Статья:

Принципы организации игровой детской предметно-пространственной среды

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №15(36)

Рубрика: Искусствоведение

Выходные данные
Искакова К.М. Принципы организации игровой детской предметно-пространственной среды // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2018. № 15(36). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/36/39584 (дата обращения: 23.11.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Принципы организации игровой детской предметно-пространственной среды

Искакова Ксения Михайловна
студент Нижегородского государственного педагогического университета им. К. Минина, РФ, г. Нижний Новгород

 

Аннотация. В данном статье выявлено значение игровой деятельности на детское развитие, освещены вопросы организации игровой детской предметно-пространственной среды, как зоны активной физической и умственной деятельности ребенка.

Abstract. In this article, the importance of gaming activities for children's development has been revealed, questions of the organization of the children's subject-spatial environment, as zones of active physical and mental activity of the child, are highlighted.

 

Ключевые слова: игровая деятельность, детская предметно-пространственная среда, развитие, зонирование, активность.

Keywords: gaming, children's subject-spatial environment, development, zoning, activity.

 

Важную роль в формировании личности детей и их деятельности играет детская среда, в которой они находятся. Особое внимание к предметно-пространственной развивающей среде детей обосновывается тем, что от качества образования и воспитания, поведения и культуры детей, во многом зависит будущее страны в ближайшее поколение.

В педагогике и психологии наблюдается большое количество научных работ, посвя­щенных рассмотрению игрового вида деятельности детей раннего дошкольного и школьного возраста. Данным вопросом занимались многие отечественные и зарубежные психологи и педагоги: Ф. Бойтендайк, Л.С. Выготский, К. Гросс, А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, В.С. Мухина, З.Фрейд, Д.Б. Эльконин и другие.

Л.С. Выготский в лекции о роли игры в психическом развитии ребенка отмечал: «С точки зрения развития игра не является преобладающей формой деятельности, но она является в известном смысле ведущей линией развития в дошкольном возрасте» [1, с. 15]. Также, по утверждению Д.Б. Эльконина, «игра является ведущим видом деятельности для детей дошкольного возраста» [4, с. 5], так как через игру происходит познание окружающего мира и психофизическое развитие.

Игра для ребенка - это не только развлекающий фактор, но и средство формирования и развития психики, поведения, воображения, произвольной памяти, самоконтроля, мотивации и социального опыта. К тому же игра – это важнейшее средство освоения социальных ценностей, ролей и моделей поведения.

Через игровую деятельность у ребенка происходит ознакомление с основным поведе­нием и взаимоотношениями взрослых людей, являющимися неким поведенческим образцом для ребенка. Он учится общаться со сверстниками и старшими людьми, контролировать волю и поведение.

Таким образом, ведущей формой деятельности дошкольника, а значит основной формой освоения знаний и умений, формирования интеллекта, нравственного и физического воспи­тания является игровая деятельность. Поэтому проектированию детских игровых зон следует уделить особое внимание.

В настоящее время разработано множество зон игровой деятельности для детей: в дошкольных и школьных учреждениях, в детских больницах, развлекательных центрах, кафе и других общественных местах.

Разработкой методологического и дизайнерского подходов к проектированию детской предметной развивающей среды занимались такие ученые, как А.А. Грашин, В.В. Давыдов, Г. Ерошин, Н.Я. Крижановская, В. Ульянова, Л.Б. Переверзев и другие.

Однако, существующих и по всем требованиям правильно организованных зон игровой деятельности детей в общественных местах достаточно небольшое количество, особенно в регионах нашей страны, которые полностью соответствовали бы дизайнерско-эргономическим, художественно-эстетическим и гигиеническим нормам. Также при проектировании зон игровой деятельности в соответствии с современными технологиями, можно заметить недостаточный опыт изученности данной темы.

Развивающая предметно-пространственная среда детских учреждений становится объектом самого пристального внимания специалистов разного профиля – педагогов, психологов, медиков, эргономистов, архитекторов и дизайнеров. Ведь от того, какое поколение мы воспитаем, какие стартовые условия предоставим для его развития, зависят созидательная мощь, культура, физическое и нравственное здоровье нашего общества.

Развивающая детская предметно-пространственная среда – это система матери­аль­ных объектов деятельности ребенка, созданная для моделирования духовного и физического развития детей. Она должна объективно – через свое содержание и свойства – создавать условия для творческой деятельности каждого ребенка, служить целям актуального физи­ческого и психического развития и совершенствования, обеспечивать зону ближайшего развития и его перспективу [3, с. 10].

Основной идеей игровой развивающей среды является совместная активность и сотрудничество детей и взрослых. В процессе их взаимодействия, которое непосредственно развивает личность ребенка, образуется комфортная предметная среда.

