Статья:

ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОБЛЕМ СКОЛИОЗА СРЕДИ СТУДЕНТОВ И ЭФФЕКТИВНОСТИ ЛЕЧЕБНЫХ ФИЗИЧЕСКИХ МЕТОДИК

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №36(345)

Рубрика: Медицина и фармацевтика

Выходные данные
Гребенщикова А.К., Хаитбаева С.Ш. ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОБЛЕМ СКОЛИОЗА СРЕДИ СТУДЕНТОВ И ЭФФЕКТИВНОСТИ ЛЕЧЕБНЫХ ФИЗИЧЕСКИХ МЕТОДИК // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2025. № 36(345). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/345/179012 (дата обращения: 02.12.2025).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОБЛЕМ СКОЛИОЗА СРЕДИ СТУДЕНТОВ И ЭФФЕКТИВНОСТИ ЛЕЧЕБНЫХ ФИЗИЧЕСКИХ МЕТОДИК

Гребенщикова Алиса Константиновна
студент, Кемеровский государственный медицинский университет, РФ, г. Кемерово
Хаитбаева Севинч Шухратжоновна
Вальков Владимир Борисович
научный руководитель, старший преподаватель, Кемеровский государственный медицинский университет, РФ, г. Кемерово

 

Аннотация. Проблема сколиоза среди молодых людей требует особого внимания, особенно в период учебы в высших учебных заведениях. Примерно 40 % студентов сталкиваются с различными формами нарушения осанки, а у каждого десятого выявляется выраженный сколиоз II–III степени тяжести. Это связано с изменениями образа жизни современных студентов: малой подвижностью, длительным пребыванием в неудобных позах и высоким уровнем эмоционального стресса. Всё это приводит к серьёзным осложнениям, включая раннее развитие остеохондроза, нарушение функций сердечно-сосудистой системы и лёгких, а также существенное снижение качества жизни. Цель настоящего исследования состоит в проведении комплексного анализа существующих методов диагностики, профилактики и терапевтического воздействия на сколиоз посредством целенаправленной физической нагрузки в условиях образовательного пространства вуза.

 

Ключевые слова: сколиоз, студенты, физические нагрузки, спорт, противопоказания, профилактика.

 

Основные аспекты сколиотического поражения позвоночника

Определение понятия, причины возникновения и механизм развития сколиоза

Под термином «сколиоз» понимается стойкое боковое отклонение позвоночника от средней линии, сопровождающееся ротацией отдельных позвонков вокруг продольной оси и приводящее к изменениям анатомии позвоночного столба. Важно понимать разницу между истинным сколиозом (патологическим состоянием) и нарушением осанки (функциональным дефектом, обратимым при устранении неблагоприятных условий).

Причины появления сколиоза разнообразны:

  • Идиопатический фактор, составляющий около 80 % случаев. Причины неизвестны, предполагают генетическое предрасположение, слабость соединительной ткани и нарушения нервно-рефлекторной регуляции.
  • Экзогенные факторы. Наиболее важны для студентов, поскольку связаны с условиями учебной среды: продолжительная работа сидя, недостаточная двигательная активность, неправильная организация рабочего места и психоэмоциональный стресс.

Механизм формирования болезни детально описан профессором В.Ю. Левковым. Процесс представляет собой порочный круг последовательных деструктивных изменений:

  1. Первичное нарушение равновесия мышц, ведущее к деформации позвоночника.
  2. Формирование основного искривления и ротационных изменений позвонков.
  3. Появление компенсаторных реакций организма, направленных на стабилизацию положения позвоночника.
  4. Постепенно развиваются вторичные изменения внутреннего строения органов вследствие изменения геометрии грудной клетки.

Регулярная физическая нагрузка помогает разорвать этот негативный цикл путём восстановления нормального функционирования мышц и стабилизации позвоночника.

Специфические особенности проявления сколиоза у молодёжи-студентов

Учебная среда отрицательно влияет на опорно-двигательную систему студентов. Факторы риска существенно возрастают именно в процессе обучения в вузе, как подчёркнуто в исследовании Е.Н. Максимовой. К основным факторам относятся:

  • Малоподвижный образ жизни;
  • Некорректная посадка во время учёбы;
  • Высокий уровень психологического стресса;
  • Неразвитая мотивация заботы о собственном здоровье.

