ПРОБЛЕМНЫЕ СИТУАЦИИ В ПРАКТИКУМЕ ПО ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКЕ ВОДИТЕЛЯ АВТОМОБИЛЯ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ СТУДЕНТОВ
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №38(347)
Рубрика: Психология

Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №38(347)
ПРОБЛЕМНЫЕ СИТУАЦИИ В ПРАКТИКУМЕ ПО ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКЕ ВОДИТЕЛЯ АВТОМОБИЛЯ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ СТУДЕНТОВ
PROBLEMATIC SITUATIONS IN THE WORKSHOP ON THEORETICAL TRAINING OF A CAR DRIVER AS A MEANS OF DEVELOPING COGNITIVE ACTIVITY AND PROFESSIONAL ORIENTATION OF STUDENTS
Khudyakova Alexandra Andreevna
Student, South Ural State Humanitarian and Pedagogical University, Russia, Chelyabinsk
Pakhtusova Natalia Aleksandrovna
Academic supervisor, PhD in Pedagogical Sciences, Associate Professor, South Ural State Humanitarian and Pedagogical University, Russia, Chelyabinsk
Аннотация. Цель работы — показать, как проблемные ситуации в практикуме по теоретической подготовке водителей развивают познавательную активность и формируют профессиональную направленность студентов. Показано, что такие задания стимулируют самостоятельное мышление, ответственность и профессиональные качества, необходимые будущему специалисту.
Abstract. the purpose of the work is to show how problematic situations in a practical course on theoretical driver training develop cognitive activity and form the professional orientation of students. It is shown that such tasks stimulate independent thinking, responsibility and professional qualities necessary for a future specialist.
Ключевые слова: проблемная ситуация, практикум, теоретическая подготовка водителя автомобиля, познавательная активность, профессиональное мышление, психология профессионального образования, профессиональная направленность.
Keywords: problem situation, practical training, theoretical training of a car driver, cognitive activity, professional thinking, psychology of vocational education, professional orientation.
Современное профессиональное образование направлено на формирование не только знаний и умений, но и активной, осознанной позиции обучающегося в процессе обучения, что подчеркивается в трудах Е.А. Климова [3, с. 104]. Особенно это важно при подготовке водителей автомобилей, где от уровня профессионального мышления, ответственности и внимания зависит безопасность дорожного движения.
В условиях профессиональных образовательных организаций дисциплина «Теоретическая подготовка водителя автомобиля» традиционно воспринимается студентами как набор правил и теоретических сведений. Чтобы сделать обучение осмысленным и развивающим, необходимо внедрять в процесс практико-ориентированные задания, включающие проблемные ситуации, побуждающие к самостоятельному поиску решения.
Психология профессионального образования определяет обучение как процесс развития индивидуальности будущего специалиста, где большое значение имеют активность, осознанность, субъектная позиция и профессиональная направленность. Эти принципы раскрываются в работах Э.Ф. Зеера. Также в литературе часто отмечается, что профессиональное образование должно опираться на принципы самостоятельности и связи теории с практикой [1]. Изменения в области производственных технологий и профессионального обучения обусловливают необходимость формирования у специалиста «особых надпрофессиональных, точнее экстрафункциональных знаний, умений и навыков, свойств, качеств и способностей, обеспечивающих его профессиональную мобильность, конкурентоспособность и социальную защищенность» [2, с. 15-16].
Познавательная активность – это стремление обучающегося к получению новых знаний, поиску информации и осмыслению практических ситуаций. Она проявляется через интерес, инициативу, самостоятельность и устойчивое внимание. Проблемная ситуация, по определению А.М. Матюшкина, – особый вид мыслительного взаимодействия субъекта и объекта; характеризуется таким психическим состоянием, возникающим у субъекта (учащегося) при выполнении им задания, которое требует найти (открыть или усвоить) новые, ранее не известные субъекту знания или способы действия [4, с. 193]. Такое затруднение побуждает к поиску решения и активизирует мыслительные процессы.
Таким образом, создание проблемных ситуаций на занятиях соответствует психологическим принципам развития профессионального мышления и познавательной активности.
Проблемная ситуация в обучении выполняет двойную функцию:
- Познавательную, то есть стимулирует интеллектуальную активность, побуждает к анализу, сравнению, прогнозированию.
- Воспитательную, когда формируется профессиональная направленность, ответственность и осознание значимости знаний для будущей профессии.
Когда студент не просто слушает объяснение, а сам ищет ответ на практическую задачу (например, почему произошла авария, как избежать подобной ситуации, какой манёвр безопаснее), он не только запоминает материал, но и формирует собственную систему профессиональных ценностей.
Психологически проблемные ситуации воздействуют на три уровня: когнитивный – активизируется мышление, внимание, память; эмоциональный – повышается интерес и вовлечённость; мотивационный – усиливается внутренняя мотивация к обучению.
Разработка практикума по МДК 02.02 «Теоретическая подготовка водителя автомобиля» предполагает включение в него практико-ориентированных заданий проблемного характера, таких как анализ дорожной ситуации, где студентам предлагается фото или видеофрагмент ДТП, они определяют, какие ошибки допустил водитель, и как их можно было избежать; задание с противоречием – преподаватель описывает ситуацию, где ПДД допускают несколько вариантов поведения, и студенты аргументируют, какой из них наиболее безопасен. Также в качестве таких заданий может выступать психологический кейс, в рамках которого происходит обсуждение поведения водителя в стрессовой ситуации, как эмоции влияют на принятие решений, или ситуация выбора, где необходимо определить оптимальное действие при отказе тормозной системы или внезапном препятствии на дороге.
Такие задания создают интеллектуальные затруднения, вызывают потребность в размышлении и делают обучение активным.
Чтобы проблемные ситуации действительно способствовали развитию познавательной активности, важно соблюсти ряд психологических условий:
- Доступность. Проблемная задача должна быть посильной, но требовать размышления.
- Эмоциональная вовлечённость. Ситуация должна вызывать интерес, быть приближённой к реальной жизни.
- Осознанность цели. Студент должен понимать, зачем он решает задачу и как это пригодится в практике.
- Обратная связь. Обсуждение решений, коллективный анализ и сравнение точек зрения.
- Постепенность усложнения. Переход от простых ситуаций к комплексным, требующим интеграции знаний из разных дисциплин.
Практика внедрения проблемных заданий показывает, что студенты проявляют больший интерес к теоретическому курсу, возрастает уровень самостоятельности и инициативности, развивается умение анализировать и прогнозировать последствия решений, формируется ответственное отношение к будущей профессиональной деятельности.
Подводя итог, можно сказать, что сами проблемные ситуации являются эффективным средством развития познавательной активности и профессиональной направленности обучающихся, а создание проблемных ситуаций в практикуме по теоретической подготовке водителя автомобиля соответствует ключевым принципам психологии профессионального образования: активности, осознанности, личностной направленности и связи теории с практикой. Проблемное обучение стимулирует познавательную активность студентов, развивает их профессиональное мышление, формирует ответственность и интерес к будущей деятельности. Эти подходы могут быть использованы при модернизации программ подготовки водителей автомобиля в профессиональных образовательных организациях и при разработке авторских практикумов по междисциплинарным курсам.

