Статья:

ВЛИЯНИЕ ФУНКЦИЙ ГОСУДАРСТВА НА СИСТЕМУ И СТРУКТУРУ ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ: НАУЧНЫЙ АНАЛИЗ

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №39(348)

Рубрика: Юриспруденция

Выходные данные
Капышкина Д.А., Приймак Е.Н. ВЛИЯНИЕ ФУНКЦИЙ ГОСУДАРСТВА НА СИСТЕМУ И СТРУКТУРУ ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ: НАУЧНЫЙ АНАЛИЗ // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2025. № 39(348). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/348/179926 (дата обращения: 25.12.2025).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

ВЛИЯНИЕ ФУНКЦИЙ ГОСУДАРСТВА НА СИСТЕМУ И СТРУКТУРУ ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ: НАУЧНЫЙ АНАЛИЗ

Капышкина Диана Артемовна
студент, Донской государственный технический университет, РФ, г. Ростов-на-Дону
Приймак Елена Николаевна
старший преподаватель, Донской государственный технический университет, РФ, г. Ростов-на-Дону

 

THE INFLUENCE OF STATE FUNCTIONS ON THE SYSTEM AND STRUCTURE OF EXECUTIVE BODIES IN THE CONTEXT OF DIGITALIZATION: A SCIENTIFIC ANALYSIS

 

Kapyshkina Diana Artemovna

Student, Don State Technical University, Rostov-on-Don, Russia

Priymak Elena Nikolaevna

Senior Lecturer, Don State Technical University, Rostov-on-Don, Russia

 

Аннотация. Статья посвящена комплексному исследованию трансформации системы и структуры органов исполнительной власти под влиянием изменения государственных функций в эпоху цифровизации. На основе анализа научных трудов в области информационного права, государственного управления и правового регулирования информационной деятельности автор доказывает, что цифровизация является не внешним технологическим фактором, а системным драйвером, переопределяющим саму сущность публичного управления. В работе раскрывается, как традиционные функции государства наполняются новым содержанием, что, в свою очередь, обусловливает необходимость структурной реорганизации исполнительной власти: появления новых органов и подразделений, изменения компетенций и внедрения сетевых принципов управления. На конкретных примерах (таможенные органы, сфера охраны культурного наследия) показана универсальность этого процесса.

Abstract. This article is devoted to a comprehensive study of the transformation of the system and structure of executive authorities under the influence of changing state functions in the digital age. Based on an analysis of scholarly works in the fields of information law, public administration, and the legal regulation of information activities, the author demonstrates that digitalization is not an external technological factor, but a systemic driver redefining the very essence of public administration. The work reveals how traditional state functions are being imbued with new content, which, in turn, necessitates a structural reorganization of the executive branch: the emergence of new bodies and divisions, changes in competencies, and the implementation of networked governance principles. Specific examples (customs authorities, cultural heritage protection) demonstrate the universality of this process.

 

Ключевые слова: функции государства, цифровизация, органы исполнительной власти, структура органов власти, государственное управление.

Keywords: functions of the state, digitalization, executive authorities, structure of government bodies, public administration.

 

Актуальность темы обусловлена глубинными трансформациями, которые переживает современное государство под влиянием цифровых технологий. Цифровизация не просто вносит технические коррективы в работу государственного аппарата, а провоцирует системные изменения в самой природе и способах реализации государственных функций, что, в свою очередь, требует адекватной перестройки системы и структуры органов исполнительной власти.

П.П. Кабытов и О.Е. Стародубова пишут о том, что цифровизация государственного управления влияет на все элементы административно-правового статуса органов исполнительной власти. Наибольшее воздействие получает практика реализации контрольно-надзорных полномочий и полномочий по оказанию государственных услуг. Также отмечается, что под воздействием цифровизации трансформируются процесс реализации полномочий органов исполнительной власти, порядок и принципы их взаимодействия друг с другом, гражданами и организациями [7].

Д.С. Стенькин рассматривает влияние цифровизации на компетенцию федеральных органов исполнительной власти. Отмечается, что были внедрены новые полномочия по созданию и ведению государственных информационных ресурсов: реестров, фондов и систем [11].

Т.А. Коновальцева анализирует, каким образом происходит цифровизация деятельности органов исполнительной ветви власти. В качестве положительных эффектов от цифровой трансформации государственного управления различные авторы выделяют повышение эффективности государственных процессов, повышение качества предоставляемых государственных услуг, автоматизацию рутинных бюрократических процессов, улучшение взаимодействия между различными уровнями управления [8].

Д.В. Речкина выделяет причины цифровизации деятельности органов исполнительной власти: государственный аппарат стремится к уменьшению собственных финансовых расходов и желает сделать функционирование более эффективным [9].

