Статья:

ИССЛЕДОВАНИЕ ЗАКОНА 217-ФЗ НА ПРЕДМЕТ КОРРУПЦИОННОЙ СОСТАВЛЯЮЩЕЙ

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №36(345)

Рубрика: Юриспруденция

Выходные данные
Бережная Н.В. ИССЛЕДОВАНИЕ ЗАКОНА 217-ФЗ НА ПРЕДМЕТ КОРРУПЦИОННОЙ СОСТАВЛЯЮЩЕЙ // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2025. № 36(345). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/345/178803 (дата обращения: 22.12.2025).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

ИССЛЕДОВАНИЕ ЗАКОНА 217-ФЗ НА ПРЕДМЕТ КОРРУПЦИОННОЙ СОСТАВЛЯЮЩЕЙ

Бережная Наталья Владимировна
студент, кафедра Уголовно-правовые дисциплины, Дальневосточный государственный университет путей сообщения, РФ, г. Хабаровск
Туркулец Светлана Евгеньевна
научный руководитель, д-р. филос. наук, профессор, Дальневосточный государственный университет путей сообщения, РФ, г. Хабаровск

 

Аннотация. Каждая деятельность в Российской Федерации регулируется своим законодательством. Основной закон садоводческих некоммерческих товариществ (далее СНТ) — это Федеральный закон от 29 июля 2017 г. N 217-ФЗ "О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд". Про точное количество дачников на 15.05.2025 год информации нет, но как говорится в докладе Росреестра о состоянии и использовании земель в РФ в 2022 году численность дачников в России составляет более 14 млн человек.

В любой период времени, будь то доисторическое, историческое и настоящее время практически многие люди живут с желаниями получать для себя выгоды. Такие же люди живут и в СНТ. Кому-то это моральные выводы (отдохнуть с работы), кому-то материальные выгоды продать урожай и т.д. Но как я уже сказала выше есть граждане, которые пользуются пробелами в законодательстве ради собственной выгоды, чем вредят другим собственникам дачных участков.

Abstract. Each activity in the Russian Federation is regulated by its own legislation. The main law governing horticultural non-profit partnerships (hereinafter referred to as HNP) is Federal Law No. 217-FZ of July 29, 2017, "On Citizens' Horticulture and Gardening for Personal Use." As of May 15, 2025, there is no precise information about the exact number of summer residents, but according to the report by Rosreestr on the state and use of land in the Russian Federation in 2022, the number of summer residents in Russia exceeds 14 million people.

In any period of time, whether prehistoric, historical, or present, many people have always lived with the desire to gain benefits for themselves. The same people live in a farming co-op. For some, this is about moral fulfillment (taking a break from work), while for others, it involves material benefits from selling harvests, etc. However, as mentioned earlier, there are citizens who exploit gaps in the legislation for their own gain, which harms other owners of garden plots.

 

Ключевые слова: cадоводческое товарищество, СНТ, садоводы, права садоводов, коррупция снт, председатель снт, правление снт, взносы, земельный участок.

Keywords: horticultural partnership, HNP, gardeners, gardeners' rights, HNP corruption, HNP chairman, HNP board, contributions, land plot.

 

Актуальность исследования обусловлена растущими вызовами, связанными с коррупцией в России, которая продолжает оставаться одной из самых серьезных проблем, препятствующих социально-экономическому развитию и укреплению правового государства. Несмотря на наличие законодательства, направленного на борьбу с коррупцией, эффективность его применения вызывает сомнения. Проблематика исследования заключается в недостаточной эффективности применения закона 217-ФЗ в предотвращении коррупционных правонарушений и привлечении к уголовной ответственности виновных лиц. Это создает необходимость в более глубоком анализе как самого закона, так и практики его применения, чтобы выявить существующие недостатки и предложить пути их устранения.

Научная новизна данного исследования заключается в комплексном анализе влияния закона 217-ФЗ на уровень коррупции и уголовной ответственности в России. В отличие от существующих исследований, данное исследование направлено на выявление не только теоретических аспектов, но и практических проблем, связанных с реализацией данного закона. Это позволит не только обогатить научное знание в данной области, но и внести практические рекомендации по улучшению законодательства и его применения.

