Статья:

ОСОБЕННОСТИ ДЕЙСТВИЯ НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫХ АКТОВ В СФЕРЕ ФИНАНСОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ НА ФЕДЕРАЛЬНОЙ ТЕРРИТОРИИ «СИРИУС»

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №34(343)

Рубрика: Юриспруденция

Выходные данные
Кравцун Е.Я. ОСОБЕННОСТИ ДЕЙСТВИЯ НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫХ АКТОВ В СФЕРЕ ФИНАНСОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ НА ФЕДЕРАЛЬНОЙ ТЕРРИТОРИИ «СИРИУС» // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2025. № 34(343). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/343/178444 (дата обращения: 18.11.2025).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

ОСОБЕННОСТИ ДЕЙСТВИЯ НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫХ АКТОВ В СФЕРЕ ФИНАНСОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ НА ФЕДЕРАЛЬНОЙ ТЕРРИТОРИИ «СИРИУС»

Кравцун Елизавета Яковлевна
магистрант, Саратовская государственная юридическая академия, РФ, г. Саратов
Жестков Игорь Александрович
научный руководитель, канд. юрид. наук, доцент, Саратовская государственная юридическая академия, РФ, г. Саратов

 

Федеральная территория «Сириус» (далее – ФТ «Сириус») – это публично-правовое образование Российской Федерации, обладающее особым конституционным статусом и особенностями организации публичной власти, которое было сформировано в результате масштабных реформ действующего законодательства Российской Федерации в 2020 году.

Особенности организации и осуществления публичной власти на данной территории определяются, прежде всего, федеральным законом от 22 декабря 2020 г. № 437-ФЗ «О федеральной территории «Сириус» (далее – федеральный закон № 437-ФЗ) [1].

В соответствии с Уставом ФТ «Сириус» [2] в структуру органов публичной власти включены Совет ФТ «Сириус» (представительный орган), администрация ФТ «Сириус» (исполнительно-распорядительный орган) и иные органы публичной власти, в частности, контрольно-счетный орган.

Согласно ст. 8 федерального закона № 437-ФЗ органы публичной власти ФТ «Сириус» осуществляют свои полномочия за счет бюджета ФТ «Сириус», а также в предусмотренных законом случаях – за счет субвенций из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

К исключительной компетенции Совета ФТ «Сириус» относится утверждение бюджета федеральной территории на очередной финансовый год и на плановый период, утверждение отчета об исполнении бюджета, а также установление и прекращение местных налогов и сборов.

Однако, если в положения Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ) [3] федеральным законом от 11 июня 2021 г. № 199-ФЗ [4] были внесены соответствующие изменения, закрепляющие в главном нормативном правовом акте налогового законодательства правовые основы регулирования налоговых отношений на ФТ «Сириус», то в Бюджетный кодекс Российской Федерации (далее – БК РФ) [5] изменения до настоящего времени не внесены.

Так, например, в соответствии со ст. ст. 1 и 4 НК РФ нормативные правовые акты представительного и исполнительно-распорядительного органов ФТ «Сириус» включены в систему налогового законодательства, ст. 12 НК РФ устанавливаются полномочия Совета ФТ «Сириус» по установлению налогов и сборов.

В свою очередь, БК РФ в ст. 2 закрепляет структуру бюджетного законодательства Российской Федерации, в которую включаются только принятые в соответствии с БК РФ федеральные законы, законы субъектов Российской Федерации и муниципальные правовые акты представительных органов муниципальных образований. Нормативные правовые акты органов публичной власти ФТ «Сириус» в структуру бюджетного законодательства Российской Федерации не включены.

При этом в соответствии с положениями указанной статьи любые нормативные правовые акты бюджетного законодательства не должны противоречить БК РФ, а любые изменения, приостановление, отмена или признание утратившими силу положений БК РФ допускаются только путем принятия соответствующих федеральных законов. Такие изменения не могут быть включены в иные нормативные правовые акты, в частности, содержащие самостоятельный предмет правового регулирования.

Таким образом, исходя из буквального толкования вышеуказанной нормы, можно сделать вывод, что любые нормативные правовые акты, содержащие нормы бюджетного права, должны в полной мере соответствовать БК РФ, а включение в бюджетное законодательство новых норм бюджетного права не может осуществляться в отрыве от БК РФ.

Как справедливо отмечает О.О. Журавлева, «подобное требование направлено на стабилизацию правового регулирования в бюджетной сфере» [6, с. 218].

Однако именно такая ситуация возникла с принятием федерального закона № 437-ФЗ, множество норм которого содержит положения о бюджете ФТ «Сириус», в соответствии со ст. 10 БК РФ вообще отсутствующего в структуре бюджетной системы Российской Федерации.

Между тем, необходимо указать, что даже федеральное законодательство о федеральном бюджете в рассматриваемой части не согласуется с положениями БК HФ, поскольку также содержит нормы о ФТ «Сириус».

