ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТАФОРИЧЕСКИХ КАРТ И ТЕХНИК АРТ-ТЕРАПИИ В РАБОТЕ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОЙ КОМАНДЫ СПЕЦИАЛИСТОВ
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №38(347)
Рубрика: Психология

Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №38(347)
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТАФОРИЧЕСКИХ КАРТ И ТЕХНИК АРТ-ТЕРАПИИ В РАБОТЕ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОЙ КОМАНДЫ СПЕЦИАЛИСТОВ
Аннотация. В статье рассматриваются возможности интеграции метафорических ассоциативных карт (МАК) и арт-терапевтических методик в работу междисциплинарной команды специалистов Центра психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи. Представлен опыт комплексного использования проективных методов в консультировании детей и подростков, описаны специфика работы разных специалистов с единым инструментарием и преимущества синергетического подхода.
Ключевые слова: метафорические карты, арт-терапия, междисциплинарное взаимодействие, психологическое консультирование, проективные методы.
Современная практика психолого-педагогического сопровождения требует от специалистов поиска эффективных инструментов, позволяющих установить контакт с клиентом, преодолеть сопротивление и актуализировать внутренние ресурсы. Особую сложность представляет работа с детьми и подростками, для которых вербализация переживаний часто оказывается затруднительной. В этом контексте метафорические ассоциативные карты и техники арт-терапии становятся ценным ресурсом в работе междисциплинарной команды, позволяя каждому специалисту решать профессиональные задачи через единый инструментарий.
Методологическая основа применения проективных методик
Метафорические карты, созданные в 1970-х годах Эли Раманом, изначально задумывались как инструмент для творческого самовыражения. Однако их потенциал быстро оценили психотерапевты, заметив способность карт активировать бессознательные процессы и обходить психологические защиты. В основе механизма работы МАК лежит феномен проекции, описанный еще Карлом Юнгом: клиент, выбирая и интерпретируя изображения, проецирует на них свои внутренние переживания, конфликты и потребности.
Арт-терапевтические техники, в свою очередь, предоставляют возможность символического выражения тех содержаний психики, для которых трудно подобрать слова. Сочетание визуального ряда метафорических карт с созданием собственных художественных образов создает мощный терапевтический эффект, позволяя клиенту не только распознать, но и трансформировать актуальные переживания.
Специфика работы с МАК и арт-терапией в междисциплинарной команде
В Центре сложилась эффективная модель работы с проективными методами, где каждый специалист использует их в соответствии со своей профессиональной компетенцией.
Педагог-психолог применяет МАК и арт-техники для:
- диагностики эмоционального состояния и выявления внутриличностных конфликтов;
- работы с травматическим опытом и кризисными состояниями;
- развития эмоционального интеллекта и рефлексии;
- коррекции тревожности, страхов и агрессивного поведения.
Например, в работе с подростком с повышенной тревожностью эффективна техника "Контейнирование страха": клиент выбирает карту, символизирующую его страх, а затем создает для нее "контейнер безопасности" средствами арт-терапии (лепка, рисование). Это позволяет перевести абстрактную тревогу в конкретный образ и научиться управлять ею.
Социальный педагог использует методику для:
- оценки социальной ситуации развития ребенка;
- исследования детско-родительских отношений;
- выявления ресурсов социальной среды;
- работы с семейными кризисами.
Техника "Социальный атом" с использованием МАК помогает визуализировать круг общения ребенка, определить значимые фигуры и выявить потенциальных союзников в социальном окружении. Создание коллажа "Моя социальная сеть" позволяет идентифицировать дефициты и ресурсы социальных связей.
Методист обеспечивает:
- разработку интегративных программ с использованием проективных методов;
- создание банка техник для разных целевых групп;
- обучение специалистов алгоритмам работы с МАК;
- оценку эффективности применения методик.
Разработанная нами программа "Диалог с собой и миром" включает 12 структурированных занятий, сочетающих работу с разными колодами МАК и арт-терапевтическими практиками. Каждое занятие содержит четкий алгоритм действий, критерии оценки динамики и рекомендации по модификации техник в зависимости от особенностей клиента.
Кейс комплексного сопровождения с использованием проективных методов
Описанный ниже случай демонстрирует эффективность междисциплинарного подхода при работе с кризисным состоянием.
Обучающаяся А., 14 лет, обратилась с жалобами на апатию, снижение успеваемости, конфликты с одноклассниками. На первом этапе педагог-психолог использовала технику "Линия времени" с колодой МАК "Saga", чтобы исследовать восприятие девочкой своего жизненного пути. Выяснилось, что текущая ситуация воспринималась ею как "тупик", а будущее виделось туманным и пугающим.
Социальный педагог применила методику "Социальная карта отношений", предложив клиентке расставить карты с изображениями людей вокруг своей карты-портрета. Обнаружилась изоляция девочки в классе и конфликтные отношения с матерью. Одновременно выявился ресурс - близкие отношения с бабушкой и интерес к рисованию.
На основе полученных данных методист разработал индивидуальный маршрут сопровождения, включающий:
- арт-терапевтические сессии для отреагирования эмоций;
- совместные сессии с матерью с использованием МАК "Persona" для коррекции детско-родительских отношений;
- включение в арт-терапевтическую группу для развития коммуникативных навыков.
Через 3 месяца работы отмечалась положительная динамика: снизился уровень тревожности, улучшились отношения с матерью, появились контакты со сверстниками в арт-терапевтической группе.
Преимущества и ограничения метода
Опыт нашего Центра показывает следующие преимущества интеграции МАК и арт-терапии в междисциплинарную работу:
- Единый язык коммуникации между специалистами разного профиля.
- Преемственность в работе с клиентом - каждый специалист может продолжить и развить тему, начатую коллегой.
- Целостное видение ситуации клиента за счет сочетания разных профессиональных позиций.
- Гибкость методик - возможность адаптации к нуждам конкретного случая.
Среди ограничений стоит отметить:
- необходимость специального обучения работе с проективными методами;
- риск субъективной интерпретации материала;
- не всегда достаточную валидность для принятия административных решений.
Интеграция метафорических карт и арт-терапевтических техник в работу междисциплинарной команды специалистов представляет собой перспективное направление современной психолого-педагогической практики. Такой подход позволяет создать целостную систему сопровождения клиента, где каждый специалист вносит свой уникальный вклад, используя единый инструментарий. Разработанные нами методики и программы демонстрируют эффективность синергетического подхода и могут быть адаптированы для различных учреждений психолого-педагогического профиля.

