Статья:

АУДИРОВАНИЕ КАК СПОСОБ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ РЕЦЕПТИВНЫХ НАВЫКОВ У УЧАЩИХСЯ СТАРШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №39(348)

Рубрика: Педагогика

Выходные данные
Рыжова С.И. АУДИРОВАНИЕ КАК СПОСОБ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ РЕЦЕПТИВНЫХ НАВЫКОВ У УЧАЩИХСЯ СТАРШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2025. № 39(348). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/348/180128 (дата обращения: 21.12.2025).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

АУДИРОВАНИЕ КАК СПОСОБ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ РЕЦЕПТИВНЫХ НАВЫКОВ У УЧАЩИХСЯ СТАРШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Рыжова Софья Игоревна
магистрант, Волгоградский государственный университет, РФ, г. Волгоград
Цинкерман Тамара Николаевна
научный руководитель, канд. филол. наук, доц., Волгоградский государственный университет, РФ, г. Волгоград

 

LISTENING AS A WAY TO IMPROVE RECEPTIVE SKILLS AMONG HIGH SCHOOL STUDENTS

 

Ryzhova Sofya Igorevna

Master’s student, Volgograd State University, Russia, Volgograd

Tamara Nikolaevna Tsinkerman

Scientific supervisor, Candidate of Philological Sciences, associate professor, Volgograd State University, Russia, Volgograd

 

Аннотация. Данная тема актуальна и интересна благодаря тому факту, что современные школьники испытывают ряд затруднений при работе с аудиоматериалами на занятиях. Развитие рецептивных навыков на иностранном языке нуждается в постоянной тренировке для совершенствования данного умения, их формирование требует определенного выработанного подхода в зависимости от многих факторов, в том числе возрастных. Объектом данного исследования выступают приемы работы при обучении аудированию. Цель исследования состоит в том, чтобы определить значимость аудирования как способа совершенствования рецептивных навыков у учащихся старшего школьного возраста.

Abstract. The relevance of this topic is due to the fact that modern schoolchildren have a number of difficulties when working with audio materials in the classroom. The development of receptive skills in a foreign language requires constant training to improve this skill, and their formation requires a specific approach, depending on many factors, including age. The object of this research is the methods of work in teaching listening. The purpose of the study is to determine the importance of listening as a way to improve receptive skills among high school students.

 

Ключевые слова: аудитивные навыки, старший школьный возраст, приемы, рецептивные виды речевой деятельности.

Keywords: listening skills, high school age, techniques, receptive types of speech activity.

 

Изучение иностранного языка многогранно и затрагивает многие виды мозговой деятельности. Создающиеся нейронные связи в процессе обучения способствуют усваиванию нового материала, обработке поступающей информации и ее успешному хранению в долговременной памяти. Умение воспринимать и обрабатывать поступающую информацию на иностранном языке остается ключевой задачей в развитии рецептивных навыков, которую можно достичь с учетом правильно подобранной и организованной модели проведения занятия.

Поскольку психологическая характеристика каждого последующего поколения значительно разнится с предшествующими, то правильно организованная работа с учащимися в соответствии с современными тенденциями способна во многом повысить ее эффективность.

Сложно отрицать тот факт, что с ростом количества числа дистанционных технологий и увеличения влияния интернет-ресурсов наряду с высококачественным контентом от профессионалов появилось и большое количество источников, чья достоверность вызывает сомнение. По этой причине важность отбора учебного контента значительно возросла, особенно сейчас, когда существует сильное желание использовать первый, доступный и быстрый вариант в системе поиска.

