СУБЪЕКТИВНЫЕ ПРИЗНАКИ СОСТАВА ВЗЯТОЧНИЧЕСТВА
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №31(340)
Рубрика: Юриспруденция

Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №31(340)
СУБЪЕКТИВНЫЕ ПРИЗНАКИ СОСТАВА ВЗЯТОЧНИЧЕСТВА
Совокупность всех элементов отражает состав преступления, без какого-либо элемента невозможно говорить о совершении преступного деяния. Помимо объекта и объективной стороны, необходимо охарактеризовать лиц, которые совершают общественно опасное деяния, то есть субъектов преступления – это физические и юридические лица, обладающие наличием обязательных признаков, без которых нельзя привлечь к уголовной ответственности: вменяемость и достижение возраста, установленного уголовным законом.
Состав преступления, предусмотренный ст. 290 УК РФ [1] – получение взятки – содержит специальный субъект преступления. В диспозиции данной статьи указано, что субъектом преступления является должностное лицо, иностранное должностное лицо и должностное лицо публичной международной организации.
В Примечании к ст. 285 УК РФ разъяснено понятие должностного лица. Как отмечают исследователи, «анализ данного Примечания позволяет сделать вывод, что должностное лицо должно обладать рядом признаков и выполнять определенные функции:
- являться представителем власти и выполнять организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции;
- выполнять их постоянно, временно или по специальному полномочию;
- осуществлять данные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных или муниципальных учреждениях, государственных корпорациях либо Вооруженных Силах РФ, других войсках или воинских формированиях РФ» [4, с. 1811].
Представитель власти – это государственный орган (правоохранительный и контролирующий), который наделен распорядительными полномочиями, то есть имеет возможность предъявлять обязательные требования, налагать меры ответственности за их неисполнения в отношении тех категорий лиц, которые не находятся у него в подчинении. К ним относятся федеральные органы исполнительной власти, депутаты Государственной Думы РФ, члены Правительства РФ, федеральные и мировые судьи, работники прокуратуры, наделенными особыми полномочиями и др.
Как отмечают исследователи, «к организационно-распорядительным функциям относится руководство должностным лицом трудовым коллективом государственного органа или учреждения или состоящих у него в подчинении отдельных категорий работников, а также выполнение такой деятельности, как формирование и подбор кадрового состава, планирование трудовой функции работника, выплата поощрений и наложение дисциплинарных взысканий» [3, с. 26].
Согласно Постановлению Пленума Верховного суда РФ от 16 октября 2009 г. № 19 «О судебной практике по делам о злоупотреблении должностными полномочиями и о превышении должностных полномочий», «к организационно-распорядительным функциям относятся полномочия лиц по принятию решений, имеющих юридическое значение и влекущих определенные юридические последствия (например, по выдаче медицинским работником листка временной нетрудоспособности, установлению работником учреждения медико-социальной экспертизы факта наличия у гражданина инвалидности, приему экзаменов и выставлению оценок членом государственной экзаменационной (аттестационной) комиссии)» [2].
Субъективная сторона преступления характеризуется в отражении внутренних процессов восприятия человеком окружающей среды, выражается в осознанной и волевой форме совершения преступного деяния. К субъективной стороне можно отнести психологическое содержание деятельности, направленной на совершение общественно опасного деяния. Если к объективной стороне можно отнести выполнение определенного действия или бездействия, покушающегося на предмет преступления, то субъективная сторона включает в себя внутреннее, психическое отношения субъекта к совершаемому деянию.
К обязательным признакам данной стороны состава преступлениям относится вина, которая выражается в психическом отношении лица к совершаемому противоправному действию или бездействию, повлекшая наступлению общественно опасных последствий.
В ст. 24 УК РФ определены две формы вины – совершение преступления с умыслом или по неосторожности. Умысел, в свою очередь, делится на прямой и косвенный. Прямой умысел означает совершение преступного деяния лицом, который осознает общественную опасность своего действия (бездействия) и наступления последствий, характерных для преступления, а также обладает желанием их наступления. Получение взятки должностным лицом предусматривает выполнение преступного деяния в форме прямого умысла. Применение косвенного умысла к ст. 290 УК РФ невозможно, поскольку он означает совершение должностного преступления лицом, когда оно не желало, но сознательно допускало наступления общественно опасного результата, относясь к нему с безразличным отношением [5, с. 9].
