Статья:

Односторонний отказ от исполнения контракта как механизм защиты государственного заказчика от недобросовестного поставщика

Конференция: LIX Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»

Секция: Юриспруденция

Выходные данные
Требухин А.Г. Односторонний отказ от исполнения контракта как механизм защиты государственного заказчика от недобросовестного поставщика // Молодежный научный форум: электр. сб. ст. по мат. LIX междунар. студ. науч.-практ. конф. № 29(59). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_interdisciplinarity/29(59).pdf (дата обращения: 18.04.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Односторонний отказ от исполнения контракта как механизм защиты государственного заказчика от недобросовестного поставщика

Требухин Алексей Геннадьевич
магистрант, Московский финансово-юридический университет, РФ, г. Москва

 

Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе) обязывает государственного заказчика во множестве случаев закупать товары, работы и услуги только конкурентными способами: путем проведения запросов котировок, электронных аукционов и т.п.

В своем большинстве российский рынок включает в себя поставщиков, подрядчиков и исполнителей, стремящихся добросовестно исполнить контракты, заключенные по результатам конкурентных процедур.

Однако встречаются случаи, когда контрагенты не в состоянии исполнить принятые на себя обязательства, либо просто не желают выполнять условия контракта.

В соответствии с частью 10 статьи 7.32 КоАП РФ приемка поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги в случае их несоответствия условиям контракта, если выявленное несоответствие привело к дополнительному расходованию бюджетных средств, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц. 

Кроме того, нарушение законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд работником контрактной службы, если это деяние совершено из корыстной или иной личной заинтересованности и причинило крупный ущерб, является уголовно наказуемым (статья 200.4 УК РФ).

Таким образом, актуальным вопросом является предоставление заказчику эффективных правовых механизмов, позволяющих своевременно и должным образом принять решение об отказе от исполнения контракта в одностороннем порядке [3, с.1]. Гражданское законодательство и Закон о контрактной системе позволяют проводить указанную процедуру. 

Последовательность действий заказчика в этом случае следующая:

- установление факта ненадлежащего исполнения поставщиком, подрядчиком, исполнителем обязательств, принятых по контракту;

- ведение претензионной работы;

-  если по результатам претензионной работы нарушения условий контракта не устранены, заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если это предусмотрено условиями контракта;

- в течение трех рабочих дней заказчик обязан направить контрагенту решение об одностороннем отказе от исполнения контракта с соблюдением требований части 12 статьи 95 Закона о контрактной системе;

- решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком контрагента об одностороннем отказе от исполнения контракта. 

При этом заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения [1,2];

- направление документов в территориальный орган УФАС для решения вопроса о включении контрагента в реестр недобросовестных поставщиков.

Следует отметить, что при рассмотрении органом УФАС направленных заказчиком документов устанавливаются причины, послужившие основанием для расторжения государственного контракта, и, как показывает практика, решение о включении поставщика (подрядчика, исполнителя) в реестр недобросовестных поставщиков принимается не во всех случаях.

В таблице приведены потенциальные риски заказчика и победителя конкурентной процедуры при исполнении государственного контракта.

Таблица.

Особенности исполнения контрактов

Стадия

Риски заказчика

Риски поставщика (подрядчика, исполнителя)

Заключение контракта

-

включение в реестр недобросовестных поставщиков в случае отказа от подписания контракта

Исполнение контракта

поставка некачественного товара, выполнение некачественных работ, оказание услуг ненадлежащим образом

-

Расторжение контракта по соглашению сторон

Недопоставка товара, несвоевременное оказание услуг, при этом возможно заключить аналогичный контракт со вторым после победителя участником закупки

-

Односторонний отказ заказчика от исполнения контракта

Невнесение в реестр недобросовестных поставщиков может привести к ситуации, при которой повторное участие рассматриваемого контрагента в закупках может привести к нарушению конкуренции

Внесение в реестр недобросовестных поставщиков – невозможность в течение 2 лет участия в торгах

 

По результатам проведенного анализа в рамках совершенствования законодательства о государственных закупках предлагается:

- подзаконным актом установить конкретные случаи, при которых поставщик (подрядчик, исполнитель) в любом случае вносится в реестр недобросовестных поставщиков, например: недопоставка товара на дату вступления в силу решения об одностороннем отказе, предоставление заказчику в ходе устранения нарушений исполнения контракта недостоверной информации и т.п.;

- сокращение сроков на обжалование заказчиком в арбитражном суде решения территориального органа УФАС об отказе во включении контрагента в реестр недобросовестных поставщиков.

Данные изменения в законодательстве позволят обеспечить более эффективную реализацию механизмов добросовестной конкуренции на рынке государственных закупок.

 

Список литературы:
1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (в ред. от 18.07.2019) // Собрание законодательства РФ, 05.12.1994, № 32, ст. 3301.
2. Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ (ред. от 27.06.2019) «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (ред. от 31.07.2019) // Собрание законодательства РФ, 08.04.2013, № 14, ст. 1652.
3. Готовцев Д.А. Как расторгнуть государственный или муниципальный контракт в одностороннем порядке [Электронный ресурс]. – URL:: https://online11.consultant.ru/cgi/online.cgi?req=doc&ts= 33225664105411005845036523 (дата обращения: 15.09.2019).