Роль государственного управления в поддержке малого бизнеса и создании предпринимательской среды в Чувашской республике
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №15(36)
Рубрика: Экономика
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №15(36)
Роль государственного управления в поддержке малого бизнеса и создании предпринимательской среды в Чувашской республике
Аннотация. В статье рассматриваются основные мероприятия государственной помощи малому бизнесу, их результативность и высокоперспективность, обосновывается принцип о том, что комплекс данных мероприятий сможет создать подходящую комфортную предпринимательскую сферу.
Ключевые слова: государственное управление, государственная поддержка, малый бизнес, малое предпринимательство.
Малое предпринимательство занимает одну из главных ролей в экономике как регионов, так и страны в целом. Существование и благополучное развитие малого бизнеса в сферах экономики в основном осуществляется за счет правильного управления со стороны государства.
Актуальность этой темы заключается в том, что процветание малого бизнеса не может осуществляться без помощи государства. Любой предприниматель на начальных стадиях развития своего бизнеса очень уязвим, так как существующие предприятия не имеют достаточного количества ресурсов для урегулирования ряда возникающих проблем. Таким образом, видна необходимость поддержки субъектов малого бизнеса со стороны государства. Данная поддержка будет уменьшать риски не только для вновь возникающих предприятий, но и для сектора малого предпринимательства в регионах.
К субъектам малого предпринимательства относятся предприятия с численностью от 16 до 100 чел., и величиной дохода до 800 млн. руб. [1]. Для того, чтобы создать благоприятную среду для данных предприятий, государство начало продумывать стратегическую политику.
В настоящий момент в области развития малого предпринимательства государство стремиться достичь следующего:
а) развития субъектов малого бизнеса для того, чтобы они формировали конкурентную среду в экономике субъекта РФ и страны в целом;
б) обеспечения благоприятного климата для развития субъектов малого бизнеса;
в) обеспечения конкурентоспособности отдельных субъектов малого бизнеса;
г) оказания содействия субъектам малого бизнеса в продвижении производимой ими продукции и интеллектуальной собственности на рынок;
д) количественного увеличения субъектов малого бизнеса;
е) обеспечения занятости и самозанятости населения;
ж) увеличения доли товаров, работ и услуг, произведенный субъектами малого бизнеса, в объеме ВРП и ВВП;
з) повышения доли в налоговых доходах бюджетов всех уровней налогов, уплаченных субъектами малого бизнеса [2].
На сегодняшний день на территории региона действует закон Чувашской Республики от 19 октября 2009 г. N 51 "О развитии малого и среднего предпринимательства в Чувашской Республики". Также существует закон Чувашской Республики от 4 июня 2007 г. N 8 "О Стратегии социально-экономического развития Чувашской Республики до 2020 года".
Сведения по мероприятиям программы на 2015-2016 годы в разрезе объемов финансирования приведены в таблице 1 [4].
Таблица 1.
Программа мероприятий на 2015-2016 годы в разрезе объемов финансирования
Наименование мероприятия |
Год |
Источники финансирования |
Бюджетные назначения |
Кассовое исполнение |
% |
1. Поддержка начинающих фермеров Чувашской Республики |
2015 |
ФБ |
34 303,0 |
34 303,0 |
100,0 |
РБ |
1 805,5 |
1 805,4 |
99,9 |
||
2016 |
ФБ |
33 763,0 |
33 763,0 |
100,0 |
|
РБ |
2 117,2 |
2 117,2 |
100,0 |
||
2. Развитие семейных животноводческих ферм на базе крестьянских (фермерских) хозяйств на 2015-2019 годы |
2015 |
ФБ |
30 817,0 |
30 817,0 |
100,0 |
РБ |
1 622,0 |
1 621,9 |
99,9 |
||
2016 |
ФБ |
30 351,0 |
30 351,0 |
100,0 |
|
РБ |
2 566,9 |
2 566,9 |
100,0 |
||
3. Государственная поддержка кредитования малых форм хозяйствования |
2015 |
ФБ |
861 924,0 |
760 035,2 |
88,2 |
РБ |
208 218,0 |
208 218,0 |
100,0 |
||
2016 |
ФБ |
351 410,0 |
339 304,3 |
96,6 |
|
РБ |
185 864,4 |
145 319,3 |
78,2 |
||
4. Оформление земельных участков в собственность крестьянскими (фермерскими) хозяйствами |
2015 |
ФБ |
1 218,4 |
1 218,4 |
100,0 |
РБ |
64,1 |
64,1 |
100,0 |
||
5. Грантовая поддержка на развитие материально-технической базы кооперативов |
2016 |
ФБ |
10 731,0 |
10 731,0 |
100,0 |
РБ |
1 000,0 |
1 000,0 |
100,0 |
||
Итого |
2015 |
ФБ |
928 262,4 |
826 373,6 |
99,8 |
РБ |
211 709,6 |
211 709,4 |
99,9 |
||
2016 |
ФБ |
426 255,0 |
414 149,3 |
97,2 |
|
РБ |
191 548,5 |
151 003,4 |
78,8 |
Источник: http://gov.cap.ru/Spec/sitemap.aspx?id=2541521&gov_id=108.
Таблица 2.
Сравнительная таблица количества малых предприятий (включая микропредприятия) по Чувашской Республике за период с 2011 года по 2017 год [5]
Год |
Количество предприятий |
Проценты, % |
2011 |
14185 |
- |
2012 |
13975 |
-1,48 |
2013 |
14589 |
+4,39 |
2014 |
15807 |
+8,31 |
2016 |
17482 |
+10,6 |
2017 |
16350 |
-6,48 |
Источник: http://chuvash.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_ts/chuvash/ru/statistics/enterprises/small_ and_medium_enterprises.
Рассмотрев данную таблицу, можно сделать вывод, что с 2013 года по 2016 год наблюдается явный рост малых предприятий. Но к 2017 году мы видим спад на 6,48%.
В соответствии с Единым реестром субъектов малого и среднего предпринимательства в Чувашской Республике на 1 января 2018 года фактически осуществляют деятельность
46,8 тыс. субъектов малого и среднего предпринимательства, что составляет +4 % к аналогичному показателю 2017 года (на 1 января 2017 г. – 45,7 тыс. субъектов). Оборот субъектов малого и среднего предпринимательства в 2017 году по оценке составит 297,6 млрд. рублей и увеличится по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 6,0%. Среднесписочная численность работников (без внешних совместителей) субъектов малого и среднего предпринимательства за 2017 год оценочно составит 141,6 тыс. человек, что составляет +7 % к аналогичному показателю 2016 года (на 1 января 2017 г. – 140,6 тыс. человек). Объем налоговых поступлений от субъектов малого и среднего предпринимательства в бюджеты всех уровней в 2017 году составил 3,6 млрд. рублей, что на 10,7 % больше уровня 2016 года (3,3 млрд. рублей) [3].
Участие государства в поддержке малого бизнеса огромна. Государство обязывается предоставлять информацию предпринимателям о существующих программах, помогать с доступом к финансовым ресурсам, улучшать инфраструктуру поддержки малого бизнеса [6].
Рассмотрев развитие малого и среднего бизнеса в Чувашской Республике, можно сделать вывод, что в нынешних условиях малое и среднее предпринимательство может стать достаточно сильным рычагом для решения социально-экономических задач, а также гарантом стабильного формирования экономики республики.