Статья:

УПРОЩЕННЫЙ ПОРЯДОК РЕГИСТРАЦИИ ПРАВ НА НЕДВИЖИМОЕ ИМУЩЕСТВО ПО УСЛОВИЯМ «ЛЕСНОЙ АМНИСТИИ»

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №38(347)

Рубрика: Юриспруденция

Выходные данные
Власова А.С. УПРОЩЕННЫЙ ПОРЯДОК РЕГИСТРАЦИИ ПРАВ НА НЕДВИЖИМОЕ ИМУЩЕСТВО ПО УСЛОВИЯМ «ЛЕСНОЙ АМНИСТИИ» // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2025. № 38(347). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/347/179706 (дата обращения: 21.12.2025).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

УПРОЩЕННЫЙ ПОРЯДОК РЕГИСТРАЦИИ ПРАВ НА НЕДВИЖИМОЕ ИМУЩЕСТВО ПО УСЛОВИЯМ «ЛЕСНОЙ АМНИСТИИ»

Власова Анастасия Сергеевна
магистрант ФГБОУ ВО Государственный университет по землеустройству, РФ, г. Москва

 

Аннотация. В статье рассматриваются правовые механизмы упрощённого порядка регистрации прав на земельные участки и объекты недвижимости, затронутые так называемой «лесной амнистией». Анализируются положения Федерального закона № 280-ФЗ, направленные на урегулирование противоречий между сведениями Единого государственного реестра недвижимости (ЕГРН) и данными лесного реестра. Особое внимание уделено порядку признания приоритета прав собственников и землепользователей, процедуре корректировки границ участков, а также особенностям подачи документов в Росреестр. Рассматриваются преимущества амнистии для граждан, юридических лиц и органов власти, а также правовые риски и перспективы дальнейшего применения механизма.

Abstract. This article examines the legal mechanisms for the simplified procedure for registering rights to land plots and real estate affected by the so-called "forest amnesty." It analyzes the provisions of Federal Law No. 280-FZ aimed at resolving discrepancies between information in the Unified State Register of Real Estate (USRRE) and forest registry data. Particular attention is paid to the procedure for recognizing the priority of owner and land user rights, the procedure for adjusting plot boundaries, and the specifics of submitting documents to Rosreestr. The benefits of the amnesty for individuals, legal entities, and government agencies are discussed, as well as the legal risks and prospects for the further application of this mechanism.

 

Ключевые слова: лесная амнистия, упрощенная регистрация недвижимости, недвижимое имущество, права собственности, государственная регистрация прав.  

Keywords: forest amnesty, simplified real estate registration, real estate, property rights, state registration of rights.

 

В предыдущие годы были нередки случаи, когда люди десятилетиями пользовались земельными участками, строили на них дачи, а потом этот участок забирали на том основании, что он относится к землям лесного фонда. Чтобы найти выход во всех подобных ситуациях, 29 июля 2017 года был принят федеральный закон № 280-Ф, который называют законом о «Лесной амнистии». 11.08.2017 года данный закон вступил в силу.

«Лесная амнистия» – это способ защиты имущественных прав собственников, чьи участки земли оказались в лесном фонде, и распространяется на земельные участки, предоставленные в собственность до 1 января 2016 года. При этом неважно, когда права на участок появились у нынешнего владельца, он мог купить участок и в 2017 году, главное, чтобы первоначальному собственнику участок был предоставлен до 1 января 2016 года.

Положения закона направлены на устранение большого количества проблем, копившихся годами в записях двух реестров – Единого государственного реестра недвижимости и государственного лесного реестра. Эти проблемы во многом связаны с существовавшим более 10 лет упрощенным регулированием отношений по оформлению прав на лесные участки.

«Лесная амнистия» преследует целью защиту прав граждан на объекты недвижимости, но в то же время сохраняют существующие механизмы сохранения лесов, особо охраняемых природных территорий и «зеленых щитов», то есть территорий, представляющих наибольшую экологическую ценность. Наряду с сохранением мер по экологической защите лесов закон предусматривает и новый обязательный алгоритм действий для Рослесхоза по работе со случаями, когда земли граждан и организаций на бумаге оказались в лесном фонде. В частности, Рослесхоз после получения соответствующей информации о пересечении границ земельных участков с лесным фондом обязан не только дать оценку сложившейся ситуации, но и в случае выявления противоправных действий в течение трех месяцев обратиться в суд с иском в защиту интересов Российской Федерации.

