Статья:

ПОНЯТИЕ И ПРОБЛЕМЫ ПРИВАТИЗАЦИИ ЗЕМЕЛЬНОГО УЧАСТКА В РОССИИ

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №33(342)

Рубрика: Юриспруденция

Выходные данные
Кузякина А.И. ПОНЯТИЕ И ПРОБЛЕМЫ ПРИВАТИЗАЦИИ ЗЕМЕЛЬНОГО УЧАСТКА В РОССИИ // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2025. № 33(342). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/342/178277 (дата обращения: 13.11.2025).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

ПОНЯТИЕ И ПРОБЛЕМЫ ПРИВАТИЗАЦИИ ЗЕМЕЛЬНОГО УЧАСТКА В РОССИИ

Кузякина Алина Игоревна
магистрант Государственного Университета по Землеустройству, РФ, г. Москва

 

Аннотация. В статье раскрывается проблема процесса приватизации, который в России является важнейшим инструментом формирования частной собственности и развития рыночных отношений. Она включает передачу имущества из публичной собственности в частную на основе законодательства, регулирующего как гражданско-правовые, так и специальные правовые нормы. Основные направления приватизации охватывают государственные предприятия, жилой фонд и земельные участки, что способствует активизации предпринимательства и снижению государственного вмешательства в экономику. В целом, приватизация выступает важным механизмом укрепления частной собственности и повышения эффективности управления имуществом в России.

Abstract. The article explores the issue of the privatization process, which is a crucial tool for the formation of private property and the development of market relations in Russia. Privatization involves the transfer of public property to private ownership based on legislation that governs both civil and special legal norms. The main areas of privatization include state-owned enterprises, housing stock, and land plots, which contribute to the activation of entrepreneurship and the reduction of government intervention in the economy. Overall, privatization serves as an important mechanism for strengthening private property and improving the efficiency of property management in Russia.

 

Ключевые слова: приватизация, собственность, земельные участки, нормативные акты, законодательство, приватизационные процессы.

Keywords: privatization, property, land parcels, normative acts, legislation, privatization processes.

 

Приватизация считается одним из оснований приобретения права собственности на земельный участок. Приватизация реализуется в трех основных направлениях: приватизация государственных предприятий, иных объектов недвижимости и акций, принадлежащих публично-правовым образованиям; приватизация жилья; приватизация земельных участков. При этом ст. 217 ГК РФ стоит рассматривать в качестве общей нормы, устанавливающей основные признаки приватизации вне зависимости от самого объекта [1].

Экономисты видят приватизацию как деятельность, противоположную национализации, при которой происходит переход частной собственности в государственную. Приватизация и национализация являются механизмами экономики, что позволяют активно участвовать государству в подобных отношениях. При этом основным фактором для приватизации и национализации является эффективность управления имуществом.

А.В. Пащенко утверждает, что под приватизацией необходимо понимать определенный процесс, в котором осуществляется передача имущества, которое находится в публичной собственности, а также осуществление комплекса различных мероприятий, который сокращают влияние государственного сектора на деятельность частных лиц и, что логично, укрепляет позиции частного сектора в экономике и активизации предпринимательской деятельности в стране [7]. В данном случае подразумевается такая политика, которая в дальнейшем подразумевает уменьшение обязанностей государства в части регулирования экономики [4].

Законодательно приватизация определяется как процесс передачи имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества (ст. 217 ГК РФ). Законодатель использует термин «передано» (в отношении имущества), который включает как возмездное, так и безвозмездное отчуждение публичной собственности [4]. Следовательно, по ГК РФ предусматривается осуществление приватизации также на безвозмездной основе. Однако ст. 1 ФЗ № 178 дефинирует приватизацию как возмездное отчуждение имущества, находящегося в собственности РФ, субъектов РФ, муниципальных образований, в собственность физических и (или) юридических лиц.

При этом стоит отметить, что положение ст.217 ГК РФ описывает социально - экономическую природу, из чего можно А.В. Малышева делает вывод о том, что приватизация земельных участков – это передача участков земли, находящихся в государственной и муниципальной собственности, в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законом [3].

Ф.П. Румянцев и М.Ю. Нацвалова [9] склонны полагать, что приватизация не представляет собой «любое» отчуждение имущества, принадлежащего государству в частные руки, а такое отчуждение, которое реализуция в соответствии со специальным законодательством, что прямо предусмотрено ст. 217 ГК РФ. В такой категории законодательство довольно четко устанавливается, какое именно имущество может быть передано в частные руки, то есть приватизировано, а также какой субъект и на каких условиях может участвовать в приватизации и т.д. Исходя из этого, продажа отдельного земельного участка арендатору или выставление участка на торги представляют собой обычные гражданско-правовые сделки и не являются приватизацией.

