Статья:

ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ПУБЛИЧНОЙ ВЛАСТИ НА ФЕДЕРАЛЬНОЙ ТЕРРИТОРИИ «СИРИУС»

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №31(340)

Рубрика: Юриспруденция

Выходные данные
Мухтарова А.А. ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ПУБЛИЧНОЙ ВЛАСТИ НА ФЕДЕРАЛЬНОЙ ТЕРРИТОРИИ «СИРИУС» // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2025. № 31(340). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/340/177792 (дата обращения: 23.10.2025).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ПУБЛИЧНОЙ ВЛАСТИ НА ФЕДЕРАЛЬНОЙ ТЕРРИТОРИИ «СИРИУС»

Мухтарова Алина Айваровна
магистрант, Саратовская государственная юридическая академия, РФ, г. Саратов
Заметина Тамара Владимировна
научный руководитель, д-р юрид. наук, профессор, Саратовская государственная юридическая академия, РФ, г. Саратов

 

FEATURES OF PUBLIC AUTHORITY ORGANIZATION IN THE SIRIUS FEDERAL TERRITORY

 

Alina Mukhtarova

Master’s student, Saratov State Law Academy, Russia, Saratov

Tamara Zametina

Doctor of science, professor, Saratov State Law Academy, Russia, Saratov

 

Аннотация. В статье рассматриваются специфические аспекты организации публичной власти на федеральной территории «Сириус», образованной в Российской Федерации в результате масштабных реформ в 2020 году. Автором выявлены определенные проблемы правового регулирования в рассматриваемой сфере и предложены пути их разрешения.

Abstract. The article examines the specific aspects of the organization of public power in the federal territory of Sirius, which was established in the Russian Federation as a result of large-scale reforms in 2020. The author identifies certain problems of legal regulation in this area and proposes ways to address them.

 

Ключевые слова: публичная власть, федеральная территория «Сириус», органы публичной власти.

Keywords: public authority, federal territory of Sirius, public authorities.

 

В 2020 году в рамках масштабных изменений действующего законодательства Российской Федерации на территории Краснодарского края было сформировано публично-правовое образование, обладающее особым конституционным статусом и особенностями организации публичной власти – федеральная территория «Сириус» (далее – ФТ «Сириус»).

Основным нормативным правовым актом, определяющим особенности организации и осуществления публичной власти на данной территории, является федеральный закон от 22 декабря 2020 г. № 437-ФЗ «О федеральной территории «Сириус» (далее – федеральный закон № 437-ФЗ) [1].

Отличительной особенностью указанного федерального закона является указание на публичный характер органов, функционирующих в ФТ «Сириус» - они не являются ни федеральными органами государственной власти, ни органами государственной власти субъекта Российской Федерации (далее – субъект РФ), ни органами местного самоуправления. В федеральном законе № 437-ФЗ они именуются как «органы публичной власти».

При этом, как справедливо указывает Т. В. Заметина: «Федерализм как элемент формы Российского государства и основа двухуровневой организации государственной власти выполняет структуро- и системообразующую роли, обеспечивает согласование интересов центра и регионов, развитие гражданского общества и местного самоуправления» [2, с. 16].

В связи с этим изучение правовых основ организации публичной власти в ФТ «Сириус» представляет особый интерес и имеет высокую актуальность.

В соответствии с Уставом ФТ «Сириус» [3] в структуру органов публичной власти включены Совет ФТ «Сириус» (представительный орган) и администрация ФТ «Сириус» (исполнительно-распорядительный орган). Кроме того, закрепляются положения, регулирующие правовой статус контрольно-счетного органа, градостроительного совета, уполномоченного по вопросам местного самоуправления и территориальной избирательной комиссии.

Стоит отметить, что должность уполномоченного по вопросам местного самоуправления ФТ «Сириус» является единственной в своем роде в Российской Федерации. Правовой статус, принципы деятельности и полномочия указанного лица не определяются федеральным законодательством и законодательством субъектов РФ. При этом Устав ФТ «Сириус» содержит только одну статью 37, посвященную уполномоченному по вопросам местного самоуправления.

В соответствии с указанной нормой уполномоченного по вопросам местного самоуправления с учетом мнения населения федеральной территории назначает Совет ФТ «Сириус» сроком до пяти лет. Его деятельность направлена на обеспечение гарантий прав на осуществление местного самоуправления населением. При этом указанное лицо не вправе замещать государственные и муниципальные должности.

Таким образом, действующим законодательством правовой статус уполномоченного по вопросам местного самоуправления ФТ «Сириус» не урегулирован, отсутствуют требования к кандидату на указанную должность, его компетенция, права и обязанности, а также ответственность за принимаемые решения.

В соответствии с положениями федерального закона № 437-ФЗ публичные органы ФТ «Сириус» могут осуществлять полномочия органов государственной власти субъекта РФ. При этом важно учитывать, что на ФТ «Сириус» определенные полномочия осуществляются и органами государственной власти субъекта РФ – Краснодарского края.

