Статья:

РАЗЛИЧИТЕЛЬНАЯ СПОСОБНОСТЬ ТОВАРНОГО ЗНАКА

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №38(347)

Рубрика: Юриспруденция

Выходные данные
Корнева К.В. РАЗЛИЧИТЕЛЬНАЯ СПОСОБНОСТЬ ТОВАРНОГО ЗНАКА // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2025. № 38(347). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/347/179500 (дата обращения: 23.12.2025).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

РАЗЛИЧИТЕЛЬНАЯ СПОСОБНОСТЬ ТОВАРНОГО ЗНАКА

Корнева Кристина Витальевна
студент Белорусского государственного университета, Республика Беларусь, г. Минск
Ломако Алла Юрьевна
научный руководитель, канд. юрид. наук, доцент, заведующий кафедрой бухгалтерского учета, экономики и права ИПК и ПЭК Белорусский государственный экономический университет, Республика Беларусь, г. Минск

 

Аннотация. Товарный знак играет ключевую роль в современных рыночных отношениях, выполняя важнейшую функцию индивидуализации товаров и услуг. Он обеспечивает возможность отличать продукцию одного производителя от аналогичной продукции других, создавая доверие к качеству, повышая узнаваемость и способствуя защите прав интеллектуальной собственности. В условиях развивающейся экономики и глобализации рынка особую значимость приобретает изучение различительной способности товарного знака как одного из главных критериев для его регистрации и защиты. Объектом данного исследования являются общественные отношения, складывающиеся в процессе определения различительной способности товарного знака. Предметом исследования выступают судебная практика, положения правовой доктрины, законодательные акты, связанные с обозначенной темой. Актуальность выбранной темы исследования определяется возрастающей ролью товарных знаков в экономике, а также необходимостью обеспечения правовой защиты интеллектуальной собственности.

 

Ключевые слова: интеллектуальная собственность, товарный знак, средство индивидуализации, различительная способность, белорусское законодательство, судебная практика, Договор о товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров Евразийского экономического союза.

 

Товарный знак (знак обслуживания) – один из объектов интеллектуальной собственности, способствующий отличию товаров или услуг одного лица от однородных товаров, работ и (или) услуг других лиц. Такое определение содержит ст. 1017 Гражданского кодекса Республики Беларусь (далее – ГК) [2] и ст. 1 Закона «О товарных знаках и знаках обслуживания» (далее – Закон) [6]. В отношении данного объекта существует ряд особенностей, отличающих его от других объектов интеллектуальной собственности, охрана которых в соответствии со ст. 51 Конституции Республики Беларусь 1994 г. представляет собой конституционную обязанность государства.

Действующее законодательство Республики Беларусь допускает к регистрации в качестве товарных знаков разнообразные обозначения, которые различаются между собой по кругу пользователей, степени известности, форме выражения, а также обладают различительной способностью.

Легальное определение различительной способности товарных знаков в законодательстве Республики Беларусь на данный момент отсутствует, тем не менее, анализируя понятие «товарный знак», содержащееся в Законе и ГК, а также положения подп. 1.1 ст. 4 Закона «не допускается регистрация в  качестве товарных знаков обозначений, не имеющих признаков различия», можно говорить о том, что основной функцией товарного знака как средства индивидуализации является формирование у потребителей четкого понимания принадлежности тех или иных товаров конкретным производителям и отличия таких товаров от товаров других лиц [6].

Хоть в отечественной правовой науке определение понятия «различительная способность» пока еще не сформировано, однако в российской академической среде многие авторы так или иначе касались различительной способности товарных знаков и предлагали свои дефиниции данной правовой категории. В целом, учитывая схожесть подходов в законодательной сфере, а также высокую степень интеграции государств представляется необходимым проанализировать эти дефиниции. Проанализируем мнение нескольких авторов по этому вопросу.

Как отмечает А.  П.  Рабец, различительная способность товарного знака проявляется в двух основных направлениях, во-первых, она вызывает у потребителя определенные ассоциации с товаром, во-вторых, предопределяет у него ассоциацию с конкретным товаром [7]. Различительная способность товарного знака не тождественна оригинальности его обозначения. Это проявление его индивидуальности. Орлова В. В. высказывает противоположное мнение относительно объекта ассоциаций, возникающих у потребителя: «под различительной способностью следует понимать способность обозначения вызывать в сознании потребителя ассоциации, связанные с конкретным производителем маркируемой продукции, а не с индивидуализируемым знаком, товаром и услугами» [5]. Раюшкин В. К. предлагает сузить данное понятие и закрепить его с позиции совокупности отличительных признаков, которые способствуют отличию товаров, работ и услуг от однородных товаров работ и услуг других лиц [8]. Наиболее широкое определение различительной способности товарного знака предлагает С.  А.  Серебро, которая считает, что под различительной способностью знака можно понимать некое свойство создавать в сознании человека цельное впечатление, быть хорошо воспринимаемым и запоминаемым для потребителя – носителя определенной культуры [9].   

