Статья:

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К РАЗВИТИЮ АРТИСТИЗМА И СЦЕНИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ У ПАРАТАНЦОРОВ

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №36(345)

Рубрика: Педагогика

Выходные данные
Цихлер Д.О. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К РАЗВИТИЮ АРТИСТИЗМА И СЦЕНИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ У ПАРАТАНЦОРОВ // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2025. № 36(345). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/345/178954 (дата обращения: 03.12.2025).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К РАЗВИТИЮ АРТИСТИЗМА И СЦЕНИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ У ПАРАТАНЦОРОВ

Цихлер Данил Олегович
магистрант, РГП на ПХВ Казахская национальная академия хореографии, Казахстан, г. Астана
Кензикеев Руслан Владимирович
научный руководитель, д-р философии (PhD), заведующий кафедрой педагогики факультета хореографии РГП на ПХВ Казахская национальная академия хореографии, Казахстан, г. Астана

 

Аннотация. В статье рассматриваются особенности педагогического подхода к развитию артистизма и сценической культуры у танцоров колясочников в контексте современного паратанцевального спорта. Особое внимание уделяется роли актёрского мастерства в становлении сценической выразительности, а также применению принципов развития артистизма через хореографическую пластику. На основе анализа трудов Б. Е. Захавы, А. А. Стёпина и А. В. Толшина, а также нормативных документов World Para Dance Sport, предложено педагогическое осмысление сценической подготовки параспортсменов. Артистизм рассматривается как педагогическая категория, объединяющая техническое мастерство, эмоциональную выразительность и индивидуальное самовыражение.

 

Ключевые слова: паратанцы, артистизм, сценическая культура, актёрское мастерство, импровизация, Freestyle, педагогика.

 

Введение

Современный паратанцевальный спорт развивается как форма инклюзивного искусства и соревновательной деятельности, объединяющая физическую реабилитацию, творчество и сценическое самовыражение. Несмотря на активное развитие технических программ, проблема формирования артистизма и сценической культуры у паратанцоров остаётся мало разработанной. В практике подготовки акцент делается на технике и синхронности, в то время как художественная сторона - эмоциональное содержание, актерское мастерство и сценический образ, артистизм часто оказывается на втором плане. Между тем именно эти качества формируют эстетическое воздействие на зрителя.

Артистизм представляет собой интегративное качество личности исполнителя, выражающееся в способности передавать эмоционально-художественное содержание посредством движений, пластики, взгляда и интонации. В исследованиях сценических искусств артистизм трактуется как способность интерпретировать материал таким образом, чтобы исполнение казалось естественным продолжением художественной идеи. Практически артистизм применяется во всех исполнительских искусствах - музыке, театре, танце и занимает центральное место в тех жанрах, где важно не только «что» выполнено, но и «как» это передано. «Во главе угла всегда стоял артист-художник, основная задача которого заключалась в том, чтобы средствами танца создавать содержательные хореографические образы…» [1].

В контексте паратанцев понятие артистизма приобретает особую значимость: ограниченные физические возможности требуют от педагога поиска альтернативных средств выразительности и создания условий, при которых тело становится не ограничением, а художественным инструментом. Особое место в этом процессе занимает категория Freestyle – одна из программ World Para Dance Sport, ориентированная на создание оригинальной постановки, раскрытие художественного замысла и самостоятельную интерпретацию музыки спортсменом. В отличие от европейской и латиноамериканской программ, где хореография подчинена строгим техническим требованиям, Freestyle категория позволяет участникам воплотить индивидуальный стиль исполнения, рассказать историю через движение и раскрыть художественный образ танца. Согласно международным правилам World Para Dance Sport, оценивание в категории Freestyle осуществляется по следующим критериям: Technical Skills, Choreography, Musicality, Presentation, Difficulty Level и Deductions [2]. Именно в критерии Presentation судьи оценивают артистизм, эмоциональную выразительность, сценическое поведение и умение исполнителя донести до зрителя художественную идею постановки. Таким образом, развитие артистизма становится необходимым педагогическим направлением, обеспечивающим конкурентоспособность спортсмена в данной дисциплине.

Основная часть

Педагогическая система развития артистизма у паратанцоров опирается на принципы эмоциональной вовлечённости, актёрского мастерства, телесной осознанности и импровизационного мышления. Формирование сценической выразительности невозможно рассматривать вне связи с искусством актёра, поскольку именно актёрское мастерство обеспечивает исполнителю способность осмысленно проживать сценический образ и передавать его внутреннюю логику через движение. Таким образом, при работе над художественным образом и глубиной его раскрытия педагог опирается на приёмы и методы, заимствованные из театральной педагогики, где эмоциональное состояние и психофизическая реакция исполнителя становятся основой выразительности.

