Статья:

Место социальной работы в системе помогающих профессий

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №14(35)

Рубрика: Социология

Выходные данные
Литвиненко С.А. Место социальной работы в системе помогающих профессий // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2018. № 14(35). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/35/39417 (дата обращения: 17.09.2021).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Место социальной работы в системе помогающих профессий

Литвиненко Сергей Александрович
студент, «Белгородский государственный национальный исследовательский университет» (НИУ «БелГУ»), РФ, г. Белгород

 

В современной российской социально-экономической и политической действительности, характеризующейся изменениями хозяйственной и административной деятельности госу­дарства, его роли в жизни общества, возникла тенденция по формированию и расширению социальных групп, нуждающихся в профессиональной помощи по адаптации к новой социокультурной среде. Спрос на профессиональную социальную работу обусловлен невозможностью самостоятельного преодоления целого спектра проблем социально незащищенными категориями граждан. Профессиональная социальная работа призвана защитить, поддержать и помочь людям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации в силу различных обстоятельств, минимизировать негативные последствия.

Сложившаяся ситуация приводит к тому, что развитие профессиональной социальной работы испытывает влияние целого ряда противоречий, характеризующих процесс формирования функциональной специфичности данного вида деятельности [1]. Выделяя функциональные особенности помогающих профессий, отмечается, что они берут своё начало из общих принципов оказания помощи: гуманизма, соблюдения этических норм, конфеденциальности, осознанности, ответственности, открытости и доступности. Из обозна­ченных принципов вырисовывается ключевая цель всех помогающих профессий – оказать материальную, психологическую, духовную или физическую помощь нуждающимся в ней членам общества. Цели социальной работы и ее специальные задачи так же формируются из вышеперечисленных принципов.

Цель социальной работы – достичь установления социальной справедливости и здорового функционирования всех членов и групп общества, уменьшить количественный и качественный разрыв уровня жизни людей. Для достижения поставленной цели ведется профессиональная подготовка специалистов социальной сферы и реализуется государственная социальная политика.

Профессиональная подготовка специалистов социальной сферы имеет большое значение для повышения качества услуг предоставляемых населению. В процессе профессиональной подготовки у будущих социальных работников активно развиваются необходимые в предстоящей практической деятельности личностные качества и компетенции, формируется профессиональная культура [2]. Вуз осуществляет психолого-педагогическое сопровождение, обеспечивая конструктивное и позитивное взаимодействие с преподавателями, социальными партнерами, практикующими специалистами будущих социальных работников, что способ­ствует профессиональному становлению личности обучающихся [3]. Период профессиональной подготовки в вузе является одним из самых важных этапов профессионального становления. В этот период происходит профессиональное самоопределение и идентификация себя с профессиональным сообществом, оценка собственных сил для решения поставленных задач в выбранной трудовой сфере, к которым относятся:

· повышение способности клиента контролировать свою жизнь и решать возникающие проблемы;

· создание условий, в которых клиент сможет максимально эффективно воспользоваться своими юридическими правами для скорейшего разрешения сложной жизненной ситуации;

· социальная адаптация и реадаптация клиента к окружающей социальной среде;

· достижение состояния клиентом, когда дальнейшая профессиональная помощь социального работника не требуется (ключевая задача и конечная цель социальной работы).

Через призму обозначенных целей и задач социальной работы просматривается осново­полагающая особенность социальной работы как профессии – ее пограничный характер. Социальный работник не только посредник в системе общественных отношений, он в некотором смысле универсал, хотя его функционал имеет достаточно четкие предметные границы, задаваемые содержанием жизненных проблем клиента и возможными путями их решения. Смысловое и инструментальное содержание социальной работы аккумулирует в себе элементы смежных профессиональных областей (психологии, социологии, педагогики, юрис­пруденции и т. д.) на основе взаимообмена информацией, инструментарием, технологиями [4]. Следует отметить, что, не смотря на то, что профессиональная деятельность специалистов социальной сферы является высоко востребованной, в настоящее время имидж социального работника, как представителя помогающей профессии, находится в плачевном состоянии. Низкая заработная плата приравнивает социальных работников к «неудачникам, не сумевшим найти более престижную работу».

Для более объективной оценки социальной работы как помогающей профессии, целесо­образно ввести определение данного профиля через его составляющие:

Во-первых, это намерение способствовать личностному росту клиента, развитию, улучшению условий жизнедеятельности.

Во-вторых, это непосредственное взаимодействие с тем, кому необходима помощь, из этого формируются помогающие отношения.

В-третьих, это осознанное и целенаправленное использование профессиональных знаний и навыков, реализующихся в помогающей деятельности.

Исходя из выше сказанного, можно сделать вывод, что помогающей является деятельность, при которой профессиональные знания и навыки осознанно используются для непосредственного взаимодействия с человеком – объектом помогающей профессии, с целью способствования ему в личностном росте, развитии, улучшения качества жизнедеятельности клиента, в способность выстраивать конструктивные социальные связи, адаптировать к актуальным условиям окружающей реальности [5].