Также читаю данную тему очень актуальной исходя из количества судебных дел на сайте Южно-Сахалинского городского суда, связанных именно с земельными отношениями в СНТ.

На первый взгляд новый закон имеет все необходимые положения для исключения коррупции со стороны председателя и правления. Но.

При проведении даже самого поверхностного анализа самого 217-ФЗ выявляются противоречивые данные. Так, например, ст.14 п.5 и 6. 217-ФЗ предусмотрены два вида взносов. Членские и Целевые. При этом непонятно чем пп.8 ст.5 (членские взносы, связанные с организацией и проведением общих собраний членов товарищества, выполнением решений этих собраний) отличаются от пп.5 ст.6 (целевые взносы, с реализацией мероприятий, предусмотренных решением общего собрания членов товарищества).

Если же провести анализ применения 217-ФЗ в реальной ситуации исходя из фактов, сложившихся в СНТ Радужное, юридическим анализом применяя формально-юридический метод, то получиться следующее.

Формально-юридический метод. Он включает в себя: описание норм права; установление юридических признаков определенных явлений; вы работку правовых понятий, их классификацию; установление природы понятий с позиции юридической науки, их объяснение; описание, анализ и обобщение юридической практики [13].

А) Исследование возможности предоставления недостоверности копий Протокола общего собрания СНТ

Согласно п.3 ст.16 217-ФЗ в должности единоличного исполнительного органа выступает председатель товарищества. Соответственно оператором обработки персональных данных является Председатель. При запросе копии Протокола к нему документы основания не прилагаются, так как содержат персональные данные голосующего.

Вывод: проверить достоверность решений протокола невозможно.

Б) Исследование возможности предоставления поддельных доверенностей при голосовании.

При проведении голосования федеральным законом 217-ФЗ утрачено право Председателя заверять доверенности. Ст.185 и 185.1 главы 10 ГК РФ приведен строгий перечень доверенностей, которые надлежит заверять нотариально. В данных статьях отсутствует требование о необходимости голосования СНТ только по нотариальной доверенности, соответственно простая форма доверенности не запрещена. Отказать в таком случае также невозможно исходя из норм ГК РФ и в частности  Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 27 февраля 2024 г. N 438-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Деревягина СИ на нарушение его конституционных прав пунктом 1 статьи 185 Гражданского кодекса Российской Федерации, а также пунктом 1 части 13 и вторым предложением части 15 статьи 17 Федерального закона "О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" «выданные другими членами товарищества доверенности соответствуют закону, заверение их председателем СНТ не является основанием для признания таких доверенностей недействительными и не подлежащими учету при определении правомочности общего собрания.» [10] Вывод: при предоставлении простой доверенности при голосовании на общем собрании нет возможности удостовериться в реальности подписи доверителя.

В) Ответственность ревизионной комиссии за Отчетность.

Контрольно-надзорным органом СНТ является ревизионная комиссия, которая осуществляет контроль за финансово-хозяйственной деятельностью товарищества, в том числе за деятельностью его председателя и правления товарищества. Ревизионная комиссия избирается из членов СНТ.

после перехода права собственности земельного участка член СНТ (в том числе член ревизионной комиссии) в автоматическом режиме утрачивает членство и соответственно не имеет права быть в составе ревизионной комиссии. При этом обязанности информирования членов СНТ об изменении состава ревизионной комиссии или правления, 217-ФЗ законом не предусмотрена.

Вывод: после исключения из состава членов СНТ в связи с утратой права собственности на земельные участки, бывший член ревизионной комиссии не несет ответственность за непредставление отчетности, что влечет риски заведомого бездействия.

Г) Сроки. Согласно ст.12 закона 217ФЗ для вступления в члены СНТ необходимо подать заявление с приложением копий документов которое будет рассмотрено Правлением в течении 30 дней. Днем приема в члены товарищества является день принятия соответствующего решения правлением товарищества. В той же статье п.13 сказано, что, каждому члену товарищества в течение трех месяцев со дня приема в члены товарищества председателем товарищества выдается членская книжка или другой заменяющий ее документ, подтверждающий членство в товариществе.

