Статья:

МЕХАНИЗМ ЗАЩИТЫ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВ ГРАЖДАН И ОРГАНИЗАЦИЙ

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №31(340)

Рубрика: Юриспруденция

Выходные данные
Кравченко А.Л. МЕХАНИЗМ ЗАЩИТЫ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВ ГРАЖДАН И ОРГАНИЗАЦИЙ // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2025. № 31(340). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/340/177773 (дата обращения: 23.10.2025).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

МЕХАНИЗМ ЗАЩИТЫ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВ ГРАЖДАН И ОРГАНИЗАЦИЙ

Кравченко Анжелика Леонидовна
магистрант, Московский финансово-юридический университет МФЮА, РФ, г. Москва

 

Для обеспечения соблюдения конституционных гарантий прав и интересов граждан и организаций необходимо понимать не только ограничения законодательства, но также механизмы их эффективной защиты. Механизм организации и осуществления защиты прав граждан и организаций - это комплекс методов, приемов, процедур и методик, предусмотренных как внутренним, так и международным правом, применяемых квалифицированными представителями сферы защиты прав для гарантии соблюдения и восстановления законных прав индивидов и организаций, а также их охраны от нарушений.

В рамках обеспечения гарантий прав и интересов населения ключевое значение имеет механизм обращения граждан и организаций в официальные структуры для решения возникающих вопросов. Эти платформы служат ключевым каналом для народного высказывания, стимулируя уникальный обмен мнениями между гражданами и властью.

Наиболее часто встречается нарушение, связанное с превышением установленного законом срока рассмотрения обращений – суммарно он ограничен 30 днями согласно норме ст. 12 Закона об обращениях [4]. В данных обстоятельствах продление срока исключается. Нарушения подобного рода встречаются во всех регионах страны и практически во всех местных муниципалитетах.

Частой ошибкой бывает отправка ответов гражданам не по существу заданных вопросов. Ответ, состоящий исключительно из общих фраз без конкретной информации, затрудняет получение гражданами нужных им сведений через формальную отписку на их запросы. Речь здесь идет об информации, доступ к которой гражданин имеет законные основания.

Также проблемой выступает то, что гражданам не направляются ответы на их обращения. Согласно норме ст. 10 Закона об обращениях, государственные структуры, муниципальные органы либо ответственные лица обязаны предоставить ответ в письменной форме на поднятые вопросы в обращении. Иногда случается, что граждане остаются без какого-либо письменного ответа полностью.

Широкое игнорирование порядка рассмотрения обращений граждан служит поводом для применения мер административного воздействия к ответственным должностным лицам. Эффективным инструментом предотвращения правонарушений в этой сфере являются действия органов прокуратуры.

Следует подчеркнуть, что предотвращение судебных споров входит в обязанности адвоката по предоставлению правовой помощи; соответственно, специалист обязан принимать меры для устранения препятствий на пути к примирению сторон.

Одним из новых правовых инструментов разрешения конфликтов с участием доверителя, доступным адвокатам во время предоставления правовой помощи, является метод медиации (посредничества) [2]. Адвокат имеет право включаться в процессы примирения через применение методов медиации, направленных на достижение компромиссного решения и оформление договора о примирении; он может выступать представителем заинтересованных лиц во время медиации, наблюдать за ходом таких процедур по приглашению медиатора либо сам выполнять функции посредника.

Включение роли адвоката в медиацию и разрешение конфликтов потенциально открывает новый вид практики, который возможно закрепить законодательно в обновленной редакции ст. 2 Закона об адвокатуре [5].

В практической деятельности адвокатам приходится сталкиваться со множеством препятствий при выполнении своих обязанностей.

Федеральный закон № 160-ФЗ «О внесении изменений в статьи 5.39 и 13.14 КоАП РФ и ФЗ «Об адвокатский деятельности и адвокатуре» [1] существенно обновил правила работы адвокатов, внеся изменения в соответствующие главы КоАП РФ и законодательство об адвокатуре, а также предусмотрел штрафные санкции за уклонение от предоставления информации по запросам адвокатов, связанных с их профессиональными обязанностями.