Профессиональная деятельность социальных работников ориентирована не только на адаптационные процессы, но и на возвращение в полноценные общественные и трудовые отношения лиц, которые выбыли из него по объективным причинам, что способствует повышению социальной и материальной стойкости клиента, стимулирует развитие социальных связей.

Цели, которые перед собой ставят социальные работники в профессиональной деятель­ности для достижения профессиональной самореализации, близки к общему пониманию целей стабильности и повышения качества жизни общества. Такая деятельность имеет несколько основополагающих особенностей:

· механизм помогающей деятельности имеет преимущественно внутренний, функцио­нальный характер. Другими словами, средством является сам человек, его психические или личностные свойства и способности, то есть упор делается на личностные ресурсы клиента.

· другая особенность касается средств деятельности этого типа профессий, заклю­чающаяся в том, что операциональная сторона такой работы представлена профессионалу и окружающим в самом общем виде: обеспечить, организовать, таким образом, давая профессионалу довольно широкое пространство для индивидуально-творческой реализации деятельности, базируясь на основополагающем векторе [6].

Социальная работа, как помогающая профессия в настоящее время часто дублируется иными профессиями и организациями, в результате чего возник своего рода «конфликт» помогающих профессий. Так, социальная работа стала внешней основой или внутренним содержанием любой некоммерческой деятельности. Социальные и благотворительные проекты некоммерческих организаций прямо направлены на работу с обществом, решая, на локальном уровне, проблемы качества и условий жизни людей. В данной работе необходимы профессиональные знания и навыки социальных работников, т. е. следует прибегнуть к помощи профессионалов, к консультациям и обучению сотрудников НКО необходимым знаниям из сферы социальной работы, и фактическому участию социальных работников в непосредственной деятельности организации. Это связано с тем, что по факту, некоммерческая организация может заменять, лишь отчасти, профессиональную социальную работу, но без необходимого уровня подготовки и опыта, без вовлечения профессионалов эффективность проектов будет либо минимальной, либо способна негативно отразится на клиенте. Однако, если роль социального работника так высока в жизни общества, возникает закономерный вопрос о влиянии дублирования функций профессиональных социальных работников на качество предоставляемой помощи. Другими словами - существуют социальные работники, которые имеют профильное образование, знания и опыт в сфере работы с обществом, и добровольцы (волонтеры), занимающиеся деятельностью, дублирующей функционал специалистов социальной сферы, что опасно без определенного уровня профессиональной подготовки.

Альтернативы профессиональной социальной работе в виде НКО возникли в связи с недостаточным качеством при оказании социальной помощи и предоставлении услуг населению в виду большой загруженности специалистов. Хотя возникновение конкуренции профессиональной социальной работе, в результате позитивно отразилось на клиентах, так как способствовала росту качества оказываемых услуг. Реализуя помогающий потенциал в рамках деятельности социальных служб, современный социальный работник уже не преследует цель высокого количественного показателя и тем более выгоды с оказываемых услуг, что повышает его привлекательность в глазах клиента.

Таким образом, для востребованности и конкурентоспособности социального работника на рынке труда ему необходимо непрерывно получать и аккумулировать знания, навыки и умения из ряда смежных наук для оказания высококачественной профессиональной помощи клиентам.

При осуществлении профессиональной деятельности социальный работник взаимо­действует с представителями иных помогающих профессий, к которым относятся психологи, консультанты, социальные педагоги, медицинские работники и др., что способствует повышению уровня качества предоставляемой помощи и дает более высокий позитивный результат. Выше обозначенные факты являются свидетельством того, что социальная работа занимает особое, центрально место в системе помогающих профессий, консолидируя силы различных специалистов, координируя их действия - достигается максимальный положи­тельный эффект, удовлетворяющий потребности и интересы клиента.

 

Список литературы:
1. Шило А.С. Социальная работа в системе помогающих профессий: проблема формирования функциональной специфичности профессии // УрФУ – Электронный ресурс – URL: http://sys-int.ru/sites/default/files/sys_int_159_4_18_2012.pdf (Дата обращения: 17.11.16 г.)
2. Кузнецова Т.И. Профессиональная социализация будущих специалистов социальной сферы в вузе // Молодой ученый. — 2014. — № 21. — С. 646-648.
3. Кузнецова Т.И. Психолого-педагогическое сопровождение будущих социальных работников в процессе профессиональной подготовки в вузе // Молодой ученый. – 2014. – №21.1. – С. 182-185.
4. Фирсов М.В., Студенова Е.Г., Наместникова И.В. Введение в профессию «Социальная работа»: учеб. пособие. – М.: КНОРУС, 2011. – 224 с.
5. Колчанова Л.А. Помощь как профессиональная деятельность // Материалы VI Ежегодной Всероссийской научно-практической конференции «Психология в школе: практический психолог – профессия нового века». СПб., 2000.
6. Эннс Е.А. Психологическая характеристика помогающих профессий [Текст] // Современная психология: материалы междунар. науч. конф. (г. Пермь, июнь 2012 г.). — Пермь: Меркурий, 2012. — С. 92-93.