Вывод: в период до трех месяцев с даты подачи заявления, собственник земельного участка в СНТ не имеет возможности голосования как член СНТ, так как неизвестна точная дата решения правления и Председатель может затянуть выдачу документа о приеме в члены СНТ, что является прямой возможностью использования служебного положения при голосовании.

Д) Общее собрание. Проведение общего собрания в СНТ не регламентировано федеральными законами или иными законодательными актами, в связи с чем срок и время проведения собрания выбирается председателем лично.

Вывод: Т.е. время проведения собрания может быть установлено даже 10 минут и объявлено несостоявшимся, при этом императивной нормы на минимальное количество времени на 1 члена снт не установлено.

В данном разделе приведены ключевые моменты возможных нарушений, в том числе с коррупционной составляющей и использование служебного положения.

Так как за период с 2020 по 2024 года не было проведено ни одного отчетного или перевыборного собрания, а Президентом РФ дана возможность бесплатной газификации СНТ, инициативная группа направила требование о проведении внеочередного собрания по вопросу газификации. Данное собрание Председателем саботировалось.

Май 2024 года – инициативной группой (в том числе мной) проведено внеочередное собрание, сформирован Протокол решения общего собрания о согласии газификации СНТ Радужное.

Май 2024 года - оплачено и передано лично в руки Председателю обращение о предоставлении копий документов (копии не предоставлены);

Ноябрь 2024 года – направлено обращение посредством заказной корреспонденции на юридический адрес СНТ Радужное (в декабре 2024 возврат письма с связи с истечением срока хранения, копии не предоставлены);

Ноябрь 2024 года в связи с отказом Председателя в получении документов лично, заказной почтой направлено требование 1/5 членов СНТ о проведении внеочередного собрания. Председателем назначена дата на 26.12.2024 года в период времени с 19.00 до 20.00 (при количестве членов снт 96 человек, соответственно менее минуты на члена СНТ);

Декабрь 2024 года Почтой России направлено новое требование 1/5 членов СНТ о проведении внеочередного собрания с указанием конкретного времени проведения собрания, а именно с 10.00 до 15.00.

Январь 2025 года направлено обращение в ОБЭП по Сахалинской в связи с выявленными данными по получению субсидии СНТ Радужное в размере 1 миллиона рублей и выплате председателем себе заработной платы в размере более 1 миллиона 100 тысяч рублей.

Февраль 2025 года проведено собрание по требованию 1/5 членов СНТ направленное в декабре 2024 года. Избран новый председатель, члены ревизионной комиссии, члены счетной комиссии, члены правления. Направлено требование о передаче документов вновь избранному Председателю. Направлено исковое заявление на истребование документов у бывшего председателя. 09.04.2025 года состоялось Заседание суда, на котором я была слушателем. Решением суда требования удовлетворены. Мотивированное решение составлено 22 апреля 2025 года. 22 мая 2025 года вступит в силу.

Март 2025 года получено исковое заявление двух бывших членов правления СНТ о признании Протокола общего собрания недействительным.

Апрель 2025 года состоялось предварительное заседание по исковому заявлению. Следующее заседание назначено на 26.05.2025 года.

Как видно из практической части использования федерального закона 2017-ФЗ и иных нормативных актов регулирующих действий и положения в СНТ, отсутствует прозрачность действий правления. Также в случаях вступления в члены СНТ позже срока проведения общего собрания затруднительно получить данные о составе управленцев в СНТ, а именно члены правления, члены ревизионной комиссии нигде не указаны. Только председатель в открытых данных на сайте ФНС. Также и данные о решениях, принятых на собраниях в части размера утвержденных взносов. В основном это информация, передающаяся просто на словах.

На текущий день окончены три судебных делопроизводства. 1. Истребование документов вновь избранным правлением. Иск удовлетворен. 2. Иск от старого правления о признании недействительным общего собрания членов СНТ. В иске отказано. 3. Коллективный иск о признании собрания старого правления недействительным. Иск. удовлетворен. В целом только при поддержке узких специалистов и при достаточном количестве инициативных людей возможно создать здоровую атмосферу в СНТ.