Введением поправок в законодательство об адвокатской деятельности добавлена новая ст. 6.1, именуемая «Адвокатский запрос», которая заменила ссылку на предыдущий п. 3 ст. 6 о правах адвокатов. В рамках п. 1 ст. 6.1 адвокат теперь имеет право отправлять официальным учреждениям запросы о выдаче справок, характеристик и прочих материалов, важных для качественного юридического сопровождения.

Тем не менее статья предусматривает четкий список сведений, недоступных адвокату согласно пункту 4, включая данные, ограниченные по закону. На деле данная формулировка позволила тем органам и лицам, которые раньше уклонялись от ответов адвокатов, обоснованно отклонять их запросы, ссылаясь на ограниченность доступа к требуемым данным и направлять заявителей в судебные инстанции за информацией, фактически воспроизводя прежнюю ситуацию и ее правовые последствия.

Основным источником подобных запросов, связанных с отказом, являются персональные данные частных лиц. В частности, ст. 1 Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных» [3] определяет границы его применения и исключения, однако среди них отсутствует положение, позволяющее получать персональные данные по адвокатскому запросу.

Таким образом, возникает парадоксальная ситуация: хотя адвокат имеет право запрашивать документы, получать информацию от государственных структур и частных лиц для выполнения профессиональных обязанностей, большинство такой информации защищено законом о защите персональных данных, который запрещает ее распространение.

Часто подобные противоречия приводят к ущемлению интересов граждан и организаций, а также могут сделать невозможным выполнение судебных решений. Ограничение адвокатской деятельности вызывает рост числа исков, многие из которых возникают из-за отсутствия альтернативного доступа к необходимой правовой документации, значимой для обеспечения интересов физических и корпоративных субъектов.

Важно подчеркнуть, что законодательство преимущественно акцентирует внимание на процессуальных аспектах, где участие адвоката играет ключевую роль в осуществлении правосудия.

Профессиональные действия адвоката по защите прав клиента перед третьими лицами процесса делятся на две ключевые категории: участие в судебных процессах и представление интересов в государственных структурах и учреждениях. Из представленных наименований очевидно, что разделение данных типов адвокатской деятельности основывается на специфике правовых связей между участниками процесса. Взаимодействие адвоката с клиентом и третьими лицами осуществляется через три основных подхода: участие в судебных процессах во всех их формах, защита интересов в рамках уголовного судопроизводства и дел об административных правонарушениях, а также предоставление юридической помощи свидетелям в уголовных делах [6, с. 112].

Официально представительство выступает как общая схема взаимодействия, описанная во всех законодательных документах, касающихся роли адвоката в различных областях деятельности.

Защита прав физических лиц и предприятий перед государственными структурами считается одним из наиболее популярных направлений юридической помощи благодаря объективным основаниям. Соблюдение правил взаимодействия между государственными органами, гражданами и предприятиями регламентировано множеством правовых документов, что делает необходимым наличие глубоких профессиональных знаний и опыта для успешного отстаивания легитимных интересов в этой сфере.

Защита прав физических лиц и организаций перед государственными структурами считается одним из наиболее популярных направлений юридической помощи благодаря веским основаниям. Соблюдение правил взаимодействия между государственными органами, гражданами и организациями регламентировано множеством правовых документов, что требует от участников глубоких знаний, профессионального опыта и умений для успешного отстаивания их законных интересов.

 

Список литературы:
1. Федеральный закон от 02.06.2016 № 160-ФЗ «О внесении изменений в статьи 5.39 и 13.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и Федеральный закон «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. – 2016. – № 23. – Ст. 3284.
2. Федеральный закон от 27.07.2010 № 193-ФЗ (ред. от 26.07.2019) «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)» // Собрание законодательства РФ. – 2010. – № 31. – Ст. 4162.
3. Федеральный закон от 27.07.2006 № 152-ФЗ (ред. от 24.06.2025) «О персональных данных» // Собрание законодательства РФ. – 2006. – № 31 (1 ч.). – Ст. 3451.
4. Федеральный закон от 02.05.2006 № 59-ФЗ (ред. от 28.12.2024) «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. – 2006. – № 19. – Ст. 2060.
5. Федеральный закон от 31.05.2002 № 63-ФЗ (ред. от 22.04.2024) «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. – 2002. – № 23. – Ст. 2102.
6. Адвокатура в России: учебник для вузов / Под ред. В.И. Сергеева. – 5-е изд., перераб. и доп. – М.: Юстицинформ, 2020. – 548 с.