Современные проблемы организации рационального использования и охраны земель сельскохозяйственного назначения
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №4(4)
Рубрика: Науки о Земле
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №4(4)
Современные проблемы организации рационального использования и охраны земель сельскохозяйственного назначения
В результате проведения земельной реформы в России произошли фундаментальные изменения земельных отношений в сельскохозяйственном землепользовании:
· ликвидирована монополия государственной собственности на землю;
· осуществлен переход к различным формам собственности, включая частную, что позволило организовать при использовании земли различные формы хозяйствования;
· введено платное землепользование;
· проведено реформирование колхозов (совхозов) и перераспределение их земель, адекватное принятой форме хозяйствования;
· появилась возможность для развития оборота земель;
· сформирован новый тип сельского товаропроизводителя – крестьянские (фермерские) хозяйства.
Проведенное реформирование земельных отношений не произвело положительных сдвигов в использовании продуктивных угодий. Более того, эффективность практически всех форм хозяйствования за последние два десятилетия снизилась до уровня, когда можно говорить о системном кризисе в АПК и продовольственной безопасности страны. Нежелание государственной власти проводить земельные преобразования, и передача своих полномочий по управлению земельными ресурсами на откуп местным властям привело к разрушению режима территориального функционирования прежней системы землепользования, в результате была сформирована неустойчивая и недееспособная «система» землепользований, которая не адекватна, стоящим перед сельским хозяйством, задачам и приводит к снижению и деградации земельно-имущественного потенциала АПК.
Ежегодно в следствие деградации, зарастания кустарником и мелколесьем площадь сельскохозяйственных угодий, подверженных негативным проявлениям, увеличивается на 2,35 млн. га. В целом в настоящее время посевная площадь по сравнению с 1990 годом уменьшилась на 30 млн. га, а кадастровая стоимость – на 30 % или почти на 7 трлн. рублей [1, с. 258].
В настоящее время вопросы, связанные с оборотом и использованием земли, носят нерегулируемый и неустойчивый характер. Это связано, прежде всего, с тем, что существующее земельное законодательство не выполняет свою основную функцию - регулирование земельных отношений по всей стране. Во многом по этой причине возникают новые и не решаются старые проблемы организации рационального использования и охраны земельного фонда Российской Федерации. В первую очередь это касается особо ценных и охраняемых государством земель сельскохозяйственного назначения.
Главной причиной неэффективности земельного законодательства является «отсутствие государственной земельной политики, которая должна определить приоритетные направления организации использования земельного фонда страны и её регионов, а также предложить те правила землепользования, которые будут соответствовать особенностям развития как отдельных регионов, так и страны в целом. При этом направления и регламенты новых законов и нормативно-правовых актов должны лечь в основу разработок конкретных целевых программ, выполнение которых позволит продолжить земельные преобразования России» [3, с. 22].
Многовекторность направлений земельных преобразований вызывает необходимость иметь универсальный механизм реализации поставленных целей, а именно определить проблемы организации рационального использования и охраны земель сельскохозяйственного назначения.
Во-первых, главным механизмом является землеустройство, так как оно, используя различные методы обоснования выбора оптимальных прогнозных и проектных решений по использованию земли, и как средства производства, и как объекта природной среды может произвести взаимосвязанное размещение всех элементов территории любого объекта землеустройства. Это особенно важно в современных условиях интенсификации сельского хозяйства, когда выделяемые средства на эти цели не имеют целевой адресности и проектной обоснованности их реализации. На наш взгляд, в земельном законодательстве следует определить обязательность составления проектов образования и территориальной организации землепользований всех сельских товаропроизводителей.
Во-вторых, важной задачей государственной власти является восстановление землеустроительной службы, которая будет являться информационным и контрольно-мониторинговым центром реализации государственной земельной политики. Такой подход относится и к возрождению проектной службы землеустройства, она должна быть в виде «проектных институтов по землеустройству в каждом субъекте федерации, при этом допускается функционирование частных землеустроительных и кадастровых организаций, но их продукция должна проходить государственную землеустроительную и природоохранную экспертизу» [2, с. 21–26].
Эффективное функционирование воссоздаваемой системы землевладения и землепользования и её устойчивость в новой России государство может обеспечить при решении следующих задач:
· разработка новых подходов при создании системы государственной поддержки сельских товаропроизводителей и формирования стимулов рационального и эффективного использования их земель. Построение устойчивой системы землепользования и её функционирование невозможно без научно обоснованных целевых программ развития сельских территорий в разных регионах страны, на это указывает опыт прошлых лет и развитых зарубежных стран;
· регулирование со стороны государства эквивалентного обмена между сельскохозяйственными товаропроизводителями и потребителям путем контроля над ценообразованием и дотациями на производство отдельных стратегических видов продукции;
· пересмотр структуры государственного бюджета в целях финансирования поэтапного проведения земельных преобразований, формирования и функционирования соответствующих органов и структур;
· формирование системы землеустроительного обеспечения, рационального землепользования, где главными её функциями являются:
· инвентаризация земель сельскохозяйственного назначения;
· создание единой современной картографической основы для целей землеустройства, земельного кадастра, разработки схем и проектов организации и использования земель, их охраны;
· проведение землеустроительного зонирования земель сельскохозяйственного назначения по степени их пригодности к использованию в сельском хозяйстве;
· разработка на основе землеустроительного зонирования обоснованных проектов перераспределения земель с целью создания юридической основы для дальнейшего межевания и постановки земельных участков на кадастровый учет.
Особое место в современных проектах перераспределения земель должно быть уделено трансформации земельных долей в реальные земельные участки и установлению землеустроительных регламентов для различных территориальных зон.
Поэтому для решения поставленных задач необходимо:
1) Квалифицированно осуществить законодательные меры по определению судьбы неиспользуемых земельных участков. В этом случае не стоит упускать тот факт, что «предлагаемые изменения в земельное законодательство, опирающееся на административные и фискальные меры, включая изъятие земель в пользу местных властей, не повысят эффективность использования земель, а могут привести к возможности новых коррупционных появлений» [2, с. 21-26];
2) Необходим экономический подход регулирования данной сложившейся ситуации. Безусловно, в этом случае необходимо государственное участие в формировании современной организации сельских территорий, а также создание адекватной ей производственной и социальной инфраструктуры.