Закон обеспечивает защиту в первую очередь бытовой недвижимости граждан (индивидуальные жилые дома, сады, дачи, огороды), которые в связи с различными проблемами в учетных и регистрационных государственных системах оказались в лесном фонде. Конечно, гражданин не должен страдать от того, что у государства существуют противоречия в каких-то реестрах. Но, по сути, до принятия данного закона гражданин лишался своего законного права собственности, подтвержденного государством, без какой-либо компенсации. На основании судебных решений, принятых по искам органов лесного хозяйства, осуществлялся снос жилых домов, выселение из них граждан, освобождение садовых, огородных и дачных участков, аннулирование прав на них.

Суть «Лесной амнистии» состоит в установлении верховенства Единого государственного реестра недвижимости (ЕГРН) в случае противоречий сведений государственного лесного реестра, лесного плана субъекта РФ или лесоустроительной документации сведениям ЕГРН о категории земельного участка. То есть, принадлежность участка к определенной категории земель определяют согласно данным ЕГРН, а если данные там отсутствуют, то в соответствии со сведениями, указанными в правоустанавливающих или правоудостоверяющих документах на участок.

В письме Минэкономразвития России от 15.09.2017 № 26268-ВА/Д23и сказано: «Принятие Федерального закона № 280-ФЗ направлено на устранение взаимоисключающего характера сведений государственного лесного реестра (ГЛР) и Единого государственного реестра недвижимости (ЕГРН) путем установления в предусмотренных законом случаях приоритета сведений ЕГРН над сведениями ГЛР». Таким образом, установлен абсолютный приоритет данных ЕГРН перед сведениями лесного реестра. Единственное исключение - земельные участки, которые находятся в зоне особо охраняемых природных территорий (заповедники, заказники);

- описана процедура подготовки карты границ населенного пункта для установления границ лесных поселков и военных городков;

- урегулирован вопрос о порядке устранения пересечений границ участков лесного фонда с границами участков, относящихся к землям иных категорий, а также об устранении пересечения границ земельных участков с границами населенных пунктов и территориальных зон;

- устанавливается запрет на перенос в ЕГРН сведений о лесных участках из государственного лесного реестра, которые приведут к противоречиям со сведениями ЕГРН;

- определен порядок перевода лесных поселков и военных городков в земли населенных пунктов;

- урегулирован порядок предоставления в пользование частей лесных участков, в том числе для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов, а также для геологического изучения недр;

- предусмотрен возврат прав на объекты недвижимости, утраченные на основании вступивших в силу судебных актов.

До выхода закона № 280-ФЗ и вступления «Лесной амнистии» в действие решить данный вопрос можно было только в судебном порядке.  Это всегда означало длительное разбирательство, которое могло и не привести к признанию приоритета сведений ЕГРН перед сведениями лесного реестра. Судебная практика была неоднозначной: в некоторых случаях суды вставали на сторону владельцев земли, а в некоторых — на сторону «лесников».

Как правило, собственник узнает о принадлежности своего участка к землям лесного фонда, когда обращается за установлением или изменением вида разрешенного использования и получает отказ. Орган власти указывает, что границы участка относятся к территории двойного учета.

Другой важный момент, который определил данный закон, — участки, предоставленные из земель лесного фонда до 8 августа 2008 года и имеющие категорию «земли лесного фонда», можно перевести в другую категорию. Но только при условии, что их разрешенное использование никак не связано с использованием леса (земля предоставлялась для садоводства, огородничества, дачного хозяйства, личного подсобного хозяйства, индивидуального жилищного строительства). Если участок расположен на территории населенного пункта, из земель лесного фонда он переводится в земли поселений. Там, где границы населенных пунктов на настоящий момент не определены, и участок расположен на территории между населенными пунктами, он может быть переведен в земли сельхозназначения.

Ранее, когда собственник такого земельного участка хотел определить его границы, он обращался к кадастровому инженеру. Тот, видя, что земельный участок граничит с лесом, запрашивал сведения в Министерстве лесного хозяйства и получал ответ, что участок находится на землях лесного фонда, после чего кадастровый инженер должен был отказать в проведении межевания. Теперь во всех подобных случаях кадастровый инженер указывает в своем заключении, что участок расположен на границе с лесом, права на него возникли давно. В данном случае будет применяться статья 60.2 Федерального закона № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».