В частности, федеральный закон «О федеральном бюджете на 2025 год…» (далее – федеральный закон № 419-ФЗ) [7] в таблице 34 «Распределение субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации и бюджету города Байконура…2025 год и на плановый период 2026 и 2027 годов» устанавливает показатели субвенций, в числе прочих, в бюджет ФТ «Сириус».

Указанная норма, с учетом положений ст. 10 БК РФ, как и ст. 8 федерального закона № 437, о которой говорилось ранее, фактически напрямую противоречит ст. 129 БК РФ, предусматривающей возможность осуществления межбюджетных трансфертов, к числу которых относятся и субвенции из федерального бюджета, только бюджетам бюджетной системы Российской Федерации. Таким образом, в федеральном законе № 419-ФЗ бюджет ФТ «Сириус» приравнивается к бюджету субъекта Российской Федерации, хотя в соответствии со ст. 2 федерального закона № 437-ФЗ ФТ «Сириус» не является ни субъектом Российской Федерации, ни муниципальным образованием – он представляет собой публично-правовое образование с особым статусом.

Что интересно, в Решении от 20 декабря 2024 г. № 1-44/295 «О бюджете федеральной территории «Сириус» на 2025 год и на плановый период 2026 и 2027 годов» Совет ФТ «Сириус» также ссылается на ст. 8 БК РФ, закрепляющую бюджетные полномочия субъектов Российской Федерации [8].

Возможно, такое приравнивание осуществлено законодателем по аналогии с нормами налогового законодательства: в соответствии со ст. 284 НК РФ для целей положений НК РФ термины «бюджет субъекта Российской Федерации» и «территория субъекта Российской Федерации» применяются также соответственно к бюджету ФТ «Сириус» и к территории, расположенной в границах ФТ «Сириус».

Однако с учетом полного отсутствия в нормах БК РФ положений о ФТ «Сириус», ее бюджете, бюджетных полномочиях органов публичной власти, в частности, контрольно-счетного органа, такая аналогия представляется неуместной. На наш взгляд, в целях унификации действующего бюджетного законодательства и во избежание дальнейшего возникновения правовых коллизий и проблем в толковании и применении финансово-правовых актов в сфере бюджетного права необходимо незамедлительное принятие федерального закона о внесении изменений в БК РФ в части урегулирования бюджетных отношений на ФТ «Сириус». В частности, указанный федеральный закон должен определить место бюджета ФТ «Сириус» в бюджетной системе Российской Федерации, бюджетные полномочия органов публичной власти ФТ «Сириус», правовые основы межбюджетных трансфертов и иные важнейшие аспекты правового регулирования бюджетных отношений на данной территории.

 

Список литературы:
1. Федеральный закон от 22 декабря 2020 г. № 437-ФЗ (ред. от 07.04.2025) «О федеральной территории «Сириус» // Собрание законодательства РФ. – 2020. – № 52 (Часть I). – Ст. 8583; 2025. – № 15. – Ст. 1791.
2. Устав федеральной территории «Сириус» // Официальный сайт федеральной территории «Сириус». URL: https://sirius-ft.ru/ustav/ (дата обращения: 01.10.2025).
3. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31 июля 1998 г. № 146-ФЗ (ред. от 29.11.2024, с изм. от 21.01.2025) // Собрание законодательства РФ. – 1998. – № 31. – Ст. 3824; 2024. – № 33 (Часть I). – Ст. 4955.
4. Федеральный закон от 11 июня 2021 г. № 199-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и статьи 1 и 2 Федерального закона «О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима «Налог на профессиональный доход» в связи с принятием Федерального закона «О федеральной территории «Сириус» // Собрание законодательства РФ. – 2021. – № 24 (Часть I). – Ст. 4217.
5. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 г. № 145-ФЗ (ред. от 31.07.2025) // Собрание законодательства РФ. – 1998. – № 31. – Ст. 3823; 2025. – № 31. – Ст. 4657.
6. Образовательное законодательство России. Новая веха развития: монография / Л.В. Андриченко, В.Л. Баранков, Б.А. Булаевский и др.; под ред. Н.В. Путило, Н.С. Волковой. М.: ИЗиСП, 2015. 480 с.
7. Федеральный закон от 30 ноября 2024 г. № 419-ФЗ (ред. от 24.06.2025) «О федеральном бюджете на 2025 год и на плановый период 2026 и 2027 годов» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.07.2025) // Собрание законодательства РФ. – 2024. – № 49 (Часть IV). – Ст. 7410; 2025. – № 26 (часть I). – Ст. 3482.
8. Решение Совета федеральной территории «Сириус» от 20 декабря 2024 г. № 1-44/295 «О бюджете федеральной территории «Сириус» на 2025 год и на плановый период 2026 и 2027 годов» // Официальный сайт федеральной территории «Сириус». URL: https://newnextcloud.sirius-ft.ru/index.php/s/6MesKsfcJ2t9r4S (дата обращения: 01.10.2025).