Статья:

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТАФОРИЧЕСКИХ КАРТ И ТЕХНИК АРТ-ТЕРАПИИ В РАБОТЕ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОЙ КОМАНДЫ СПЕЦИАЛИСТОВ

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №38(347)

Рубрика: Психология

Выходные данные
Лиева С.А., Шарапова Ю.Е., Мальцева Е.С. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТАФОРИЧЕСКИХ КАРТ И ТЕХНИК АРТ-ТЕРАПИИ В РАБОТЕ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОЙ КОМАНДЫ СПЕЦИАЛИСТОВ // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2025. № 38(347). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/347/179473 (дата обращения: 25.12.2025).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТАФОРИЧЕСКИХ КАРТ И ТЕХНИК АРТ-ТЕРАПИИ В РАБОТЕ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОЙ КОМАНДЫ СПЕЦИАЛИСТОВ

Лиева Софья Андреевна
магистрант, методист, Белгородский государственный национальный исследовательский университет, РФ, Белгород
Шарапова Юлия Евгеньвена
магистрант, социальный педагог, Белгородский государственный национальный исследовательский университет, РФ, Белгород
Мальцева Екатерина Сергеевна
магистрант, педагог-психолог, Курский государственный университет, МБУ «Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи» на территории Ивнянского района, РФ, г Курск

 

Аннотация. В статье рассматриваются возможности интеграции метафорических ассоциативных карт (МАК) и арт-терапевтических методик в работу междисциплинарной команды специалистов Центра психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи. Представлен опыт комплексного использования проективных методов в консультировании детей и подростков, описаны специфика работы разных специалистов с единым инструментарием и преимущества синергетического подхода.

 

Ключевые слова: метафорические карты, арт-терапия, междисциплинарное взаимодействие, психологическое консультирование, проективные методы.

 

Современная практика психолого-педагогического сопровождения требует от специалистов поиска эффективных инструментов, позволяющих установить контакт с клиентом, преодолеть сопротивление и актуализировать внутренние ресурсы. Особую сложность представляет работа с детьми и подростками, для которых вербализация переживаний часто оказывается затруднительной. В этом контексте метафорические ассоциативные карты и техники арт-терапии становятся ценным ресурсом в работе междисциплинарной команды, позволяя каждому специалисту решать профессиональные задачи через единый инструментарий.

Методологическая основа применения проективных методик

Метафорические карты, созданные в 1970-х годах Эли Раманом, изначально задумывались как инструмент для творческого самовыражения. Однако их потенциал быстро оценили психотерапевты, заметив способность карт активировать бессознательные процессы и обходить психологические защиты. В основе механизма работы МАК лежит феномен проекции, описанный еще Карлом Юнгом: клиент, выбирая и интерпретируя изображения, проецирует на них свои внутренние переживания, конфликты и потребности.

Арт-терапевтические техники, в свою очередь, предоставляют возможность символического выражения тех содержаний психики, для которых трудно подобрать слова. Сочетание визуального ряда метафорических карт с созданием собственных художественных образов создает мощный терапевтический эффект, позволяя клиенту не только распознать, но и трансформировать актуальные переживания.

Специфика работы с МАК и арт-терапией в междисциплинарной команде

В Центре сложилась эффективная модель работы с проективными методами, где каждый специалист использует их в соответствии со своей профессиональной компетенцией.

Педагог-психолог применяет МАК и арт-техники для:

  • диагностики эмоционального состояния и выявления внутриличностных конфликтов;
  • работы с травматическим опытом и кризисными состояниями;
  • развития эмоционального интеллекта и рефлексии;
  • коррекции тревожности, страхов и агрессивного поведения.

Например, в работе с подростком с повышенной тревожностью эффективна техника "Контейнирование страха": клиент выбирает карту, символизирующую его страх, а затем создает для нее "контейнер безопасности" средствами арт-терапии (лепка, рисование). Это позволяет перевести абстрактную тревогу в конкретный образ и научиться управлять ею.

Социальный педагог использует методику для:

  • оценки социальной ситуации развития ребенка;
  • исследования детско-родительских отношений;
  • выявления ресурсов социальной среды;
  • работы с семейными кризисами.

Техника "Социальный атом" с использованием МАК помогает визуализировать круг общения ребенка, определить значимые фигуры и выявить потенциальных союзников в социальном окружении. Создание коллажа "Моя социальная сеть" позволяет идентифицировать дефициты и ресурсы социальных связей.