Приватизационные отношения регулирует система правовых норм, которая может считаться институтом гражданского права. Он содержит нормы как публично-правового, так и частноправового характера. Такое представление системы правового регулирования отношений, связанных с приватизацией, соответствует данными классификатора правовых актов [10], в соответствии с которым законодательство о приватизации отнесено к разделу гражданского законодательства.

Иную позицию имеет А.В. Малышева, которая относит совокупность таких норм к правовому субинституту (подинституту) приватизации земельных участков [5].

С начала реформирования земельных отношений и до сегодняшнего периода приватизация земли в России регулировалась и регулируется не специальным законом, а различными нормативными правовыми актами в зависимости не только от оснований приватизации, но от вида субъекта, целей и времени предоставления земельных участков. В этом и проявляется особенность правового режима приобретения земельных участков в частную собственность.

Так, помимо основных (общих) субъектов (граждан РФ, юридических лиц, иностранных граждан, апатридов) земельных отношений законодательство выделяет такие, которые обладают специальной правосубъектностью: религиозные организации, садоводческие, огороднические и дачные некоммерческие объединения граждан и др.

Приватизационные отношения регулируются множеством нормативных правовых актов, которые возможно классифицировать по различным основаниям.

I. В соответствии с предметом выделяют [6]: 1) нормативные правовые акты, носящие общий характер; 2) специальные нормативные правовые акты: а) те, которые устанавливают территориальные и отраслевые характеристики приватизации; б) регулирующие особенности приватизации определенных категорий объектов государственного и муниципального имущества; в) в зависимости от участия в приватизации тех или иных субъектов права.

II. По юридической силе (на федеральном уровне):

1. Федеральные конституционные законы. В соответствии с Федеральным конституционным законом от 06.11.2020 N 4-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации" [11], Правительство РФ осуществляет управление федеральной собственностью, рассматривает проекты программ приватизации федеральной собственности; 2. ЗК РФ. Здесь закреплены основания и порядок приватизации земли, а также иные нормы; 3. ГК РФ. Конституционный Суд Российской Федерации указал, что нормы ГК РФ применяются субсидиарно к федеральным законам о приватизации [8]; 4. Федеральные законы. Например, Федеральный закон от 21.12.2001 № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» [11] предусматривает, что он имеет более высокий приоритет, чем иные законы РФ, включающие в себя нормы о приватизации. В случае отсутствия соответствующих норм при отчуждении государственного и муниципального имущества применяются нормы гражданского законодательства (п. 4 ст. 3 ФЗ № 178); 5. Подзаконные акты Российской Федерации, которые принимаются в соответствии с ФЗ № 178.

Тем не менее, в российском государстве не принят специальный федеральный закон, предметом регулирования которого были отношения только лишь в сфере приватизации земли.

 

Список литературы:
1. Гражданское право. Общая часть / Ю.С. Гамбаров; Под ред.: В.А. Томсинов. - М.: Зерцало, 2018. – С. 649-650
2. Малышева, А.В. Осуществление прав граждан и юридических лиц при приватизации земельных участков: дис. … канд. юрид. наук / А.В. Малыше-ва. – М., 2020.-С.22
3. Малышева, А.В. Осуществление прав граждан и юридических лиц при приватизации земельных участков: автореферат дис. … канд. юрид. наук / А.В. Малышева. – М., 2020. – С. 16
4. Малышева, А.В. Приватизация земельных участков как особый способ отчуждения публичной собственности // Аграрное и земельное право. - М.: Право и государство, 2017. - № 5 (89). - С. 55
5. Малышева, А.В. Приватизация земельных участков как особый способ отчуждения публичной собственности // Аграрное и земельное право. - М.: Право и государство, 2017. - № 5 (89). - С. 57
6. Новикова, С.В. Понятие и способы приватизации государственного и муниципального имущества // Научный журнал КубГАУ. - 2019. - №100(06). – С. 5-6
7. Пащенко, А.В. Цели правового регулирования приватизации // Рефор-мы и право. ‒ 2017. ‒ № 2. ‒ С. 18
8. Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 25 июля 2001 г. № 12-П «По делу о проверке конституционности пункта 7 ста-тьи 21 Федерального закона «О приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества в Российской Феде-рации» в связи с запросом Высшего Арбитражного Суда Российской Феде-рации» // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2001. - № 32. - ст. 3411
9. Румянцев, Ф.П. Нужна ли вторая волна приватизации земель сельско-хозяйственного назначения? / Ф.П. Румянцев, М.Ю. Нацвалова // Юридиче-ская наука. - 2019. - № 4. – С. 113-114
10. Указ Президента РФ от 15.03.2000 г. № 511 «О классификаторе право-вых актов» // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2000. - № 12. - ст. 1260
11. Федеральный закон от 21.12.2001 № 178-ФЗ «О приватизации госу-дарственного и муниципального имущества» // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2002. - № 4. - ст. 251
12. Федеральный конституционный закон от 06.11.2020 N 4-ФКЗ "О Пра-вительстве Российской Федерации" // "Российская газета", N 251, 09.11.2020