 

Список литературы: 
1. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. // СПС «Гарант». – Последнее обновление: 18.05.2025.
2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть 1) : федеральный закон от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ // СПС «Гарант». – Последнее обновление: 13.12.2024. 
3. Земельный кодекс Российской Федерации (часть 1) : федеральный закон 25 октября 2001 г. N 136-ФЗ // СПС «Гарант». – Последнее обновление: 01.04.2025. 
4. О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации: федеральный закон от от 29 июля 2017 г. N 217-ФЗ // СПС «Гарант». – Последнее обновление: 20.03.2025.
5. О реализации частей 6 и 7 статьи 26 Федерального закона "О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации: Закон Сахалинской области от 1 февраля 2019 г. N 4-ЗО // СПС «Гарант». – Последнее обновление: 18.05.2025.
6. Об определении цены земельных участков при их продаже гражданам для ведения садоводства и огородничества на территории Сахалинской области: Закон Сахалинской области от 31 марта 2015 г. N 13-ЗО // СПС «Гарант». – Последнее обновление: 18.05.2025.
7. О персональных данных: Федеральный закон от 27 июля 2006 г. N 152-ФЗ // СПС «Гарант» - Последнее обновление: 18.05.2025.
8. О кадастровой деятельности: Федеральный закон от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ // СПС «Гарант». – Последнее обновление: 18.05.2025.
9. Свод правил СП 53.13330.2019 "Планировка и застройка территории ведения гражданами садоводства. Здания и сооружения (СНиП 30-02-97* Планировка и застройка территорий садоводческих (дачных) объединений граждан, здания и сооружения): приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 14 октября 2019 г. N 618/пр //  СПС «Гарант» - Последнее обновление: 18.05.2025.
10. Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Деревягина Сергея Ивановича на нарушение его конституционных прав пунктом 1 статьи 185 Гражданского кодекса Российской Федерации, а также пунктом 1 части 13 и вторым предложением части 15 статьи 17 Федерального закона "О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации": определение Конституционного суда РФ от 27 февраля 2024 г. № 438-О // СПС «Гарант». – Последнее обновление: 18.05.2025.
11. Протокол заседания Правительственной комиссии по вопросам развития садоводства и огородничества от 26.02.2024 года // СПС «Гарант» - Последнее обновление 18.05.2025
12. Ищенко, С. Н. Особенности правового регулирования деятельности садовых некоммерческих товариществ / С. Н. Ищенко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 14 (356). — С. 210-212. — URL: https://moluch.ru/archive/356/79636/ (дата обращения: 18.05.2025)
13. Научные исследования в юриспруденции: методические указания по изучению дисциплины / А. В. Туркулец, С. Е. Туркулец, Е. В. Листопадова. – Хабаровск: Изд-во ДВГУПС, 2020. – 45 с. [14стр]
14. Ищенко, С. Н. Особенности правового регулирования деятельности садовых некоммерческих товариществ / С. Н. Ищенко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 14 (356). — С. 210-212. — URL: https://moluch.ru/archive/356/79636/ (дата обращения: 18.05.2025)
15. Куджева Е. К. Особенности нового законодательства о садовых и огороднических товариществах //Аграрное и земельное право 2019. № 10 (178). С.75–77.
16. Криминализация участия должностного лица в предпринимательской деятельности [Электронный ресурс] // Режим доступа: cyberleninka.ru - https://cyberleninka.ru/article/n/kriminalizatsiya-uchastiya-dolzhnostnogo-litsa-v-predprinimatelskoy-deyatelnosti, свободный (дата обращения: 17.05.2025)
17. К вопросу о деятельности некоммерческих садоводческих товариществ собственников недвижимости: закон новый, но проблемы старые [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/k-voprosu-o-deyatelnosti-sadovodcheskih-nekommercheskih-tovarischestv-sobstvennikov-nedvizhimosti-zakon-novyy-no-problemy-starye/viewer свободный (дата обращения 05.05.2025)
18. Проблематика корпоративных правоотношений в садоводческих некоммерческих товариществах [Электронный ресурс] // Режим доступа:  https://cyberleninka.ru/article/n/problematika-korporativnyh-pravootnosheniy-v-sadovodcheskih-nekommercheskih-tovarischestvah/viewer свободный (дата обращения 03.05.2025)