РАЗЛИЧИТЕЛЬНАЯ СПОСОБНОСТЬ ТОВАРНОГО ЗНАКА
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №38(347)
Рубрика: Юриспруденция

Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №38(347)
РАЗЛИЧИТЕЛЬНАЯ СПОСОБНОСТЬ ТОВАРНОГО ЗНАКА
Аннотация. Товарный знак играет ключевую роль в современных рыночных отношениях, выполняя важнейшую функцию индивидуализации товаров и услуг. Он обеспечивает возможность отличать продукцию одного производителя от аналогичной продукции других, создавая доверие к качеству, повышая узнаваемость и способствуя защите прав интеллектуальной собственности. В условиях развивающейся экономики и глобализации рынка особую значимость приобретает изучение различительной способности товарного знака как одного из главных критериев для его регистрации и защиты. Объектом данного исследования являются общественные отношения, складывающиеся в процессе определения различительной способности товарного знака. Предметом исследования выступают судебная практика, положения правовой доктрины, законодательные акты, связанные с обозначенной темой. Актуальность выбранной темы исследования определяется возрастающей ролью товарных знаков в экономике, а также необходимостью обеспечения правовой защиты интеллектуальной собственности.
Ключевые слова: интеллектуальная собственность, товарный знак, средство индивидуализации, различительная способность, белорусское законодательство, судебная практика, Договор о товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров Евразийского экономического союза.
Товарный знак (знак обслуживания) – один из объектов интеллектуальной собственности, способствующий отличию товаров или услуг одного лица от однородных товаров, работ и (или) услуг других лиц. Такое определение содержит ст. 1017 Гражданского кодекса Республики Беларусь (далее – ГК) [2] и ст. 1 Закона «О товарных знаках и знаках обслуживания» (далее – Закон) [6]. В отношении данного объекта существует ряд особенностей, отличающих его от других объектов интеллектуальной собственности, охрана которых в соответствии со ст. 51 Конституции Республики Беларусь 1994 г. представляет собой конституционную обязанность государства.
Действующее законодательство Республики Беларусь допускает к регистрации в качестве товарных знаков разнообразные обозначения, которые различаются между собой по кругу пользователей, степени известности, форме выражения, а также обладают различительной способностью.
Легальное определение различительной способности товарных знаков в законодательстве Республики Беларусь на данный момент отсутствует, тем не менее, анализируя понятие «товарный знак», содержащееся в Законе и ГК, а также положения подп. 1.1 ст. 4 Закона «не допускается регистрация в качестве товарных знаков обозначений, не имеющих признаков различия», можно говорить о том, что основной функцией товарного знака как средства индивидуализации является формирование у потребителей четкого понимания принадлежности тех или иных товаров конкретным производителям и отличия таких товаров от товаров других лиц [6].
Хоть в отечественной правовой науке определение понятия «различительная способность» пока еще не сформировано, однако в российской академической среде многие авторы так или иначе касались различительной способности товарных знаков и предлагали свои дефиниции данной правовой категории. В целом, учитывая схожесть подходов в законодательной сфере, а также высокую степень интеграции государств представляется необходимым проанализировать эти дефиниции. Проанализируем мнение нескольких авторов по этому вопросу.
Как отмечает А. П. Рабец, различительная способность товарного знака проявляется в двух основных направлениях, во-первых, она вызывает у потребителя определенные ассоциации с товаром, во-вторых, предопределяет у него ассоциацию с конкретным товаром [7]. Различительная способность товарного знака не тождественна оригинальности его обозначения. Это проявление его индивидуальности. Орлова В. В. высказывает противоположное мнение относительно объекта ассоциаций, возникающих у потребителя: «под различительной способностью следует понимать способность обозначения вызывать в сознании потребителя ассоциации, связанные с конкретным производителем маркируемой продукции, а не с индивидуализируемым знаком, товаром и услугами» [5]. Раюшкин В. К. предлагает сузить данное понятие и закрепить его с позиции совокупности отличительных признаков, которые способствуют отличию товаров, работ и услуг от однородных товаров работ и услуг других лиц [8]. Наиболее широкое определение различительной способности товарного знака предлагает С. А. Серебро, которая считает, что под различительной способностью знака можно понимать некое свойство создавать в сознании человека цельное впечатление, быть хорошо воспринимаемым и запоминаемым для потребителя – носителя определенной культуры [9].
Адаптируя эти положения к белорусским реалиям, проанализируем п.14 Положения о порядке регистрации товарных знаков и знаков обслуживания, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 28 декабря 2009 г. № 1719 (далее – Положение), в котором детализируются положения подп. 1.1 ст. 4 Закона о товарных знаках. Так, к обозначениям, не имеющим признаков различия, относятся, в частности:
- обозначения в виде отдельной буквы или цифры, не имеющие характерного графического исполнения;
- обозначения в виде отдельной линии, простых геометрических фигур, математических знаков, а также их сочетания, не образующие композиций с качественно иным уровнем восприятия, отличным от восприятия отдельных, входящих в них элементов;
- реалистические или схематические изображения товаров, в том числе трехмерных, заявленные на регистрацию в качестве товарных знаков для обозначения этих товаров;
- общепринятые сокращения наименований организаций и другие [4].
Таким образом, анализируя позицию российских авторов, а также нормы Положения, можно сделать следующий вывод: вышеуказанные обозначения, не несущие в себе смысловой и композиционной составляющей, не способные вызвать у потребителя восприятие таких обозначений, отличное от общепринятого восприятия отдельных буквенных или цифровых знаков, фигур или линий, не обладают различительной способностью, в связи с чем и не могут быть зарегистрированы в качестве товарных знаков. Данный подход представляется логичным, поскольку основными функциями товарного знака являются индивидуализирующая и идентифицирующая, регистрация товарного знака, не выполняющего этих функций, представляется бессмысленной.
