Статья:

Ответственность за опасное вождение

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №4(4)

Рубрика: Юриспруденция

Выходные данные
Алемасов И.В. Ответственность за опасное вождение // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2017. № 4(4). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/4/20143 (дата обращения: 08.11.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Ответственность за опасное вождение

Алемасов Иван Вячеславович
студент 4 курса, Институт права Владивостокский государственный университет экономики и сервиса, РФ, г. Владивосток

 

В настоящее время актуальным является вопрос о введении санкции за нарушение нормы правил дорожного движения, «Опасное вождение». На сегодняшний день никакого наказания за нарушение данной нормы не предусмотрено. Вопрос о введении административной ответственности обсуждался правительством РФ уже давно и результатом этого можно считать проект федерального закона, который в настоящий момент находится на стадии обсуждения в Государственной Думе Российской Федерации. Данный проект предполагает назначать штраф водителям, за опасное вождение в размере пяти тысяч рублей. Однако насколько российская редакция нормы опасное вождение отличается от западной и является ли наказание в пять тысяч рублей справедливым и верным наказанием. Анализируя законодательство Англии, Канады США и другие, можно сделать вывод, что штраф в пять тысяч рублей ничтожно мало. Автор предлагает расширить административную ответственность за нарушение нормы правил дорожного движение опасное вождение и увеличить наказание за данное правонарушение (см. заключение).

При написании данной работы были использованы научная и учебно-методическая литература, статьи в периодических изданиях Российской Федерации, нормативно-законодательные акты Российской Федерации, Канады, Англии. Основными источниками, раскрывающими теоретические основы опасного вождения, являлись работы О.А. Строева «Теоретические аспекты понятия» «Агрессивное вождение», И.В. Потапенкова «установлении административной ответственности за опасное (агрессивное) вождение в Российской Федерации», А.Ю. Тарасов «К вопросу определения понятия «опасного вождения», Танаги И.В., Танаги А.В. «К вопросу о необходимости законодательного закрепления термина «опасное вождение». В данных источниках подробно рассмотрено понятие нормы правил дорожного движения Опасное вождение, её проблематика, вопрос о необходимости законодательного закрепления термина опасное вождение, сравнение отечественной нормы правил дорожного движения с подобными нормами зарубежного законодательства, определение опасного движения и перечень действий, попадающих под данное определение, ответственность за нарушение данной нормы и её актуальность.

Степень научной разработанности проблемы имеет высокий уровень, однако требует дополнительного осмысления в связи с новизной подобной нормы в законодательстве Российской Федерации, а также отличий от подобных норм зарубежных стран. Проблема дорожного регулирования злободневная тема в Российской Федерации и одним из путей борьбы с дорожно-транспортными происшествиями является совершенствование национального законодательства в том числе заимствование успешно действующих иностранных норм в области дорожного регулирования.

Дорожное движение и проблема его регулирования – острый вопрос, стоящий на повестке дня нашего государства. Аварийность и количество дорожно-транспортных происшествий занимает по-прежнему высокий уровень, причины этого могут быть самыми разными, алкогольное и наркотическое опьянение, неисправность автомобильного оборудования и запчастей, невыполнение правил дорожного движения, в том числе несоблюдение дистанции между автомобилями, неправильный обгон, превышение скорости и т.д.

В целях снижения количества дорожно-транспортных происшествий, а также смертности на дорогах от ДТП Правительство РФ подготовило план утвержденный 4 августа 2015 года, реализация которого намечена на с 2015–2016 гг., он называется «План мероприятий направленных на снижение смертности населения от дорожно-транспортных происшествий». В числе прочих в данном списке можно особо выделить такие мероприятия как создание систем публичного мониторинга дорожных ситуаций для нахождения и ликвидации наиболее опасных участков и мер по их обустройству, организация медицинской помощи лицам пострадавшим при ДТП. Так же в этом плане предусмотрена такая цель как формирование стереотипов законопослушного поведения участников дорожного движения. В пункте 24 данного плана указана задача по определению состава правонарушения Опасного вождения [3].

Данный план был реализован в конце 2016 года.