Адаптируя эти положения к белорусским реалиям, проанализируем п.14 Положения о порядке регистрации товарных знаков и знаков обслуживания, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 28 декабря 2009 г. № 1719 (далее – Положение), в котором детализируются положения подп. 1.1 ст. 4 Закона о товарных знаках.          Так, к обозначениям, не имеющим признаков различия, относятся, в частности:

- обозначения в виде отдельной буквы или цифры, не имеющие характерного графического исполнения;

- обозначения в виде отдельной линии, простых геометрических фигур, математических знаков, а также их сочетания, не образующие композиций с качественно иным уровнем восприятия, отличным от восприятия отдельных, входящих в них элементов;

- реалистические или схематические изображения товаров, в том числе трехмерных, заявленные на регистрацию в качестве товарных знаков для обозначения этих товаров;

- общепринятые сокращения наименований организаций и другие [4].

Таким образом, анализируя позицию российских авторов, а также нормы Положения, можно сделать следующий вывод: вышеуказанные обозначения, не несущие в себе смысловой и композиционной составляющей, не способные вызвать у потребителя восприятие таких обозначений, отличное от общепринятого восприятия отдельных буквенных или цифровых знаков, фигур или линий, не обладают различительной способностью, в связи с чем и не могут быть зарегистрированы в качестве товарных знаков. Данный подход представляется логичным, поскольку основными функциями товарного знака являются индивидуализирующая и идентифицирующая, регистрация товарного знака, не выполняющего этих функций, представляется бессмысленной.

Обращаясь к судебной практике, проанализируем Решение Верховного Суда Республики Беларусь от 16 января 2017 года.

Компания «А», зарегистрированная в Швеции подала в суд жалобу на решение Апелляционного совета при патентном органе Республики Беларусь об отказе в удовлетворении возражения против предоставления правовой охраны комбинированному товарному знаку «АБСОЛЮТНЫЙ КЛАСС ABSOLUTЕ Class Сlass», зарегистрированному на имя ООО «И» по свидетельству № 40943. Компания «А» считает, что данный знак вводит потребителей в заблуждение относительно товара, его производителя и места происхождения, а также сходен до степени смешения с её собственным товарным знаком «ABSOLUT», зарегистрированным ранее для алкогольного напитка, обладающего высоким уровнем известности. ООО «И» утверждает, что элементы их комбинированного знака, включая графические составляющие, русские и латинские буквы, а также различные шрифты, исключают возможность смешения с товарным знаком «ABSOLUT». Они также отмечают, что знак «ABSOLUT» известен только для водки, в то время как ООО «И» не производит данный товар.

Касательно доводов экспертов (патентных поверенных): жалобу поддержали в полном объеме и пояснили, что сходство сравниваемых товарных знаков обусловлено доминированием словесного элемента «ABSOLUTЕ» в комбинированном товарном знаке № 40943 и наличием в нем неохраняемых элементов: словесных «КЛАСС», «Сlass» и изобразительного, которые при сравнении знаков в целом должны учитываться как элементы, не обладающие различительной способностью.

Тот факт, что товарный знак компании «А» был зарегистрирован раньше усиливает известность и различительную способность товарного знака «ABSOLUT».

В связи с изложенным, судебная коллегия пришла к выводу, что товарный знак «ABSOLUT» с приоритетом от 28 марта 1989 г. на дату подачи заявки был известен белорусскому потребителю, обладал высокой различительной способностью, позволяющей индивидуализировать товар «водка» с обозначением «ABSOLUT», как исходящий от одного производителя.

На основании вышеизложенного суд принял решение: жалобу компании «А», Швеция, на решение Апелляционного совета при патентном органе от 16 февраля 2016 года № 818-ТЗ – удовлетворить.

Признать предоставление правовой охраны комбинированному товарному знаку «АБСОЛЮТНЫЙ КЛАСС ABSOLUTЕ Сlass Сlass» по свидетельству Республики Беларусь № 40943 на имя общества с ограниченной ответственностью «И» в отношении товаров 33 класса МКТУ: «алкогольные напитки (за исключением пива)» недействительным.

НЦИС, в свою очередь, был обязан внести в Государственный реестр товарных знаков и знаков обслуживания Республики Беларусь соответствующие сведения о признании недействительным предоставления правовой охраны комбинированному товарному знаку «АБСОЛЮТНЫЙ КЛАСС ABSOLUTЕ Сlass Сlass» по свидетельству Республики Беларусь № 40943 на имя общества с ограниченной ответственностью «И» в отношении товаров 33 класса МКТУ: «алкогольные напитки (за исключением пива)».

