Статья:

Профессиональная подготовка как фактор формирования организационно-управленческих способностей у будущих менеджеров социально-культурной деятельности

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №14(35)

Рубрика: Педагогика

Выходные данные
Брагина А.А. Профессиональная подготовка как фактор формирования организационно-управленческих способностей у будущих менеджеров социально-культурной деятельности // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2018. № 14(35). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/35/39024 (дата обращения: 29.03.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Профессиональная подготовка как фактор формирования организационно-управленческих способностей у будущих менеджеров социально-культурной деятельности

Брагина Алена Александровна
студент, Орловский государственный университет имени И.С. Тургенева, РФ, г. Орел

 

Анализ нормативно-правовой базы образовательного процесса по направлению подготовки 51.03.03 Социально-культурная деятельность указывает на наличие значительного количества компетенций, направленных на формирование организационно-управленческих способностей, а также разнообразие дисциплин. Данный факт указывает на существующую возможность развития у студентов университета, будущих менеджеров социально-культурной деятельности, организационно-управленческих способностей, поскольку менеджер, у которого развиты эти качества, способен управлять таким образом, что цели и задачи организации достигаются наиболее быстро и эффективно. В противном случае его воздействие на функ­ционирование организации не имеет смысла. Более того, влияние такого менеджера на деятельность организации, по мнению В.М. Чижикова и А.М. Бусыгина, может стать даже отрицательным [4].

Ряд авторов (Бакланова Н.К., Азаров Ю.П., Ростунов А.Т.) указывает на проблемы, связанные с формированием организационно-управленческих способностей будущего менеджера социокультурной деятельности. Во-первых, абитуриенты художественных специализаций образовательных учреждений культуры имеют определенную направленность, которая сформировалась в ходе получения творческих навыков в других образовательных организациях (театральные, музыкальные, танцевальные, художественные школы и т. д.). Во-вторых, это недостатки нынешнего вузовского обучения (разрыв профессионального становления, несоответствие специальных дисциплин с задачами практической деятельности менеджера, низкий уровень культурного развития) [1, с. 170]. Устранению подобных недос­татков, по нашему мнению, способствует организация такой учебной, квазипрофессиональной и учебно-профессиональной деятельности, осуществляемой именно в образовательном пространстве университета и в большей степени, отвечающей требованиям, предъявляемым к будущим менеджерам социально-культурной деятельности.

Вербицкий А.А. определяют учебную деятельность как вид практико-педагогической деятельности, целью которой является получение внутреннего результата и изменения себя как субъекта, с помощью представленных учебных программам.

Для достижения общественно-значимой цели своей организации, будущий менеджер должен обладать достаточно развитым кругозором, быть информированным и начитанным, знать нормативно-правовую базу своей профессиональной деятельности, обладать свежей информацией во всех сферах общества (политика, культура, экономика, религия, спорт). Если будущий менеджер социокультурной деятельности соответствует заявленным характеристикам, тогда его профессиональная деятельность будет наиболее благоприятной и успешной.

Учебная деятельность включает в себя дисциплинарные занятия: лекции, семинары, диспуты, самостоятельная работа студентов. Дидактическая цель является одним из важнейших компонентов учебной деятельности, имеющим собственную структуру: изучение нового материала (лекция); формирование, закрепление и совершенствование умений и навыков; обобщение и систематизация полученных знаний; контроль и корректировка; комбинирование (смешанные формы организации учебной деятельности).

Квазипрофессиональная деятельность, по мнению А.А. Вербицкого – одна из форм контекстного обучения, подразумевающая создание, моделирование и имитацию конкретных ситуаций, в совокупности с методами активного обучения. Именно методы активного обучения наиболее эффективны в процессе развития у студентов способности к принятию оптимальных решений в организационно-управленческой деятельности. К активным методам педагогика относит проблемную лекцию, деловые игры, анализ и разбор производственных ситуаций, решение постановочных задач, методы имитации, информационные технологии, самостоятельная и научная работа, что является предметной основой квазипрофессиональной деятельности.

Среди активных методов также выделяют: кейс-технологии, методические занятия со студентами, семинары, работа в научных кружках и лабораториях. Данный вид занятий включает в себя подготовку и публикацию статей, участие в научных выставках, выступление на конференциях и т. д. [3, с. 61].