Кроме того, закон позволяет оформить до сих пор не оформленные, так называемые неразграниченные, земельные участки на землях лесного фонда, которые в предыдущие годы могли предоставлять гражданам для различных целей (индивидуального жилищного строительства, дачного хозяйства, садоводства). Землепользователь построил на этой земле объект (жилой дом или жилое строение), который соответствует назначению участка, и успел зарегистрировать на него права. Обычно после этого он обращается в администрацию, чтобы оформить собственность на землю, но администрация предоставить участок в собственность не может, так как он относится к лесному фонду. Согласно закону о «лесной амнистии», если построенный на участке объект находится в собственности, для получения права собственности на земельный участок владелец дома должен обратиться в тот орган, который предоставил земельный участок из госсобственности.

Всю работу ведут Росреестр, органы прокуратуры и Россельхоз, это они должны провести сплошную проверку всех земельных участков, которые пересекаются с границами леса, рассмотреть каждую ситуацию отдельно и вынести решение. При Управлениях Росреестра в каждом из субъектов созданы межведомственные рабочие группы, которые занимаются выявлением всех земельных участков, имеющих пересечения с границами участков лесного фонда.

В результате этой работы изменения вносятся либо в лесной реестр, либо в ЕГРН, либо принимается решение о том, что земельный участок предоставлялся незаконно. В большинстве случаев находятся подтверждения того, что права у людей возникли давно.

Только по официальной статистике на территории Российской Федерации насчитывается более 377 тысяч земельных участков, которые имеют подтвержденные пересечения с землями лесного фонда. Но с учетом того, что большинство лесных участков не имеет точно установленных границ и примерно у половины иных участков нет точных границ, то число «скрытых» пересечений по расчетам может достигать 2 млн. Таким образом, проблема, решенная данным законом, затрагивает значительное количество граждан Российской Федерации, а сам закон спасает их от возможного лишения собственности.

Положения нового закона направлены и на решение проблем граждан, проживающих в бывших военных городках и лесных поселках, расположенных в лесном фонде. Как правило, граждане, проживающие на таких территориях, были лишены каких-либо прав, гарантированных Конституцией России и федеральными законами: их «не замечали» местные и региональные власти, они не были включены в какие-либо программы развития, на таких территориях не обеспечивалось соблюдение даже самых элементарных условий для жизни, граждане были лишены возможности оформить право собственности на землю и жилище. Закон «о лесной амнистии» вводит механизмы, заставляющие власть заняться этими территориями, придать им статус полноценных населенных пунктов, развивать инфраструктуру, обеспечить нормальные условия жизни населения.

Сложность в реализации лесной амнистии заключается, прежде всего, в объеме информационных сведений, которые необходимо привести к единообразию и достоверности. Проблемы разрозненности информации о земельных участках, связана с тем, что разные государственные и муниципальные органы используют разные информационные базы и программное обеспечение, и как следствие управленческие решения принимаются, основываясь на данных разных информационных ресурсов. Так, например, устранив противоречие между Реестром недвижимости и лесным реестром по своему земельному участку, правообладатель сталкивается с тем, что градостроительный план ему выдают все равно «с лесом» и строить на участке оказывается невозможно.

Для устранения данной проблемы необходимо объединение информационных баз, а также выстраивание приоритетов при обновлении сведений. А именно, при внесении изменений в ЕГРН, информация должна одномоментно «сливаться» в государственный лесной реестр и в дальнейшем «наполнять» ГИС ОГД, для актуальности сведений при выдаче градостроительного плана.

В заключении необходимо отметить, что в Нижегородской области выявлено 32,5 тысячи пересечений земельных участков иных категорий с землями лесного фонда. Из них на заседаниях Межведомственной рабочей группы рассмотрено более 5 тысяч случаев.

В рамках реализации данного закона, в пользу нижегородцев «амнистировано» более 155 гектаров земель лесного фонда по 2 824 земельным участкам.

 

Список литературы:
1. Федеральный закон от 13.07.2015 г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости»// СЗ РФ от 20 июля 2015 г. N 29 (часть I) ст. 4344
2. Земельный кодекс Российской Федерации от 25.10.2001 № 136-ФЗ// СЗ РФ от 29 октября 2001 г. N 44 ст. 4147 
3. Белоконов, А.В. Понятие и сущность государственной регистрации недвижимого имущества / А.В. Белоконов // Ученые труды Российской академии адвокатуры и нотариата. 2020. №3. – 204 с.
4. Белякова, А.М. Регистрация прав на недвижимое имущество / А.М. Белякова // Вестник Урала. 2020. № 5. – 103 с.
5. Крылов, С. Регистрация прав на недвижимость: понятие и проблемы. / С. Крылов // "Российская юстиция", 2022. – 358 с.