Создание предметной среды, способной обеспечить благоприятное развитие и становление личности ребенка, возможно только при соблюдении необходимых условий существования такой среды, которые оберегают ребенка от экстремальных, травмирующих и ранящих эмоциональных и психологических воздействий и, в то же время, обеспечивают содержательные условия его развития.

Такими условиями должны быть: положительный эмоциональный фон и функцио­нальный комфорт, сопровождающие деятельность ребенка в детском учреждении; допустимую интеллектуальную нагрузку; стимуляцию интереса к игре и вообще к творческой деятель­ности; удовлетворение ребенка от игровой деятельности и достигнутых результатов за счет соответствия игры и игровых средств возрастным возможностям ребенка, отсутствие или незначительное влияние негативных последствий на психику ребенка, оптимальное нервно-психическое и физическое напряжение, минимальное (допустимое) негативное влияние игры и гигиенических факторов на здоровье ребенка.

Таким образом, предметная среда жизнедеятельности ребенка, обеспечивающая полноценное развитие, воспитание и образование, должна строиться в соответствии с определенными рекомендациями и требованиями.

Динамизм, изменчивость, гибкость, неоднородность среды, которые являются важными факторами развития ребенка. Среда должна формироваться адекватными возрасту ребенка средствами с минимальным превышением степени их сложности по отношению к функциональным возможностям ребенка.

Новизна предметного окружения вызывает повышенный познавательный интерес ребенка, является наиболее благоприятным механизмом для усвоения новых знаний, форми­рования его умственных способностей.

Обеспечение связи с природой, единства социальных и природных средств, которые обеспечивают экологическое и культурное воспитание ребенка.

Достижение образности предметно-пространственной среды, учет национальных, этнокультурных особенностей, необходимых для духовной, нравственной жизни ребенка, чувства патриотизма.

Исключение в предметно-пространственной среде мозаичности, хаоса и безвкусицы ее элементов, которые могут воспитать неаккуратность, плохой вкус, непоследовательность деятельности ребенка.

Обеспечение оптимального свето-цветового решения предметно-пространственной среды повышает уровень развития визуальной культуры ребенка [3, с. 21].

Зона игровой деятельности в общественных местах занимает особое место. Это способ проведения досуга детей, их всестороннее развитие. При проектировании такой зоны следует особое внимание уделить дизайнерским и эргономическим требованиям, чтобы данная зона способствовала полноценному развитию детей. Зона активной деятельности детей должна быть построена таким образом, чтобы она исключала экстремальные, травмирующие и эмоционально ранящие воздействия, а, наоборот, приносила детям комфорт и эмоциональное благополучие.

При организации зоны игровой деятельности в общественных местах важно учитывать возрастной спектр детей, вид деятельности (активные, комбинированные или пассивные игры). Игровое пространство должно привлекать детей, иметь умеренно яркое цветовое решение, а также соответствовать концепции дизайна детского кафе и подчиняться интерьеру.

В предметную среду зоны игровой деятельности входят мебель, игровое оборудование, игрушки, книги, которые должны не загромождать пространство, а давать свободно передвигаться в нем. Мебель и оборудование игрового пространства должны отвечать требованиям экологичности, быть прочными и безопасными.

С эргономической точки зрения мебель и игровое оборудование в детской игровой зоне должны соответствовать антропометрическим параметрам ребенка, быть прочными, безопасными, состоять из природных экологически чистых материалов, не вызывать у детей аллергических реакций. Решая вопрос о физической безопасности важно помнить, что в процессе игры ребёнок способен использовать мебель в исследовательском направлении, что может привести к травмам. Поэтому мебель должна быть устойчива к опрокидыванию, не иметь острых углов, отличатся качеством фурнитуры и добротностью монтажа.

Отделочные материалы зоны игровой деятельности и игрового оборудования не должны оказывать вредное воздействие на здоровье ребенка и окружающую среду в процессе эксплуатации; вызывать термический ожог при контакте с кожей ребенка в климатических зонах с очень высокими или очень низкими температурами.

Подводя итог, можно сказать, что в идею игровой детской развивающей предметно-пространственной среды заложена обучающая, воспитывающая, оздоравливающая, реабилитирующая функция. Существующие принципы организации такой среды сделают окружающую обстановку ребенка по-настоящему комфортной как эмоционально, психологически, так и физически.

 

Список литературы:
1. Выготский Л.С. Вопросы детской психологии / Л.С. Выготский. – Спб.: СОЮЗ, 1999. – 224 с.
2. Грашин А.А. Дизайн детской развивающей предметной среды / А.А. Грашин: Учебное пособие – М.: «Архитектура-С», 2008. – 296 с.
3. Депсамес Л.П. Организация дизайнерской развивающей среды воспитания детей: учебно-методическое пособие / Л.П. Депсамес. – Н. Новгород: НГПУ им. К. Минина, 2014. – 80 с.
4. Эльконин Д.Б. Психология игры / Д.Б. Эльконин. – М. Издательский центр «Академия», 2006. – 238 с.