Квазипрофессиональная деятельность также подразумевает и внеучебную (внеауди­торную) деятельность, иными словами это совокупность методов активности (кроме самого обучения), реализация которых способствует развитию тех или иных навыков и умений.

Так, игровая деятельность является оптимальной формой обучения, позволяющая в виде досуга студента создавать конкретные ситуации, требующие аккумулирования знаний и умений в области менеджмента. Данный вид деятельности дает возможность будущему менеджеру понять, как и каким образом действовать в той или иной ситуации, выбрать наиболее приемлемый вариант решения сложившейся проблемы, провести профилактическую коррекцию работы коллектива.

Особая роль в учебно-профессиональной деятельности отведена практике, традиционному направлению, сущность которого заключается в следовании устоявшимся традициям высшей школы, где приоритет отдается усвоению теоретических знаний и ведущих способов действий в совокупности с инновационным направлением, где теоретические знания выступают в качестве средства процесса развития личности будущего менеджера социально-культурной деятельности. Организация данного вида деятельности базируется на максимальном приближении к реальной профессиональной деятельности, на возможности проявления организационно-управленческих способностей [5, 44].

Основными видами практики будущих менеджеров социально-культурной деятельности являются учебная и производственная практики, имеющие свои задачи и место в курсе профес­сиональной подготовки студентов, а также разные формы оценки деятельности студентов. Учебная практика включает в себя практику по получению первичных профессиональных умений и навыков, в том числе первичных умений и навыков научно-исследовательской деятельности. К производственной практике относятся: практика по получению профес­сиональной деятельности, педагогическую практику, научно-исследовательскую работу, а также преддипломную практику.

Современное общество не стоит на месте и, конечно, будущий менеджер социо­культурной сферы должен уметь не только прогнозировать и моделировать ситуации, с учетом постоянно меняющихся тенденций, но и обладать навыком проблемно-ценностной коммуникации.

Проблемно-ценностная коммуникация предполагает организацию коррекции социально-бытового поведения, понимание и смысл морали и других общественно-ценностных норм, формирование позитивного отношения к обществу в целом, государству, народу, а также выполнение и отработка социально-значимого действия. Будущий менеджер социально-культурной деятельности должен понимать и разбираться в моральных и ценностных устоях современного российского общества для того, чтобы создать и предоставить объекту правильно-оформленный культурный продукт или услугу, в соответствии с социальным заказом [2, с. 334].

Таким образом, будущий менеджер социально-культурной деятельности в процессе профессионально-практической деятельности должен уметь: правильно формулировать цели деятельности организации, отбирать наиболее целесообразные формы, методы, средства и приёмы организации практической деятельности, уметь выделять главное; акцентировать внимание на основных понятиях, идеях и представлениях; уметь сочетать разноплановые формы контроля, планировать и проводить не только свою практическую деятельность, но и рабочий процесс подчиненных, уметь ее корректировать, владеть навыками психологического изучения и влияния личности [3, с. 61].

Отметим, что учебная, квазипрофессиональная и профессиональная деятельность будущего менеджера социокультурной сферы во всей совокупности необходима для развития его организационно-управленческих способностей, так как данные виды деятельности позволяют выпускнику реализовывать и осуществлять работу всех основных функций современного менеджмента (планирование, организация, координирование, мотивация, контроль).

 

Список литературы:
1. Амеличкин A.B. Педагогическая деятельность учреждений культуры по формированию организационно-управленческих способностей молодежи // Образование и общество. - 2012. - № 3 (74).
2. Бусыгин А.В. Эффективный менеджмент: учебник. — М.: Финпресс, 2000. — 1056с.
3. Брагина А.А. Опыт квазипрофессиональной деятельности в процессе развития организационно-управленческих способностей у студентов университета // Наука, образование, общество. – 2017.- №1 (Ч. 1).- 
4. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 51.03.03 Социально-культурная деятельность (уровень бакалавриата): Приказ Министерства образования и науки РФ от 11 авг. 2016 г. №995 // Собрание законодательства. – 2016. – №23.
5. Чижиков В.В. Вариативности моделей социокультурного менеджмента // Вестник МГУКИ. - 2002. – № 19.