ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОБЛЕМ СКОЛИОЗА СРЕДИ СТУДЕНТОВ И ЭФФЕКТИВНОСТИ ЛЕЧЕБНЫХ ФИЗИЧЕСКИХ МЕТОДИК
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №36(345)
Рубрика: Медицина и фармацевтика

Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №36(345)
ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОБЛЕМ СКОЛИОЗА СРЕДИ СТУДЕНТОВ И ЭФФЕКТИВНОСТИ ЛЕЧЕБНЫХ ФИЗИЧЕСКИХ МЕТОДИК
Аннотация. Проблема сколиоза среди молодых людей требует особого внимания, особенно в период учебы в высших учебных заведениях. Примерно 40 % студентов сталкиваются с различными формами нарушения осанки, а у каждого десятого выявляется выраженный сколиоз II–III степени тяжести. Это связано с изменениями образа жизни современных студентов: малой подвижностью, длительным пребыванием в неудобных позах и высоким уровнем эмоционального стресса. Всё это приводит к серьёзным осложнениям, включая раннее развитие остеохондроза, нарушение функций сердечно-сосудистой системы и лёгких, а также существенное снижение качества жизни. Цель настоящего исследования состоит в проведении комплексного анализа существующих методов диагностики, профилактики и терапевтического воздействия на сколиоз посредством целенаправленной физической нагрузки в условиях образовательного пространства вуза.
Ключевые слова: сколиоз, студенты, физические нагрузки, спорт, противопоказания, профилактика.
Основные аспекты сколиотического поражения позвоночника
Определение понятия, причины возникновения и механизм развития сколиоза
Под термином «сколиоз» понимается стойкое боковое отклонение позвоночника от средней линии, сопровождающееся ротацией отдельных позвонков вокруг продольной оси и приводящее к изменениям анатомии позвоночного столба. Важно понимать разницу между истинным сколиозом (патологическим состоянием) и нарушением осанки (функциональным дефектом, обратимым при устранении неблагоприятных условий).
Причины появления сколиоза разнообразны:
- Идиопатический фактор, составляющий около 80 % случаев. Причины неизвестны, предполагают генетическое предрасположение, слабость соединительной ткани и нарушения нервно-рефлекторной регуляции.
- Экзогенные факторы. Наиболее важны для студентов, поскольку связаны с условиями учебной среды: продолжительная работа сидя, недостаточная двигательная активность, неправильная организация рабочего места и психоэмоциональный стресс.
Механизм формирования болезни детально описан профессором В.Ю. Левковым. Процесс представляет собой порочный круг последовательных деструктивных изменений:
- Первичное нарушение равновесия мышц, ведущее к деформации позвоночника.
- Формирование основного искривления и ротационных изменений позвонков.
- Появление компенсаторных реакций организма, направленных на стабилизацию положения позвоночника.
- Постепенно развиваются вторичные изменения внутреннего строения органов вследствие изменения геометрии грудной клетки.
Регулярная физическая нагрузка помогает разорвать этот негативный цикл путём восстановления нормального функционирования мышц и стабилизации позвоночника.
Специфические особенности проявления сколиоза у молодёжи-студентов
Учебная среда отрицательно влияет на опорно-двигательную систему студентов. Факторы риска существенно возрастают именно в процессе обучения в вузе, как подчёркнуто в исследовании Е.Н. Максимовой. К основным факторам относятся:
- Малоподвижный образ жизни;
- Некорректная посадка во время учёбы;
- Высокий уровень психологического стресса;
- Неразвитая мотивация заботы о собственном здоровье.
Эти обстоятельства способствуют переходу функциональных нарушений осанки в хроническую форму, что создаёт необходимость активного медицинского вмешательства.
Применение физических нагрузок в лечении сколиоза
Патогенетическое обоснование влияния физической активности
Эффективность физических упражнений обоснована влиянием на ключевые звенья патологического механизма, выделенными авторами руководств В.Ю. Левкова:
- Уменьшение поворота позвоночника («деторсионное лечение»).
- Нормализация мышечного баланса и восстановление силы атрофированных мышц.
- Повышение устойчивости позвоночника благодаря укреплению глубоких стабилизирующих мышц.
- Улучшение сенсорной обратной связи организма (проприоцепции), позволяющей человеку сознательно удерживать правильную позицию тела.
Методология и техника проведения лечебно-физкультурных занятий
Методика должна строиться индивидуально, исходя из особенностей клинического случая. Оптимально проведение регулярных занятий (три-четыре раза в неделю) с соблюдением следующей структуры:
- Подготовительный этап (дыхательная разминка, пешие прогулки, общие физические движения).
- Основной блок упражнений, направленный на укрепление глубоких мышц живота и бёдер, повышение выносливости мышц-разгибателей спины и улучшение координации движений.
- Финальная стадия расслабления и формирование умения контролировать собственную осанку вне зала.
Противопоказания и ограничения в зависимости от типа сколиоза
Существуют определённые виды нагрузок, противопоказанные пациентам со сколиозом:
- Силовая нагрузка на позвоночник с большим весом;
- Активные прыжки и вращательные движения туловища большой амплитуды;
- Асимметричные виды спорта (теннис, бадминтон и аналогичные игры без тщательного контроля врача).
Выбор упражнений зависит от локализации сколиоза:
- Грудной сколиоз требует особой проработки плечевого пояса и грудных мышц.
- Поясничный сколиоз предполагает особую заботу о положении таза и развитии брюшного пресса.
- Смешанный S-образный сколиоз требует индивидуального подхода и разработки уникального комплекса упражнений.
Организационные меры профилактики и лечения сколиоза в образовательных учреждениях
Возможность интеграции лечебно-профилактических процедур в образовательный процесс
Согласно проведенному исследованию, оптимальным решением станет создание специализированных медицинских групп для студентов с проблемами позвоночника. Эти группы будут заниматься специально разработанными программами, подготовленными врачами-ортопедами и специалистами по лечебной физкультуре.
Также предлагается введение факультативных предметов, посвященных вопросам поддержания здоровья и профилактике заболеваний опорно-двигательного аппарата.
Создание благоприятных условий для сохранения здоровья студентов Необходимо организовать образовательные учреждения таким образом, чтобы минимизировать негативные последствия длительного пребывания студентов в неподвижных позициях. Предлагается оборудовать библиотеки и аудитории удобными рабочими местами, регулярно проводить короткие перерывы для разминки и стимулировать активное использование свободного времени.
Привлечение студентов к активному образу жизни через пропаганду здорового образа жизни и личный пример преподавателей также считается важным аспектом повышения общего уровня здоровья учащихся.
Заключение.
Проведённый анализ позволяет сделать следующие выводы:
- Сколиоз представляет собой серьезное заболевание, нуждающееся в глубоком изучении и разработке профилактических и лечебных мер.
- Использование физических упражнений должно основываться на индивидуальной оценке характера заболевания и быть направлено на устранение первопричин и предотвращение дальнейшего ухудшения ситуации.
- Включив меры профилактики и реабилитации в образовательный процесс вузов, возможно добиться улучшения здоровья будущего поколения студентов.
Таким образом, систематическая и профессионально спланированная физическая реабилитация способна эффективно противодействовать развитию сколиоза и значительно повысить общий уровень здоровья молодого поколения.