С другой стороны, современные подростки за счет доступа к интернет-ресурсам и дистанционным образовательным технологиям имеют выход к неограниченному объему поступающей информации. За счет этого появляется возможность окунуться в культуру другой страны, расширяя объемы памяти с помощью когнитивных упражнений, что впоследствии приводит к улучшению навыков аудирования и исчезновению страха перед иностранной речью. По данной причине большое значение приобретает изучение специфики формирования и структурной взаимосвязи рецептивных лексических навыков и умений, что может лечь в основу разработки процедур и методов оценки, позволяющих эффективно подготавливать специалистов на разных этапах профессионального саморазвития [2 с. 69]. Рецептивные навыки оказываются активно задействованы, когда мы слушаем, воспринимаем, понимаем и, как следствие, реагируем на услышанную информацию. Помимо этого, развитые рецептивные навыки оказывают содействие при смысловом прогнозировании – важном умении переводчиков, лингвистов, в повседневной жизни и профессиональной среде.

Как правило, подростки и молодые люди, возрастом от 15 до 17 (18) лет чаще всего встречаются среди учащихся старшей школы. В течение данного возрастного этапа некоторая часть мозга развивается гораздо быстрее другой. Таким образом, префронтальная кора, отвечающая за высшую нервную деятельность, развивается позже миндалевидного тела, отвечающего за формирование эмоций, поэтому подростков часто называют «сложными» в общении. Происходящая межъязыковая интерференция в ходе изучения иностранного языка, обусловленная в том числе возрастными изменениями, может начать блокировать восприятие изучаемого языка, поэтому требуется участие со стороны преподавателя, способного помочь преодолеть затруднения путем построения лингводидактических предпосылок [1].

Аудирование, являясь рецептивным видом речевой деятельности, остается наиболее сложным этапом во время занятия для более чем 90% учащихся. Помимо этого, аудирование напрямую связано с другим видом – говорением, когда в процессе слушания человек начинает формировать собственную внутреннюю речь в ответ. В совокупности применяемые существующие механизмы аудирования способны повлиять на увеличение темпа проговариваемой речи, развить фонематический слух, увеличить объем запоминания после нескольких раз прослушивания. [4, с.100].

Страх перед аудированием – известная проблема у учащихся, преодоление которой может стать возможной благодаря существующим приемам успешного совершенствования навыка понимания речи на слух. Например, исследователи О.Л. Заболотнева и М.С. Ремизова рассматривают такой прием, как эхо-повтор (Shadowing), чья суть состоит в повторении услышанного за говорящим с небольшим отставанием, что способствует развитию скорости речи и копированию интонации носителя. Другим приемом является заполнение графиков, таблиц и прочих структурообразующих материалов, что помогает при вычленении доминант текста. Дневник аудирования предполагает запись прослушиваемого материала на интересующиеся учащихся темы. Создание контекста во время аудирования помогает развивать критическое мышление, расширять глоссарий и вовлекать учащихся в диалог после прослушивания. Использование видеоматериалов в качестве подготовительного этапа к аудированию может существенного облегчить задачу, особенно на начальном этапе или при изучении новой темы повышенной сложности [3, c.47].

Таким образом, аудирование как способ совершенствования рецептивных навыков, остается важной частью проведения занятия, поскольку благодаря ему учащиеся старшего школьного возраста формируют навыки смыслового восприятия речи на слух, что является полезным не только во время учебы, но и на протяжении всей жизни, как в профессиональной, так и в домашней среде.

 

Список литературы:
1. Вертоградская Е.А. Лингводидактический аспект обучения многоязычию в подростковом возрасте // Исследования молодых учёных. Раздел: Филологические науки – 2019. 
2. Дмитрусенко, И.Н., Баграмова Н.В. Структура и специфика формирования рецептивных лексических навыков и умений в процессе чтения иноязычной профессиональной литературы // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Образование. Педагогические науки – 2017.
3. Заболотнева О.Л., Кожухова И.В. Некоторые приемы обучения аудированию студентов языковых факультетов // Концепт – 2021.
4. Ремизова М.С. Аудирование как сложнейший элемент лингводидактики при обучении языку специальности: способы активизации рецептивного навыка // Мир науки, культуры, образования – 2025.