Таким образом можно смело сделать вывод о том, что дорожно-транспортные происшествия в РФ тема особо важная и актуальная и законодатель всеми силами стремится предусмотреть возможные нарушения при вождении автотранспорта и ситуации, к которым они могут привести с целью проведения своевременных и актуальных мероприятий по снижения ДТП.

Одной из последних норм, которая была предложена в качестве дополнения к уже существующем правилам дорожного движения, это ответственность за опасное вождение, п. 2.7 правил дорожного движения.

Появление данной нормы в законодательстве РФ было предопределено уже давно, ведь ситуации, которые описаны в п. 2.7 ПДД [4] встречаются на российских дорогах повсеместно в огромных количествах. Стоит так же отменить что в иностранных ПДД такая норма не редкость, так, например, доктор юридических наук М.Н. Копылов и соискатель кафедры уголовного права А.Г. Дороднов в своей статье «Ответственность за опасное вождение по уголовному праву Канады» еще в 2009 году сравнивали ответственность за нарушения ПДД в России и Канаде и соответствующие нормы, особо отмечая «опасное вождение».

С инициативой введения данной нормы выступило Министерство внутренних дел Российской Федерации к Правительству РФ в 2015 году. Так же МВД внесло предложение о рассмотрении в Государственной Думе Российской Федерации законопроект, который бы предусматривал введение в главе 12 КоАП статью 12.28.1 об установлении административной ответственности (штрафа) в размере пяти тысяч рублей в случаях совершения водителями действий, квалифицирующихся как «опасное вождение» [2].

В настоящий момент данное предложение о внесении изменений в КоАП РФ в части установления ответственности за опасное вождение находится на стадии рассмотрения проекта нормативно правового акта в государственной думе РФ, и успешно был одобрен по результатам первого чтения [1].

Данное вождение можно охарактеризовать как увеличение опасности при движении, вследствие совершения совокупности данных действий в течении короткого периода времени водителем. Не сложно догадаться что данные действия напрямую приводят к тому что другие водители не могут спланировать как дальнейшую траекторию движения автомобиля нарушителя, так и возможность поведения своего транспортного средства, а, следовательно, водитель не сможет в полной мере избежать возникновения аварийной ситуации и дорожно-транспортного происшествия и избежать его.

Следует так же указать, на тот факт, что опасное вождение является повышением опасности при движении транспортного средства, когда водитель совершает такие действия как многократное осуществления одного или нескольких действий, которые относятся к нарушению правил дорожного движения и выражаются в невыполнении при перестроении требования уступить дорогу транспортному средству, которое имеет преимущественное положение при движении, несоблюдении указанной в правилах дорожного движения безопасной дистанции между транспортными средствами, нарушении бокового интервала, совершении действий создающих препятствия при обгоне транспортного средства, безосновательного резкого торможения автотранспорта.

Данный факт создает существенное препятствие для других водителей транспортных средств адекватно реагировать и возможность спланировать следующее развитие ситуации во время движения, и в случае необходимости адекватно ответить на действия «лихача» с целью препятствования образованию аварийной ситуации на дороге.

Однако вопреки отечественным авторам, в ряде стран Европы и Азии, например в Англии, ответственность за опасное вождение предусмотрена не только административным правом, но также и уголовным. Более того, во многих зарубежных странах принято разделять такие понятия как небрежно вождение (характеризуется непредумышленным нарушением правил дорожного вождения, которое по своей сути является нарушением административным) и опасное вождение (является нарушением уголовно-правовым), в иностранных законодательствах под опасным вождением выражены такие понятия как подрезания при обгоне, чрезмерное использование дальнего света (моргание), чрезмерное использование звуковых сигналов, тогда как небрежное вождение зарубежные законодатели считают административным нарушением, менее серьезным чем опасное вождение.

Изучая уголовный кодекс Канады можно найти статью 249 в которой предусмотрена ответственность за создание опасное для общества опасности на дорогах [4]. К числу таких опасностей можно отнести управление ТС без предусмотренных погодных условий, без учета времени управления транспортным средством, без учета специфики дорожного полотна (качества трассы), специфики места проезда, и характеристики автомобиля. Данное поведение иностранное законодательство характеризует как опасное для общества и имеющее серьезные нарушения, отклоняющие его от общепринятых норм при вождении.