Обращаясь к судебной практике, проанализируем Решение Верховного Суда Республики Беларусь от 16 января 2017 года.
Компания «А», зарегистрированная в Швеции подала в суд жалобу на решение Апелляционного совета при патентном органе Республики Беларусь об отказе в удовлетворении возражения против предоставления правовой охраны комбинированному товарному знаку «АБСОЛЮТНЫЙ КЛАСС ABSOLUTЕ Class Сlass», зарегистрированному на имя ООО «И» по свидетельству № 40943. Компания «А» считает, что данный знак вводит потребителей в заблуждение относительно товара, его производителя и места происхождения, а также сходен до степени смешения с её собственным товарным знаком «ABSOLUT», зарегистрированным ранее для алкогольного напитка, обладающего высоким уровнем известности. ООО «И» утверждает, что элементы их комбинированного знака, включая графические составляющие, русские и латинские буквы, а также различные шрифты, исключают возможность смешения с товарным знаком «ABSOLUT». Они также отмечают, что знак «ABSOLUT» известен только для водки, в то время как ООО «И» не производит данный товар.
Касательно доводов экспертов (патентных поверенных): жалобу поддержали в полном объеме и пояснили, что сходство сравниваемых товарных знаков обусловлено доминированием словесного элемента «ABSOLUTЕ» в комбинированном товарном знаке № 40943 и наличием в нем неохраняемых элементов: словесных «КЛАСС», «Сlass» и изобразительного, которые при сравнении знаков в целом должны учитываться как элементы, не обладающие различительной способностью.
Тот факт, что товарный знак компании «А» был зарегистрирован раньше усиливает известность и различительную способность товарного знака «ABSOLUT».
В связи с изложенным, судебная коллегия пришла к выводу, что товарный знак «ABSOLUT» с приоритетом от 28 марта 1989 г. на дату подачи заявки был известен белорусскому потребителю, обладал высокой различительной способностью, позволяющей индивидуализировать товар «водка» с обозначением «ABSOLUT», как исходящий от одного производителя.
На основании вышеизложенного суд принял решение: жалобу компании «А», Швеция, на решение Апелляционного совета при патентном органе от 16 февраля 2016 года № 818-ТЗ – удовлетворить.
Признать предоставление правовой охраны комбинированному товарному знаку «АБСОЛЮТНЫЙ КЛАСС ABSOLUTЕ Сlass Сlass» по свидетельству Республики Беларусь № 40943 на имя общества с ограниченной ответственностью «И» в отношении товаров 33 класса МКТУ: «алкогольные напитки (за исключением пива)» недействительным.
НЦИС, в свою очередь, был обязан внести в Государственный реестр товарных знаков и знаков обслуживания Республики Беларусь соответствующие сведения о признании недействительным предоставления правовой охраны комбинированному товарному знаку «АБСОЛЮТНЫЙ КЛАСС ABSOLUTЕ Сlass Сlass» по свидетельству Республики Беларусь № 40943 на имя общества с ограниченной ответственностью «И» в отношении товаров 33 класса МКТУ: «алкогольные напитки (за исключением пива)».
Проанализировав материалы этого дела, можно сделать вывод о значимости различительной способности для процесса регистрации товарного знака и, главное, сохранение этой регистрации [1].
Говоря о практическом применении различительной способности товарного знака, стоит упомянуть «правило треугольника», в котором различительная способность выступает одним из «углов». Так, при рассмотрении дел о нарушении прав на товарный знак суды обычно руководствуются так называемым правилом треугольника, углами которого являются различительная способность, однородность товаров и услуг, сходство товарных знаков до степени смешения.
Различительная способность товарного знака играет ключевую роль в процессе его регистрации на уровне ЕАЭС, что отражено в положениях статьи 8 Договора о товарных знаках Евразийского экономического союза [3]. Основные функции товарного знака, такие как индивидуализация и идентификация товаров, невозможны без различительной способности, что делает её отсутствие основанием для отказа в регистрации. Международный характер Договора устанавливает высокие требования к заявителям, требуя наличия различительной способности знака на территориях всех государств-членов ЕАЭС. Такой подход направлен на обеспечение единообразия и эффективности правового регулирования в сфере интеллектуальной собственности и подчеркивает необходимость тщательной подготовки перед подачей заявки на регистрацию. В результате, различительная способность выступает основополагающим критерием, без которого регистрация товарного знака теряет смысл как в правовом, так и в коммерческом контексте.
По результатам проведенного исследования отметим, что различительная способность является ключевым критерием для регистрации товарного знака как в Беларуси, так и на ЕАЭС, обеспечивая его индивидуализирующую и идентифицирующую функции. Судебная практика, в частности Постановление Пленума Верховного Суда, подтверждает важность различительной способности для правовой охраны товарного знака. Поэтому представляется целесообразным закрепить понятие “различительная способность” на законодательном уровне в Республике Беларусь. Предлагаемое определение может звучать следующим образом: «различительная способность – это характеристика, выражающаяся в его способности индивидуализировать товары и услуги одного лица и отличать их от товаров и услуг других лиц, воспринимаемая потребителем непосредственно и без дополнительных ассоциаций». Данное нововведение позволило бы внести ясность в понимание и идентификацию данного понятия, унифицировать правоприменительную практику, а также повысить предсказуемость решений экспертизы и судов.