Народный артист СССР, доктор искусствоведения, профессор Борис Евгеньевич Захава, в своей книге «Мастерство актера и режиссера», выделял комплекс взаимосвязанных компонентов для становления актером, такие как: внимание, воображение, эмоциональную память, способность к перевоплощению и сценическое самочувствие. «Путь к искусству художественной правды требует единства идейности и мастерства» - писал выдающийся театральный педагог Б. Е. Захава [3, с. 24]. Он подчёркивал, что «эмоциональная память – вот та кладовая, из которой актёр извлекает нужные ему переживания. Именно эмоциональная память служит источником сценических чувств, возникающих не иначе, как в форме эмоциональных воспоминаний» [3, с. 44]. Эти положения напрямую соотносятся с задачами хореографа-педагога: танцовщик, как и актёр, создаёт образ не через внешнюю мимику или механические жесты, а через внутренне прожитое эмоциональное состояние. Для паратанцора это особенно важно, поскольку движение нередко ограничено технически и именно внутренняя мотивация, внимание и эмоциональная память становятся источниками выразительности.

В основе актёрского мастерства лежит принцип Станиславского «от внутреннего к внешнему», согласно которому эмоциональное состояние исполнителя должно быть обусловлено логикой действий и ситуаций персонажа. Этот принцип применим и в педагогике танца, где внутренний импульс определяет выразительность внешней пластики. Как отмечает А. В. Толшин, «импровизационность лежит в самой природе театрального искусства» [4, с. 3]. Импровизация, таким образом, становится не только методом актёрской подготовки, но и универсальным педагогическим инструментом, развивающим спонтанность, эмоциональную гибкость и способность откликаться на партнёра и музыку. Для паратанцоров импровизационные упражнения позволяют преодолеть телесные ограничения и найти собственный пластический язык, основанный на эмоциональном отклике.

В контексте педагогики танца и паратанцев актёрское мастерство становится методическим инструментом формирования артистизма - способности исполнителя передавать эмоциональное содержание произведения через движение, мимику и интонацию тела. Развитие актёрских навыков у танцоров способствует более глубокому раскрытию образа, убедительной интерпретации музыки и созданию эмоциональной связи со зрителем. О значении актерского мастерства в хореографии писал Александр Александрович Степин, педагог по актерскому мастерству в Академии Русского балета имени А. Я. Вагановой: «Для того чтобы создать тот или иной образ, передать душевные и физические переживания, донести до зрителя мысль и идею балетмейстера, надо обладать техникой актерского мастерства, которое, как и все хореографическое искусство, имеет ряд особенностей» [5, с. 4] Эта мысль подчёркивает необходимость системной работы педагога над сценическим развитием танцора, где техника не противопоставляется эмоциональности, а становится средством художественного выражения.

Педагогическая практика показывает, что интеграция актёрских методов в подготовку паратанцоров повышает уверенность и эмоциональную насыщенность исполнения. В процессе обучения танцор на коляске осваивает контроль тела, дыхания, взгляда, мимики - элементов, которые у сидящих исполнителей становятся основными средствами выразительности.

Таким образом, педагогическая модель развития артистизма у паратанцоров должна включать актёрскую подготовку (переживание и действие), импровизационные задания (спонтанность и выразительность), сценическую рефлексию (анализ образа и состояния) и соревновательную практику (реализация навыков в Freestyle).

Заключение

Проведённое исследование подтвердило, что развитие артистизма и сценической культуры является одним из ключевых направлений педагогической работы в паратанцевальном спорте. Артистизм в этом контексте выступает не только как эстетическая категория, но и как педагогический феномен, отражающий способность параспортсмена выражать внутреннее эмоциональное состояние средствами движения, пластики и хореографического образа. Паратанцы, являясь синтезом спорта и искусства, требуют от педагога комплексного подхода, включающего не только техническое, но и художественное воспитание параспортсмена.

 

Список литературы:
1. Педагогические условия развития артистизма учащихся на уроках классического танца / [Электронный ресурс] // CyberLeninka. - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/pedagogicheskie-usloviya-razvitiya-artistizma-uchaschihsya-na-urokah-klassicheskogo-tantsa/viewer (дата обращения: 29.10.2025).Захава Б. Е. Мастерство актёра и режиссёра: учебное пособие / под ред. П. Е. Любимцева. - 7-е изд. - СПб.: Лань; Планета музыки, 2016. - 456 с.
2. World Para Dance Sport Rules and Regulations 2025 / [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://paradancesport.org/about/rules-and-documents/ (дата обращения: 29.10.2025).
3. Захава Б. Е. Мастерство актёра и режиссёра: учебное пособие / под ред. П. Е. Любимцева. - 7-е изд. - СПб.: Лань; Планета музыки, 2016. - 456 с.
4. Толшин А. В. Импровизация в обучении актёра: учебное пособие. - 3-е изд. - СПб.: Лань; Планета музыки, 2014. - 190 с.
5. Стёпин А. А. Актёрское мастерство: учебное пособие. - СПб.: Академия русского балета им. А. Я. Вагановой, 2012. - 205 с.