfin.ru/management/finance/valman/val-uing.shtml (дата обращения 11.05.2018).
2. Найт Д. 2013. Value Based Management: Developing a Systematic Approach to Creating Shareholder Value. - McGraw Hill: N. Y., 2014. - 324с.
3. Shareholder Value Metrics. (1996). Shareholder Value Management Series. Booklet 1. - Boston Consulting Group,2015. – 179с.
4. Бобошко Д.Ю. Концепция управления на основе стоимости теория и практика применения в России. [Электронный ресурс]// Издательство «Дело и сервис»: офицал. сайт организации. – Режим доступа: https://dis.ru/library- /560/31207/ (дата обращения 11.05.2018).
5. Степанов Д. Value-Based Management и показатели стоимости (ред. от 03.07.2017) [Электронный ресурс] //GAAP.ru: офицал. сайт организации. – Режим доступа: gaap.ru/biblio/mngacc/foreign/005.asp. (дата обращения 11.05.2018).
6. Бригхем Ю. Финансовый менеджмент./ Бригхем Ю., Эрхардт М. // – Омск: Изд-во ФГБОУ ВПО ОмГАУ им. П.А. Столыпина, 2014. – 137 с.
7. Эшуорт Г., Джеймс П. Менеджмент, основанный на ценности (Value based mana ge ment): Как обеспечить ценность для акционеров./ Эшуорт Г., ДжеймсщП.// –М.:Инфра-М,2009. 
8. What is Value Based Management(ред. от 03.07.2017) [Электронный ресурс] //Value based management: официальный сайт организации. - Режим доступа:valuebasedmanagement.net/faq_what_is_value_based_management.html/ (дата обращения 11.05.2018).
9. Бобошко Д.Ю. Управление на основе стоимости (Value Based Management) в непубличных компаниях./ Бобошко Д.Ю.// - Социально-гуманитарные знания, 2015.