В свою очередь законодательство Англии использует такое понятие как опасное вождение, которое по своей характеристике не соответствует общепринятым мерам и характеризуется как невнимательное или неосторожное вождение. И в свою очередь, исходя из положений Закона о дорожном движении 1988г. в Англии под опасным движением принято считать не соответствующее общепринятому уровню вождения в случаях когда сам водитель не имеет лицензии на управление транспортным средством, либо он является дисквалифицированным, не имеющим страхового полиса, не располагает страховым полисом, многократно превышает установленную для конкретного участка скорость движения транспортного средства, устраивает соревнования между транспортными средствами (гонки) на дороге, либо своими непосредственными действиями демонстрирует агрессивную манеру движения, не сосредоточен на управлении транспортным средством (отвлекается от его управления), а так же своими действиями допускает то состояние автомобиля, которое не соответствует установленным правилам (неисправность руля управления), а так же осознано допускает управление транспортным средством в случаях когда на него действует усталость либо болезнь, в следствии чего значительно падают его навыки вождения.

Агрессивное вождение может выражаться так же в небезопасном перестроении транспортного средства с одной полосы движения на другую, в резком необоснованном торможении которое было совершено в совокупности с внезапным увеличением скорости автомобиля, в осознанном создании искусственных помех, а также в нарушении ПДД для остальных водителей и участников передвижения на дороге, а также в несоблюдении дистанции между транспортными средствами. В качестве примера можно привести ситуацию, когда водитель большегрузного транспортного средства (грузовик) не подчинился требованиям движения дорожного знака «Направление движения по полосе» и вместо того чтобы отклонить транспортное средство немного вправо как это было указано знаком просто проехал прямо вследствие чего другой водитель легкового транспортного средства, а именно автомобиля «КИА-РИО» при перестроении вправо «подрезал» водителя управляющего транспортным средство «Хонда-Джаз». С целью уйти от неминуемого столкновения автомобилей последний предпринял необоснованный манёвр влево, в результате которого водитель потерял управления автомобилем на дороге и транспортное средство ушло в занос, а позже врезалось в отбойник. Исходя из смысла решения данной ситуации Верховным Судом РФ водителем грузового автомобиля, наравне с водителем транспортного средства «КИА-РИО» были созданы аварийные ситуации при движении, а их результатом стало ДТП. Таким образом, судом была установлена ответственность водителя, совершившего опасный маневр и создавшего опасность движения, ситуацию, при которой создается угроза возникновения дорожно-транспортного происшествия [4].

Известный своими автомобильными обзорами Игорь Моржаретто видит проблематику понятия опасное вождение по-другому. По его мнению под опасным вождением следует понимать совокупность двух и более опасных для окружающих водителей опасных нарушений за которые необходимо назначать более высокие наказания, в дополнение к этому Игорь особо подчеркнул необходимость внесения в практику, случаев когда во время судебного заседания воспроизводятся записи видеорегистраторов и фотографии, а в отделениях ГБДД следует создавать специальные телефонные номера по звонку на которые гражданин может рассчитывать на своевременный приезд патрульной машины дабы в результате виновный понес заслуженное наказание [2]. Среди экспертов по тематике дорожно-транспортных происшествий давно имеет силу мнение что страховым компаниям следует увеличить страховые взносы для “злостных нарушителей” на порядок выше чем водителям, исполняющим правила дорожного движения, и более того предоставлять существенные поблажки и бонусы, водителям, которые не имеют нарушений, либо нарушают мало и редко.

Если подвести итог, то становится понятно, что основной характеристикой такого понятия как «опасное вождение» является умышленные, осознанные действия в результате которых создаются различные помехи для других участников дорожного движения. Данные действия могут быть совершены не только с целью намерено создать опасную для движения ситуацию, но также исходя из самого менталитета и мировоззрения участников дорожного движения. Так например, кем то из водителей считается совершенно нормально и естественно оставлять свое транспортное средство на тротуаре либо детских площадках, а другие водители считают, что разворачиваясь через две сплошные линии на дороги они имеют полное право не взирая на правила дорожного движения, а кто-то и вовсе не считает нужным освобождать дорогу для мчащихся по срочным вызовам машин экстренных служб, будь то скорая помощь или патрульный автомобиль полиции, иные и вовсе получают настоящее моральное удовольствие проявляя агрессивное вождение в отношении не опытного водителя или водителя новичка. Следовательно, можно выделить то что опасное вождение – это именно намеренные акты, которые выражаются не только в порче чужого имущества, но и во многих других действиях.