Проведенный анализ научных трудов М.В. Алексеевой и коллективных монографий с её участием позволяет выявить системные взаимосвязи между трансформацией государственных функций и реорганизацией исполнительной власти в цифровую эпоху. Как отмечает М.В. Алексеева, политика государственного управления информационной сферой развивается по определенным закономерностям, где цифровизация выступает ключевым фактором изменения традиционных функций государства [5]. Цифровизация приводит к качественному изменению традиционных функций государства. Формируется новая система государственного управления информационной сферой, основанная на четких закономерностях развития.

В условиях формирования информационного пространства знаний как объекта государственного управления происходит переосмысление содержания регулятивной и контрольной функций [3]. Автор подчеркивает, что информационная деятельность становится комплексной категорией, требующей специального правового регулирования [2].

Исследование процедур и процессуальных форм информационной деятельности таможенных органов демонстрирует, как цифровизация приводит к структурным изменениям в конкретных ведомствах [4]. Органы исполнительной власти подвергаются значительной структурной перестройке.

М.Б. Смоленский и М.В. Алексеева системно анализируют, как изменения в информационной деятельности государства обусловливают необходимость реорганизации системы исполнительной власти [10]. Организационная структура органов исполнительной власти должна соответствовать современным требованиям защиты прав человека в условиях цифровизации [6], что обусловливает необходимость постоянного совершенствования системы государственного управления.

Исследования М.В. Алексеевой в сфере охраны культурного наследия демонстрируют, как цифровая трансформация затрагивает даже те сферы государственного управления, которые традиционно считались консервативными [1]. Это подтверждает универсальный характер влияния цифровизации на все органы исполнительной власти независимо от их отраслевой принадлежности.

Проведенный научный анализ показал, что цифровизация является не просто технологическим трендом, а системным фактором, вызывающим глубинную трансформацию как функций государства, так и архитектуры его исполнительной власти. Это взаимовлияние носит двусторонний характер: изменяющиеся функции государства требуют адекватной структурной перестройки органов, а новые технологические возможности, в свою очередь, открывают пути для выполнения принципиально новых государственных задач. Ключевым следствием цифровизации является содержательное изменение традиционных государственных функций. Это изменение функций закономерно влечет за собой структурно-организационную перестройку системы органов исполнительной власти. Происходит институционализация новых управленческих механизмов, таких как мониторинг, который из инструментального метода становится полноценным правовым институтом. Это свидетельствует о том, что цифровизация порождает новые устойчивые формы организации публичной власти, требующие собственного нормативного закрепления.

 

Список литературы:
1. Алексеева М.В. Государственное управление в сфере охраны культурного наследия. Диссертация на соискание ученой степени кандидата юридических наук / Ростовский юридический институт МВД Российской Федерации. Ростов-на-Дону, 2007
2. Алексеева М.В. Определение категорий «Информационная деятельность» в юридической науке // Наука и образование: хозяйство и экономика; предпринимательство; право и управление. 2012. № 1 (20). С. 86-90.
3. Алексеева М.В. Особенности информационного пространства знаний как объекта государственного управления в информационной сфере // Северо-Кавказский юридический вестник. 2018. № 1. С. 50-55.
4. Алексеева М.В. Процедуры и процессуальные формы информационной деятельности таможенных органов. Ростов-на-Дону, 2015.19
5. Алексеева М.В. Развитие и становление общих закономерностей политики государственного управления информационной сферой // Вестник Российской таможенной академии. 2013. № 1. С. 061-067.
6. Исакова Ю.И., Акопов Л.В., Алексеева М.В., Артамонов А.Н., Анциферова Н.А., Арутюнян М.Р., Артюхин О.А., Бухарова И.В., Величко А.А., Верещагина Л.Н., Веселая Т.В., Крыгина И.А., Казанцева О.Г., Кузина С.И., Касьяненко Т.С., Линкин В.Н., Москалева Т.А., Немыкина О.Е., Рыбак С.В., Резванова Л.А. и др. Права человека. Ростов-на-Дону, 2020.
7. Кабытов П. П., Стародубова О. Е. Влияние цифровизации на реализацию полномочий органов исполнительной власти // Журнал российского права. 2020. №11. С. 113-126.
8. Коновальцева Т. А. Цифровизация деятельности органов исполнительной ветви власти // Аллея Науки». 2023. №4(79)С. 18-24.
9. Речкина Д.В. Цифровизация деятельности органов исполнительной власти // Обществознание и социальная психология. - 2022. - № 3-2 (33). - С. 95-100.
10. Смоленский М.Б., Алексеева М.В. Информационное право. Учебник / Сер. Высшее образование. Ростов-на-Дону, 2015.
11. Стенькин Д. С., Чучадеев Д. А. Внедрение цифровых технологий в деятельность органов исполнительной власти (на примере контрольных и надзорных органов) // Российское право: образование, практика, наука. 2023. № 4. С. 64‒75.