Интеллектуальный момент умысла включает в себя осознание общественной опасности при совершении преступления, предвидение наступления результата преступного деяния. Как отмечают исследователи, «он может выражаться в понимании должностным лицом, что он совершает общественно опасное деяние, принимая денежные средства либо другой предмет взятки за совершение действия или бездействия, предусмотренные его служебными полномочиями либо полномочиями других лиц, а также своей деятельностью может способствовать в выполнении такого действия или бездействия, то есть, когда взятка принимается за общее покровительство или попустительство по службе. Если субъект преступления считает, что он выполняет за вознаграждение определенную служебную деятельность, но имеет ложное представление относительно своих полномочий, то такие действия (бездействия), является покушением на получение взятки» [7, с. 101].
Волевой момент означает желание субъекта к наступлению общественно-опасных последствий деяния, а также осознанное либо равнодушное отношение к его совершению. Он характеризуется в наступлении желания у должностного лица получить незаконное вознаграждения за совершение определенных действий или бездействий и тем самым удовлетворить свои материальные потребности. Важно, чтобы лицо получил предмет взятки именно за выполнения служебной деятельности в пользу взяткодателя, что осознавалось двумя субъектами преступления.
Другими признаками субъективной стороны является мотив и цель преступления. Исследователями они обычно выделяются как факультативные признаки состава общественно опасного деяния [5, с. 10]. Мотив – это внутренние побуждения субъекта (личные потребности и интересы), повлекшие за собой осуществление задуманного преступления. Цель – это представление лица о конечном результате преступления, которое оно желает достичь благодаря совершению общественно опасного деяния.
При совершении коррупционного преступления, должностное лицо должно иметь мотивы, которые будут его побуждать к достижению им преступной цели. Таким образом, мотивом преступления, предусмотренного ст. 290 УК РФ является корысть, а цель – материальное обогащение и получение имущественной выгоды. Корыстный мотив выражается в стремлении должностного лица при выполнении законного или незаконного действия (бездействия) получить выгоду имущественного или материального характера. Вина является обязательной, а корыстный мотив факультативным признаком. С нашей точки зрения, такое определение законодателя представляется не совсем верным. Если должностное лицо или его близкие родственники, получая предмет взятки, имеют корыстный мотив, предусмотренный личными материальными потребностями взяткополучателя, а цель направлена на материальное и имущественное обогащение, то это преступление следует квалифицировать по ст. 290 УК РФ – получение взятки. Если же субъект общественно опасного деяния преследует иной мотив и цель, а именно получение денежных средств на расходование обустройства его организации, где занимает руководимую должность, то есть тратит взятку на нужды места работы, то состав преступления не будет расцениваться как получение взятки.
Например, А., являясь должностном лицом, пригласил в свой рабочий кабинет предпринимателя Б., у которого имелись нарушения правил торговли, предусмотренные штрафом в размере 400.000 рублей. Для того, чтобы не налагалась ответственность для нарушителя, А. предложил купить предметы для обустройства его служебного места, что и было выполнено субъектом предпринимательства Б. Таким образом, должностное лицо при получении предмета взятки должно требовать или даже вымогать денежные средства и иной предмет у взяткодателя, не иметь по поводу этого каких-либо возражений и использовать для этого свои служебные полномочия. Предмет взятки, который он получит, обязательно должны быть расходованы на личные цели взяткополучателя, а в данном примере денежные средства были направлены на нужды организации. Скорее всего, суд будет рассматривать это преступление как превышение должностных полномочий. Судебным органам следует правильно выяснить, на какие цели были потрачены полученные законными или незаконными действиями (бездействиями) должностным лицом.
Важно также отличать спонсорскую помощь от состава преступления, предусмотренного ст. 290 УК РФ. С точки зрения О.И. Титковой следует, что корыстный мотив у субъекта преступления должен основываться на удовлетворении его личных потребностей после получения и распоряжениями материальных ценностей. В спонсорской же помощи корыстный мотив отсутствует, она направлена на финансирование деятельности организации. Спонсорская помощь имеет добровольный характер и содержится в материальной поддержке каких-либо учреждений без требования выполнения каких-либо действий взамен. Спонсорство осуществляется публично и несет положительное явление, не влекущих общественно опасных результатов [6, с. 109].
Таким образом, субъект данного преступления специальный, к нему относятся должностные лице, перечисленные в ч. 1 ст. 290 УК РФ. К субъективной стороне взяточничества можно отнести получение взятки должностным лицом в форме прямого умысла, совершаемое их корыстных побуждений с целью материального обогащения.