Эти обстоятельства способствуют переходу функциональных нарушений осанки в хроническую форму, что создаёт необходимость активного медицинского вмешательства.

Применение физических нагрузок в лечении сколиоза

Патогенетическое обоснование влияния физической активности

Эффективность физических упражнений обоснована влиянием на ключевые звенья патологического механизма, выделенными авторами руководств В.Ю. Левкова:

  • Уменьшение поворота позвоночника («деторсионное лечение»).
  • Нормализация мышечного баланса и восстановление силы атрофированных мышц.
  • Повышение устойчивости позвоночника благодаря укреплению глубоких стабилизирующих мышц.
  • Улучшение сенсорной обратной связи организма (проприоцепции), позволяющей человеку сознательно удерживать правильную позицию тела.

Методология и техника проведения лечебно-физкультурных занятий

Методика должна строиться индивидуально, исходя из особенностей клинического случая. Оптимально проведение регулярных занятий (три-четыре раза в неделю) с соблюдением следующей структуры:

  1. Подготовительный этап (дыхательная разминка, пешие прогулки, общие физические движения).
  2. Основной блок упражнений, направленный на укрепление глубоких мышц живота и бёдер, повышение выносливости мышц-разгибателей спины и улучшение координации движений.
  3. Финальная стадия расслабления и формирование умения контролировать собственную осанку вне зала.

Противопоказания и ограничения в зависимости от типа сколиоза

Существуют определённые виды нагрузок, противопоказанные пациентам со сколиозом:

  • Силовая нагрузка на позвоночник с большим весом;
  • Активные прыжки и вращательные движения туловища большой амплитуды;
  • Асимметричные виды спорта (теннис, бадминтон и аналогичные игры без тщательного контроля врача).

Выбор упражнений зависит от локализации сколиоза:

  • Грудной сколиоз требует особой проработки плечевого пояса и грудных мышц.
  • Поясничный сколиоз предполагает особую заботу о положении таза и развитии брюшного пресса.
  • Смешанный S-образный сколиоз требует индивидуального подхода и разработки уникального комплекса упражнений.

Организационные меры профилактики и лечения сколиоза в образовательных учреждениях

Возможность интеграции лечебно-профилактических процедур в образовательный процесс

Согласно проведенному исследованию, оптимальным решением станет создание специализированных медицинских групп для студентов с проблемами позвоночника. Эти группы будут заниматься специально разработанными программами, подготовленными врачами-ортопедами и специалистами по лечебной физкультуре.

Также предлагается введение факультативных предметов, посвященных вопросам поддержания здоровья и профилактике заболеваний опорно-двигательного аппарата.

Создание благоприятных условий для сохранения здоровья студентов Необходимо организовать образовательные учреждения таким образом, чтобы минимизировать негативные последствия длительного пребывания студентов в неподвижных позициях. Предлагается оборудовать библиотеки и аудитории удобными рабочими местами, регулярно проводить короткие перерывы для разминки и стимулировать активное использование свободного времени.

Привлечение студентов к активному образу жизни через пропаганду здорового образа жизни и личный пример преподавателей также считается важным аспектом повышения общего уровня здоровья учащихся.

Заключение.

Проведённый анализ позволяет сделать следующие выводы:

  1. Сколиоз представляет собой серьезное заболевание, нуждающееся в глубоком изучении и разработке профилактических и лечебных мер.
  2. Использование физических упражнений должно основываться на индивидуальной оценке характера заболевания и быть направлено на устранение первопричин и предотвращение дальнейшего ухудшения ситуации.
  3. Включив меры профилактики и реабилитации в образовательный процесс вузов, возможно добиться улучшения здоровья будущего поколения студентов.

Таким образом, систематическая и профессионально спланированная физическая реабилитация способна эффективно противодействовать развитию сколиоза и значительно повысить общий уровень здоровья молодого поколения.

 

Список литературы: 
1. Левков В.Ю., Панюков М.В., Андронова Л.Б. и др. Осознанная коррекция сколиоза и нарушений осанки: Научно-практическое руководство. — Москва: Спорт, 2020.
2. Максимова Е.Н. (ред.) Физическая культура, спорт и здоровье современной студенческой молодежи. — Москва: Дело, 2023.