Проанализировав материалы этого дела, можно сделать вывод о значимости различительной способности для процесса регистрации товарного знака и, главное, сохранение этой регистрации [1].

Говоря о практическом применении различительной способности товарного знака, стоит упомянуть «правило треугольника», в котором различительная способность выступает одним из «углов». Так, при рассмотрении дел о нарушении прав на товарный знак суды обычно руководствуются так называемым правилом треугольника, углами которого являются различительная способность, однородность товаров и услуг, сходство товарных знаков до степени смешения.

Различительная способность товарного знака играет ключевую роль в процессе его регистрации на уровне ЕАЭС, что отражено в положениях статьи 8 Договора о товарных знаках Евразийского экономического союза [3]. Основные функции товарного знака, такие как индивидуализация и идентификация товаров, невозможны без различительной способности, что делает её отсутствие основанием для отказа в регистрации. Международный характер Договора устанавливает высокие требования к заявителям, требуя наличия различительной способности знака на территориях всех государств-членов ЕАЭС. Такой подход направлен на обеспечение единообразия и эффективности правового регулирования в сфере интеллектуальной собственности и подчеркивает необходимость тщательной подготовки перед подачей заявки на регистрацию. В результате, различительная способность выступает основополагающим критерием, без которого регистрация товарного знака теряет смысл как в правовом, так и в коммерческом контексте.

По результатам проведенного исследования отметим, что различительная способность является ключевым критерием для регистрации товарного знака как в Беларуси, так и на ЕАЭС, обеспечивая его индивидуализирующую и идентифицирующую функции. Судебная практика, в частности Постановление Пленума Верховного Суда, подтверждает важность различительной способности для правовой охраны товарного знака. Поэтому представляется целесообразным закрепить понятие “различительная способность” на законодательном уровне в Республике Беларусь. Предлагаемое определение может звучать следующим образом: «различительная способность – это характеристика, выражающаяся в его способности индивидуализировать товары и услуги одного лица и отличать их от товаров и услуг других лиц, воспринимаемая потребителем непосредственно и без дополнительных ассоциаций». Данное нововведение позволило бы внести ясность в понимание и идентификацию данного понятия, унифицировать правоприменительную практику, а также повысить предсказуемость решений экспертизы и судов.

 

Список литературы:
1. Верховный Суд Республики Беларусь : интернет-портал судов общей юрисдикции Республики Беларусь [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://court.gov.by. – Дата доступа: 21.11.2024.
2. Гражданский кодекс Республики Беларусь : [принят Палатой представителей 28 октября 1998 г. : одоб. Советом Республики 19 ноября 1998 г.] : по сост. на 24 января 2022 г. – Минск : Национальный центр правовой информации РБ, 2022. – 654 с. 
3. Договор о товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров Евразийского экономического союза : подписан в г. Москве 3 фев. 2020 г. // Альта-Софт. – URL: https://www.alta.ru/tamdoc/20bn0007/ (дата обращения: 21.11.2025).
4. О регистрации товарного знака и знака обслуживания : постановление Совета Министров Респ. Беларусь от 28 дек. 2009 г. № 1719 // ЭТАЛОН : информ.-поисковая система (дата обращения: 20.11.2025). 
5. Орлова, В. В. Средства индивидуализации в предпринимательской деятельности: теория и практика охраны фирменных наименований, товарных знаков и других коммерческих обозначений / В. В. Орлова. – М. : Патент, 2006. – 247 с.
6. О товарных знаках и знаках обслуживания : Закон Респ. Беларусь от 5 фев. 1993 г. № 2181-XII // ЭТАЛОН : информ.-поисковая система (дата обращения: 19.11.2025).
7. Рабец, А. П. Правовая охрана товарных знаков в России. Современное состояние и перспективы / А. П. Рабец. – СПб. : Пресс, 2003. – 338 с.
8. Раюшкин, В. К. Понятие различительной способности товарного знака по законодательству Республики Беларусь / Правосудие и правоохранительная деятельность: законодательство и правоприменение : сб. науч. тр. Вып. 3 / ИППК судей, работников прокуратуры, судов и учреждений юстиции БГУ ; редкол.: С. К. Лещенко (отв. ред.) [и др.]. – Минск : РИВШ, 2023.  –  47 с.
9. Серебро, С. А. Различительная способность товарных знаков / С. А. Серебро // Проблемы современной науки и образования. – 2015. – № 5 (35). – С. 83−86.