Методист обеспечивает:

  • разработку интегративных программ с использованием проективных методов;
  • создание банка техник для разных целевых групп;
  • обучение специалистов алгоритмам работы с МАК;
  • оценку эффективности применения методик.

Разработанная нами программа "Диалог с собой и миром" включает 12 структурированных занятий, сочетающих работу с разными колодами МАК и арт-терапевтическими практиками. Каждое занятие содержит четкий алгоритм действий, критерии оценки динамики и рекомендации по модификации техник в зависимости от особенностей клиента.

Кейс комплексного сопровождения с использованием проективных методов

Описанный ниже случай демонстрирует эффективность междисциплинарного подхода при работе с кризисным состоянием.

Обучающаяся А., 14 лет, обратилась с жалобами на апатию, снижение успеваемости, конфликты с одноклассниками. На первом этапе педагог-психолог использовала технику "Линия времени" с колодой МАК "Saga", чтобы исследовать восприятие девочкой своего жизненного пути. Выяснилось, что текущая ситуация воспринималась ею как "тупик", а будущее виделось туманным и пугающим.

Социальный педагог применила методику "Социальная карта отношений", предложив клиентке расставить карты с изображениями людей вокруг своей карты-портрета. Обнаружилась изоляция девочки в классе и конфликтные отношения с матерью. Одновременно выявился ресурс - близкие отношения с бабушкой и интерес к рисованию.

На основе полученных данных методист разработал индивидуальный маршрут сопровождения, включающий:

  • арт-терапевтические сессии для отреагирования эмоций;
  • совместные сессии с матерью с использованием МАК "Persona" для коррекции детско-родительских отношений;
  • включение в арт-терапевтическую группу для развития коммуникативных навыков.

Через 3 месяца работы отмечалась положительная динамика: снизился уровень тревожности, улучшились отношения с матерью, появились контакты со сверстниками в арт-терапевтической группе.

Преимущества и ограничения метода

Опыт нашего Центра показывает следующие преимущества интеграции МАК и арт-терапии в междисциплинарную работу:

  1. Единый язык коммуникации между специалистами разного профиля.
  2. Преемственность в работе с клиентом - каждый специалист может продолжить и развить тему, начатую коллегой.
  3. Целостное видение ситуации клиента за счет сочетания разных профессиональных позиций.
  4. Гибкость методик - возможность адаптации к нуждам конкретного случая.

Среди ограничений стоит отметить:

  • необходимость специального обучения работе с проективными методами;
  • риск субъективной интерпретации материала;
  • не всегда достаточную валидность для принятия административных решений.

Интеграция метафорических карт и арт-терапевтических техник в работу междисциплинарной команды специалистов представляет собой перспективное направление современной психолого-педагогической практики. Такой подход позволяет создать целостную систему сопровождения клиента, где каждый специалист вносит свой уникальный вклад, используя единый инструментарий. Разработанные нами методики и программы демонстрируют эффективность синергетического подхода и могут быть адаптированы для различных учреждений психолого-педагогического профиля.

 

Список литературы:
1. Лебедева Л.Д. Практика арт-терапии: подходы, диагностика, система занятий. — СПб.: Речь, 2023. — 319 с.
2. Копытин А.И. Современная клиническая арт-терапия: учебное пособие. — М.: Когито-Центр, 2022. — 278 с.
3. Хухлаева О.В. Метафорические карты в работе психолога: теория и практика. — СПб.: Речь, 2021. — 198 с.
4. Остер Дж., Гоулд П. Рисунок в психотерапии: методы и интерпретации. — М.: Апрель-Пресс, 2019. — 312 с.
5. Шевченко М.А. Междисциплинарный подход в психолого-педагогическом сопровождении. — М.: Национальное образование, 2022. — 254 с.
6. Бурно М.Е. Терапия творческим самовыражением. — М.: Академический проект, 2020. — 387 с.
7. Вачков И.В. Сказкотерапия и метафорические карты в работе с детьми и подростками. — М.: Генезис, 2023. — 265 с.
8. Никитина А.Б. Проективные методы в диагностике и коррекции эмоциональных нарушений. — СПб.: Питер, 2021. — 301 с.
9. Сакович Н.А. Использование арт-терапии в работе с психологической травмой. — М.: Класс, 2022. — 333 с.