ПУТИ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ СТРАНЫ
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №38(347)
Рубрика: Педагогика

Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №38(347)
ПУТИ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ СТРАНЫ
PATHS OF INTELLECTUAL DEVELOPMENT OF THE COUNTRY
Burov Georgy
Student, Department of Pedagogy, Yelabuga Institute of Kazan Federal University, Russia, Yelabuga
Bochkareva Tatyana
Scientific supervisor, Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Yelabuga Institute of Kazan Federal University, Russia, Yelabuga
Аннотация. В статье анализируются интеллектуальные ресурсы России, которые могут и должны стать главным фактором технологической модернизации страны, они должны обеспечить ее достойное участие в процессах глобализации мировой экономики. Выделено, что для России необходимо сконцентрировать усилия на активизации использования своего интеллектуального и культурного потенциала в борьбе за достойное место в складывающемся общемировом информационном пространстве.
Abstract. This article analyzes Russia's intellectual resources, which can and should become the primary driver of the country's technological modernization, ensuring its full participation in the globalization of the global economy. It emphasizes the need for Russia to focus its efforts on enhancing the use of its intellectual and cultural potential in the struggle for a prominent place in the emerging global information space.
Ключевые слова: образование, знания, человеческий капитал, интеллектуальный капитал, интеллектуальные ресурсы.
Keywords: education, knowledge, human capital, intellectual capital, intellectual resources.
Мир постоянно меняется, и эта трансформация затрагивает все аспекты жизни общества, характеризуясь глобальными тенденциями и стремительным прогрессом. Глобализация приводит к возникновению разногласий и острой конкуренции между странами. Учитывая это положение дел, крайне важно обеспечивать безопасность государства и непрерывно совершенствовать её механизмы.
Российская система образования, благодаря своему масштабу, качеству обучения и подготовки как молодежи, так и людей старшего возраста, широкому спектру предлагаемых дисциплин и количеству иностранных студентов, обладает значимым международным влиянием. Следовательно, изменения внутри неё оказывают воздействие не только на Россию.Проводимые в российском образовании изменения, охватывающие все ступени и сферы профессиональной подготовки, стартовавшие в начале нового тысячелетия, отражают общемировые направления и одновременно служат средством поддержания и обогащения накопленного предыдущими поколениями опыта и устоев, питающих рост национальной культуры.:
Значительное расширение спектра образовательных возможностей – разнообразие форм, направлений и моделей обучения.
Глубокие трансформации в системе высшего образования, включающие повышение её адаптивности, ориентированность на запросы студентов и работодателей, принцип доступности образования для широких слоёв населения и усиление взаимодействия с другими уровнями образования.
Постоянное совершенствование учебных планов в соответствии с прогнозируемыми требованиями рынка труда и обеспечение соответствия высшего образования актуальным задачам экономического и социального прогресса.
Воспитание гражданской позиции и готовность студентов к вовлеченности в общественную деятельность должны быть приоритетом.
Необходимо стимулировать стремление выпускников к генерированию собственного потенциала роста.
Студенты нуждаются в широких возможностях выбора и адаптивности при планировании обучения в вузе.
Важно усилить влияние высшего образования на развитие способности понимать, анализировать, оберегать, обогащать и популяризировать различные культуры.
Доступ к высшему образованию должен предоставляться всем талантливым людям, независимо от социального статуса.
Поддержка академической свободы как фундаментальной ценности является ключевой задачей системы образования.Высшее образование должно интегрироваться в концепцию непрерывного обучения.
Необходимы более тесные взаимосвязи между высшим образованием и предыдущими этапами обучения.
Центр внимания высшего образования — студент и его потребности.
Важно сочетать глубокое изучение предметов с развитием коммуникативных навыков, креативности и критического мышления в командной работе над проектами разного типа.
Создание условий для личностного и профессионального роста требует сотрудничества с бизнесом и укрепления контактов с рынком труда.Отход от приоритета исключительно экономического аспекта в работе университетов и обучении студентов.
Возрастание значимости и качества научной работы и обучения.
Акцентирование внимания на комплексных, интегративных и инновационных программах подготовки.
Увеличение интереса к специалистам в перспективных технологических и административных сферах.
Расширение международного сотрудничества в сфере высшего образования.
Стимулирование быстрого прогресса и разнообразия академических предметов.
Гармонизация взаимодействия университетских и внеуниверситетских структур высшего образования.
Сохранение ценностей прошлого и внедрение нововведений в равной мере.
Формирование современной обучающей среды с использованием передовых технологий и разнообразных сервисов.
Использование модульного подхода при разработке учебных планов.Для определения структуры учебного процесса важно учитывать ряд современных направлений. В связи с этим, следует уделить особое внимание качеству образования – ключевому фактору модернизации высшего образования и укреплению взаимодействия между различными заинтересованными сторонами. Современные тенденции наиболее четко отражены в идее непрерывного образования.[1, c.2]. На практике это уже проявляется в том, что многие организации выделяют до 15-20% рабочего времени сотрудников на их переобучение. На протяжении всей карьеры (около 40 лет) каждому работнику необходимо обновлять свои навыки 5-8 раз. Разумно предоставлять сотрудникам возможность уделять 10 часов в неделю изучению специализированной литературы и 40-80 часов в год участию в различных формах постоянного повышения квалификации. Для российских предприятий управление знаниями пока не является эффективным механизмом поддержки инновационной деятельности, хотя существует множество веских причин для его внедрения. Активное предпринимательство в этой сфере.Объем инновационной активности в российской экономике остается недостаточным как в абсолютных величинах, так и при сравнении с показателями промышленных лидеров. В странах с развитой экономикой доля предприятий, активно использующих инновации, может достигать 80% (в среднем по странам ОЭCР – 50%), тогда как в России этот показатель составляет менее 10%. Многие отрасли, ориентированные на использование научных разработок в России, находятся лишь на начальном этапе цифровой трансформации, находясь между третьим и четвертым технологическими парадигмами. Технологии нового поколения, которые уже широко распространены в развитых странах, пока не получили широкого применения в России. Отечественная наука пока не смогла создать систематический "банк знаний" [2,c.4], который необходим для сокращения технологического разрыва между Россией и ведущими мировыми державами.
Исходя из этого, можно заключить, что интеллектуальный капитал России способен и призван стать определяющим двигателем экономического прогресса, гарантирующим ее значимую роль в глобальных экономических процессах. Для достижения этой цели России требуется направить основные силы на стимулирование использования своего интеллектуального и культурного наследия в конкурентной борьбе за позицию в формирующемся глобальном информационном пространстве.

