ПРИОРИТЕТ ЦЕНОВОЙ СТАБИЛЬНОСТИ В МОНЕТАРНОЙ ПОЛИТИКЕ ЦЕНТРАЛЬНЫХ БАНКОВ
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №39(348)
Рубрика: Экономика

Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №39(348)
ПРИОРИТЕТ ЦЕНОВОЙ СТАБИЛЬНОСТИ В МОНЕТАРНОЙ ПОЛИТИКЕ ЦЕНТРАЛЬНЫХ БАНКОВ
В современных условиях ценовая стабильность признана большинством центральных банков мира приоритетной целью монетарной политики. Низкая и предсказуемая инфляция создает благоприятные условия для долгосрочного планирования, сохраняет покупательную способность национальной валюты и повышает доверие к экономической политике государства. Для Республики Беларусь, экономика которой остаётся чувствительной к внешним шокам и внутренним дисбалансам, достижение ценовой стабильности является особенно актуальной задачей [1; 10].
Цель статьи – раскрыть содержание и практическую реализацию приоритета ценовой стабильности в монетарной политике Национального банка Республики Беларусь (НБРБ) в 2020–2025 гг. Для достижения цели решались следующие задачи: изучить теоретические основы приоритета ценовой стабильности; проанализировать основные инструменты НБРБ; оценить динамику инфляции и денежной массы; выявить действующие вызовы и предложить направления совершенствования политики.
1. Теоретические основы приоритета ценовой стабильности
Современная экономическая теория и практика центральных банков исходят из того, что в долгосрочной перспективе инфляция – исключительно монетарное явление, обусловленное превышением темпов роста денежной массы над ростом реального выпуска [4]. Поэтому поддержание низкой и стабильной инфляции (как правило, в диапазоне 4–6 % в переходных экономиках и около 2 % – в развитых) объявляется главной и нередко единственной целью монетарной политики [6].
В Республике Беларусь приоритет ценовой стабильности закреплён законодательно и конкретизирован в Основных направлениях денежно-кредитной политики на каждый год. С 2015 г. страна постепенно перешла к режиму монетарного таргетирования с постепенным движением к полноценному инфляционному таргетированию [10].
2. Инструменты обеспечения ценовой стабильности в Беларуси
Для достижения цели по инфляции НБРБ использует классический набор инструментов:
- Ставка рефинансирования и процентные ставки по операциям постоянного доступа – ключевой ориентир стоимости денег в экономике. В 2023–2024 гг. ставка была снижена с 11,5 до 9,5 %, а в 2025 г. повышена до 9,75 % для сдерживания проинфляционного давления [8].
- Обязательные резервы и операции на открытом рынке – позволяют регулировать избыточную ликвидность банковской системы.
- Валютные интервенции и режим управляемого плавания курса – сглаживают резкие колебания, снижая импортную инфляцию [6; 9].
С 2023 г. НБРБ активно применяет процентный коридор (±2 п.п. от ставки рефинансирования), что повышает предсказуемость краткосрочных ставок денежного рынка [1].
3. Динамика инфляции и денежной массы в 2020–2025 гг.
В 2020–2022 гг. экономика Беларуси пережила несколько шоков (пандемия, санкции, геополитическая нестабильность), что привело к резкому ускорению инфляции до 18–19 % в 2022 г. С 2023 г. благодаря жесткой монетарной политике и административному ценовому регулированию инфляция начала замедляться [5].
Во II квартале 2025 г. годовая инфляция достигла 7,4 %, а в августе снизилась до 7,2 %. Прогноз на весь 2025 год колеблется в пределах от 7% до 9 % [1; 5]. Основными проинфляционными факторами в 2025 г. стали:
- рост широкой денежной массы в отдельные периоды выше целевых ориентиров (2023 г. – около 28 % при плане 12–16 %) [9];
- сохраняющийся перегрев внутреннего спроса;
- удорожание плодоовощной продукции из-за погодных условий;
- девальвационные ожидания и эффект переноса от ослабления рубля [3; 7].
4. Вызовы и направления совершенствования монетарной политики
Несмотря на достигнутые успехи, монетарная политика по-прежнему имеет ряд ограничений, так среди ограничений можно выделить следующие:
- Высокая долларизация (более 45 % депозитов в иностранной валюте в 2025 г.) снижает эффективность трансмиссионного механизма [4].
- Административное регулирование цен по-прежнему играет значительную роль, что искажает сигналы для монетарной политики [5].
- Ограниченная независимость НБРБ в части финансирования дефицита бюджета.
Для дальнейшего укрепления приоритета ценовой стабильности, в контексте совершенствования проводимой монетарной политики, целесообразно продолжить последовательное снижение доли директивного кредитования, усилить коммуникационную политику и публикацию детальных инфляционных прогнозов [10]. Перспективным направлением в укреплении ценовой стабильности также может стать развитие инструментов макропруденциального регулирования, которое поспособствует предотвращению избыточного роста кредитования. Кроме того, постепенное движение к полноценному инфляционному таргетированию с четко объявленной целью по инфляции на среднесрочный период (3–5 лет) также способно оказать положительный эффект [2; 10].
Приоритет ценовой стабильности в монетарной политике Национального банка Республики Беларусь в 2020–2025 гг. доказал свою эффективность: несмотря на серьезные внешние и внутренние шоки, удалось избежать возврата к гиперинфляции и удержать инфляцию в пределах однозначных значений. Дальнейшее совершенствование инструментария, повышение прозрачности и последовательное снижение административного вмешательства позволят ещё надёжнее закрепить низкую инфляцию как основу устойчивого экономического роста. Только при безусловном соблюдении приоритета ценовой стабильности монетарная политика сможет стать надёжным якорем инфляционных ожиданий и создать условия для устойчивого экономического роста Республики Беларусь в долгосрочной перспективе.

