Понятие и признаки административного правонарушения
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №16(37)
Рубрика: Юриспруденция
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №16(37)
Понятие и признаки административного правонарушения
Аннотация. Актуальность проблемы настоящей статьи в настоящее время является очевидной. Автор предпринял попытку обобщить основные признаки административного правонарушения и дать определение данного понятия.
Ключевые слова: административное правонарушение, противоправность, наказуемость, виновность
Конституция Российской Федерации [1] определяет наше государство, как демократическое правовое с республиканской формой правления. В статье 2 Основного закона нашей страны говорится о высшей ценности прав и свобод человека в России.
В качестве одной из обязанностей государства, таким образом, отмечается соблюдение и защита прав каждого человека. Институт административной ответственности, при этом, является существенным гарантом прав и свобод граждан, а также гарантом правопорядка и публичных интересов человека и гражданина. Будучи многоаспектным и многогранным правовым явлением, юридическая ответственность является одним из действенных способов социального регулирования.
До недавнего времени вопрос определения понятия административного правонарушения в отечественной юридической литературе являлся мало разработанным.
То же самое касается и признаков административного правонарушения, которые, зачастую, описываются авторами в отдельных работах, касающихся признаков преступления.
Многими авторами высказываются точки зрения, что административное правонарушение имеет сходства с преступлением. Таким образом, представляется актуальным исследовать понятие и признаки административного правонарушения, а также определить особенности и специфические черты, которые позволяют отличить административное правонарушение от преступления.
Административная ответственность может наступить, если совершено административное правонарушение.
Юридически, более точно, следует сказать так: лицо может быть привлечено к административной ответственности, если в его действиях содержатся все признаки конкретного состава правонарушения и отсутствуют основания, предусмотренные ст. 24.5 КоАП РФ, исключающие ответственность [3].
В соответствии с положениями статьи 2.1 КоАП РФ, административное правонарушение представляет собой противоправное, виновное действие (бездействие) юридического или физического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность [2].
Б.В. Россинский и Ю.Н. Старилов отмечают, что противоправное действие и противоправное бездействие представляют собой два возможных варианта противоправного деяния, иными словами противоправного поведения юридического либо физического лица.
При этом действие представляет собой активное невыполнение законного требования, какой-либо обязанности или же нарушение установленного законом запрета, а бездействие представляет собой пассивное невыполнение той обязанности, которая была возложена на юридическое или физическое лицо [8].
По мнению А.Н. Никитиной, противоправность деяния представляет собой основной критерий административного правонарушения, его вторичным, производным от указанного, правовым критерием является оценка последствий деяния. Квалификация административного правонарушения осуществляется независимо от вредоносности деяния, однако в случаях, предусмотренных Особенной частью КоАП РФ, квалификация правонарушения возможна только при причинении имущественного ущерба, морального или физического (телесного) вреда [7].
Как отмечает А.Е. Миронов, с учетом имеющегося в законодательстве определения административной ответственности, можно выделить следующие ее основные признаки:
· во-первых, противоправное деяние;
· во-вторых, действие (бездействие) физического или юридического лица;
· в-третьих, виновное действие, за которое установлена административная ответственность [6].
Как отмечает Е.А. Канунникова, общественная опасность административного правонарушения означает, что в результате его совершения наносится вред правам и законным интересам граждан, а также самому государству и обществу. Именно общественная опасность административного правонарушения представляет собой одно из непременных условий наступления административной ответственности за его совершение. При отсутствии указанного признака, следует говорить и об отсутствии самого административного правонарушения [4].
Автор Н.А. Маркова, исследуя общие черты административного правонарушения и преступления, приходит к выводу, что общими признаками преступлений и административных правонарушений являются вредоносность, противоправность, виновность и наказуемость.
Как отмечает автор, «преступление и административное правонарушение – это деяния противоправные, виновные и наказуемые. Однако общность преступлений и административных правонарушений не ограничивается вышеперечисленными признаками» [5].
Б.В. Россинский и Ю.Н. Старилов отмечают, что с учетом анализа понятия административного правонарушения необходимо выделять следующие три его признака:
· во-первых, противоправность,
· во-вторых, виновность,
· в-третьих, наказуемость [8]
При этом под противоправностью следует понимать то обстоятельство, что при совершении данного деяния были нарушены какие-либо правовые нормы. Никакое деяние (как действие, так и бездействие) не может быть признано административным правонарушением и за его совершение не может наступить административная ответственность, если при этом не были нарушены нормы права.
Что касается второго признака – «виновность деяния», то следует отметить, что он подразумевает, что административное правонарушение было совершено при наличии вины.
Отсутствие вины ни в коем случае не позволяет считать данное деяние (пусть даже и противоправное) административным правонарушением.
Вина физического лица бывает в двух формах: в форме умысла и в форме неосторожности. Виновность деяния свидетельствует, что оно совершено либо умышленно, либо по неосторожности.
Что касается третьего признака – «наказуемость деяния», то данный признак означает, что за совершение данного деяния обязательно должна быть установлена административная ответственность физическому или юридическому лицу (нормами КоАП РФ или положениями законов субъектов России об административных правонарушениях).
Следует заметить, что за многие неосторожные или же умышленные противоправные деяния предусмотрена не административная ответственность, а другая, например, дисциплинарная ответственность.
К сожалению, имеется также достаточное количество случаев, когда за совершение противоправного деяния законодательством не предусмотрена никакая юридическая ответственность.
В таких случаях деяние, несмотря на его виновность и противоправность, не может быть признано административным правонарушением.