Односторонний отказ от исполнения контракта как механизм защиты государственного заказчика от недобросовестного поставщика
Конференция: LIX Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
Секция: Юриспруденция
лауреатов
участников
лауреатов
участников
LIX Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
Односторонний отказ от исполнения контракта как механизм защиты государственного заказчика от недобросовестного поставщика
Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе) обязывает государственного заказчика во множестве случаев закупать товары, работы и услуги только конкурентными способами: путем проведения запросов котировок, электронных аукционов и т.п.
В своем большинстве российский рынок включает в себя поставщиков, подрядчиков и исполнителей, стремящихся добросовестно исполнить контракты, заключенные по результатам конкурентных процедур.
Однако встречаются случаи, когда контрагенты не в состоянии исполнить принятые на себя обязательства, либо просто не желают выполнять условия контракта.
В соответствии с частью 10 статьи 7.32 КоАП РФ приемка поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги в случае их несоответствия условиям контракта, если выявленное несоответствие привело к дополнительному расходованию бюджетных средств, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц.
Кроме того, нарушение законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд работником контрактной службы, если это деяние совершено из корыстной или иной личной заинтересованности и причинило крупный ущерб, является уголовно наказуемым (статья 200.4 УК РФ).
Таким образом, актуальным вопросом является предоставление заказчику эффективных правовых механизмов, позволяющих своевременно и должным образом принять решение об отказе от исполнения контракта в одностороннем порядке [3, с.1]. Гражданское законодательство и Закон о контрактной системе позволяют проводить указанную процедуру.
Последовательность действий заказчика в этом случае следующая:
- установление факта ненадлежащего исполнения поставщиком, подрядчиком, исполнителем обязательств, принятых по контракту;
- ведение претензионной работы;
- если по результатам претензионной работы нарушения условий контракта не устранены, заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если это предусмотрено условиями контракта;
- в течение трех рабочих дней заказчик обязан направить контрагенту решение об одностороннем отказе от исполнения контракта с соблюдением требований части 12 статьи 95 Закона о контрактной системе;
- решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком контрагента об одностороннем отказе от исполнения контракта.
При этом заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения [1,2];
- направление документов в территориальный орган УФАС для решения вопроса о включении контрагента в реестр недобросовестных поставщиков.
Следует отметить, что при рассмотрении органом УФАС направленных заказчиком документов устанавливаются причины, послужившие основанием для расторжения государственного контракта, и, как показывает практика, решение о включении поставщика (подрядчика, исполнителя) в реестр недобросовестных поставщиков принимается не во всех случаях.
В таблице приведены потенциальные риски заказчика и победителя конкурентной процедуры при исполнении государственного контракта.
Таблица.
Особенности исполнения контрактов
Стадия |
Риски заказчика |
Риски поставщика (подрядчика, исполнителя) |
Заключение контракта |
- |
включение в реестр недобросовестных поставщиков в случае отказа от подписания контракта |
Исполнение контракта |
поставка некачественного товара, выполнение некачественных работ, оказание услуг ненадлежащим образом |
- |
Расторжение контракта по соглашению сторон |
Недопоставка товара, несвоевременное оказание услуг, при этом возможно заключить аналогичный контракт со вторым после победителя участником закупки |
- |
Односторонний отказ заказчика от исполнения контракта |
Невнесение в реестр недобросовестных поставщиков может привести к ситуации, при которой повторное участие рассматриваемого контрагента в закупках может привести к нарушению конкуренции |
Внесение в реестр недобросовестных поставщиков – невозможность в течение 2 лет участия в торгах |
По результатам проведенного анализа в рамках совершенствования законодательства о государственных закупках предлагается:
- подзаконным актом установить конкретные случаи, при которых поставщик (подрядчик, исполнитель) в любом случае вносится в реестр недобросовестных поставщиков, например: недопоставка товара на дату вступления в силу решения об одностороннем отказе, предоставление заказчику в ходе устранения нарушений исполнения контракта недостоверной информации и т.п.;
- сокращение сроков на обжалование заказчиком в арбитражном суде решения территориального органа УФАС об отказе во включении контрагента в реестр недобросовестных поставщиков.
Данные изменения в законодательстве позволят обеспечить более эффективную реализацию механизмов добросовестной конкуренции на рынке государственных закупок.