В дополнение к вышесказанному можно сделать вывод о том, что нарушение нормы пункта 2.7 ПДД «Опасное вождение» происходит на наших дорогах регулярно и повсеместно, и во многих ситуациях данные нарушения приводят к дорожно-транспортным происшествиям, среди которых высок уровень смертельного исхода как водителей транспортных средств и пассажиров, так и пешеходов.

Важной особенностью в регулировании опасного вождения является отсутствие санкции за данное правонарушение, что серьезно ослабляет работу работников ГИБДД при применении данной нормы, вследствие чего, не смотря на то что норма была введена еще весной 2016 года, ее правоприменительная практика крайне мало. Кардинально ситуацию должен изменить Федеральный закон, который бы внес изменения в КоАП в части установления ответственности за опасное вождение и предусмотрел бы наказание за данный вид правонарушения.

Проект данного закона в настоящий момент проходит активное обсуждение и подготавливается к введению на территории РФ. Он внесет в главу 12 Кодекса об административных правонарушениях статью 12.28.1, в которой введет санкцию за опасное вождение в размере пяти тысяч рублей.

Также стоит отметить, что норма за опасное вождение в законодательстве иностранных государств это не новелла, и подобные нормы действует уже очень долгое время весьма успешно регулируя ситуацию да дорогах. Более того, сама ситуации описанная в иностранном законодательстве в сравнении с российским правом которую представляют под опасным вождением имеет весьма яркие отличительные особенности. В большинстве иностранных государств вместо прямого перечисления конкретных ситуаций на дорогах которыми пользуются при определении опасного вождения как например в ПДД РФ. Опасное вождение согласно ПДД это:

1)  Намеренное невыполнение требований уступить дорогу, при перестроении на ней другого транспортного средства;

2)  Не соблюдение необходимой дистанции, которая являлась бы безопасной во время движения по дороге;

3)  Намеренная резкая остановка (торможение) транспортного средства и т.д.

Имеется общее представление о том какое вождение является опасным и особенности данного вида правонарушения

В целях наиболее эффективного функционирования данного нового института российским законодателям необходимо, для введения ответственности за опасное вождение, обратиться к иностранному законодательству, например, к законодательству Англии, где количество ДТП со смертельным исходом сокращается уже долгое время, с целью модернизации собственного законодательства. Можно не только ввести ответственность за «опасное вождение», которое исходя из предварительного текста федерального закона о внесении изменений в КоАП в части установления ответственности за опасное вождение будет равен пяти тысячам рублей, но и дополнить состав правонарушения, таким понятием как стандарт вождения, которым бы квалифицировались действия водителей на дороге, приводящих их к данному правонарушению. Это будет способствовать лучшему использованию данной нормы и поможет развить дополнительное чувство ответственности водителей, которое окажет благоприятное действие на общую ситуацию дорожно-транспортных происшествий на наших дорогах.

 

Список литературы:
1. Иван Буранов Опасное вождение дошло до Госдумы, законопроект о наказании для агрессивных водителей одобрен в первом чтении – [Электронный ресурс] / Иван Буранов газета Коммерсант: официальный сайт – Режим доступа: //http://www.kommersant.ru/doc/3204740.
2. Игорь Моржаретто Вот так водить нельзя – [Электронный ресурс] / Александр Злобин Игорь Моржаретто // радиостанция ВЕСТИFM: Официальный сайт – Режим доступа: http://radiovesti.ru/episode/show/episode_id/39709.
3. План мероприятий, направленных на снижение смертности населения от дорожно-транспортных происшествий от 4.08.15: утв. Правительством РФ от 4.08.15 – [Электронный ресурс] // Официальный сайт информационно-правовой портал гарант.ру – Режим доступа: http://base.garant.ru/71173542/.
4. Строева О.А. Теоретические аспекты понятия «Агрессивное вождение» – [Электронный ресурс] / Строева О.А. // Научная электронная библиотека elibrary: официальный сайт. – Режим доступа: http://elibrary.ru/item.asp?id=25918389.