В соответствии со ст. 2 федерального закона № 437-ФЗ местное самоуправление в ФТ «Сириус» осуществляется гражданами непосредственно или через данные органы публичной власти. При этом органы публичной власти вправе передавать осуществление полномочий, касающихся вопросов местного значения, органам местного самоуправления муниципального образования город-курорт Сочи Краснодарского края.

Другими словами, Совет ФТ «Сириус» и администрация, обладая особым правовым статусом, фактически одновременно могут осуществлять функции органов государственной власти субъекта РФ и органов местного самоуправления, что не соответствует общим конституционным принципам организации публичной власти, однако объясняется особенностями ее организации в ФТ «Сириус», предусмотренными действующим законодательством. Кроме того, в соответствии с положениями федерального закона № 437-ФЗ органам публичной власти ФТ «Сириус» в предусмотренном действующим законодательством порядке могут быть переданы полномочия, относящиеся к ведению федеральных органов государственной власти.

Таким образом, в зависимости от полномочий, осуществляемых органами публичной власти ФТ «Сириус», могут применяться положения нормативных правовых актов, регулирующих деятельность соответственно федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления. При этом легальное определение понятия «органы публичной власти ФТ «Сириус» в действующем законодательстве Российской Федерации до настоящего времени отсутствует.

Что касается правового статуса функционирующих в ФТ «Сириус» представительного и исполнительно-распорядительного органа, следует отметить следующее.

В соответствии со ст. 3 Устава ФТ «Сириус» органы публичной власти федеральной территории в своей деятельности самостоятельны и несут ответственность за принимаемые решения.

Совет ФТ «Сириус» является коллегиальным органом и состоит из семнадцати членов, часть из которых избирается, часть назначается и один – глава администрации ФТ «Сириус» входит по должности.

При этом, важно отметить, что в отличие от членов представительных органов государственной власти субъектов РФ, члены Совета ФТ «Сириус» вправе замещать государственные должности различных уровней.

К исключительной компетенции Совета ФТ «Сириус» относится, например, установление и прекращение местных налогов и сборов, назначение главы администрации федеральной территории, утверждение правил землепользования и застройки и иные.

В свою очередь, администрация ФТ «Сириус» уполномочена на осуществление в установленном порядке внешнеэкономической деятельности, на создание государственных или муниципальных предприятий и учреждений, осуществление муниципального земельного контроля в границах федеральной территории и др.

Структуру администрации ФТ «Сириус» определяет ее глава. Представляется справедливым мнение С.С. Старикова, согласно которому утверждение структуры исполнительно-распорядительного органа федеральной территории, обладающей в соответствии с действующим законодательством не только особым конституционно-правовым статусом, но и стратегически важной в различных сферах, имеющей общегосударственное значение, не должно осуществляться главой администрации единолично [4, с. 57].

Таким образом, как справедливо отмечают О.А. Ковтун, Н.Д. Терещенко и И.В. Шапиро, «можно говорить о формировании в федеральной территории «Сириус» организационно обособленных и самостоятельных органов публичной власти, сочетающих признаки государственного органа, органа местного самоуправления и имеющие определенные особенности, обусловленные, в первую очередь, их территориальными пределами деятельности, функциями, задачами и формами взаимоотношений с органами государственной власти»[5, с. 69]

Однако в настоящее время существуют определенные проблемные вопросы организации публичной власти в ФТ «Сириус», требующие реформирования действующего законодательства Российской Федерации в целях обеспечения формирования на данной территории эффективной системы управления.

Так, например, необходимым является урегулирование на законодательном уровне правового статуса уполномоченного по вопросам местного самоуправления посредством разработки и принятия Советом ФТ «Сириус» соответствующего нормативного правового акта, содержащего требования к кандидату на указанную должность, его компетенцию, права и обязанности, а также ответственность за принимаемые решения.

Кроме того, представляется обоснованным внесение изменений в федеральный закон № 437-ФЗ в части законодательного определения понятия «органы публичной власти ФТ «Сириус» с учетом специфики их правового статуса и осуществляемых полномочий.

 

Список литературы:
1. Федеральный закон от 22 декабря 2020 г. № 437-ФЗ (ред. от 26.12.2024) «О федеральной территории «Сириус»// Собрание законодательства РФ. – 2020. – № 52 (Часть I). – Ст. 8583; 2024. – № 53 (часть I). – Ст. 8496.
2. Заметина Т. В. Федерализм в системе конституционного строя России: дис. … д-ра юрид. наук. Саратов, 2010. 470 с.
3. Устав федеральной территории «Сириус» // Официальный сайт федеральной территории «Сириус». URL: hhttps://sirius-ft.ru/ustav/  (дата обращения: 15.04.2025).
4. Стариков С. С. Особенности организации исполнительной власти федеральной территории «Сириус» // Вестник ПАГС. 2022. №1. С. 53-59.
5. Ковтун О.А., Терещенко Н.Д., Шапиро И.В. К вопросу о статусе органов публичной власти федеральной территории "Сириус" // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2021. № 11-2. С. 66-69.