Статья:

Современные проблемы организации рационального использования и охраны земель сельскохозяйственного назначения

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №4(4)

Рубрика: Науки о Земле

Выходные данные
Седых А.К., Рыбкин Д.В. Современные проблемы организации рационального использования и охраны земель сельскохозяйственного назначения // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2017. № 4(4). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/4/20202 (дата обращения: 25.11.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Современные проблемы организации рационального использования и охраны земель сельскохозяйственного назначения

Седых Анастасия Константиновна
магистрант, Государственный университет по землеустройству, Российская Федерация, г. Москва
Рыбкин Дмитрий Владимирович
магистрант, Государственный университет по землеустройству, Российская Федерация, г. Москва

 

В результате проведения земельной реформы в России произошли фундаментальные изменения земельных отношений в сельскохозяйственном землепользовании:

·  ликвидирована монополия государственной собственности на землю;

· осуществлен переход к различным формам собственности, включая частную, что позволило организовать при использовании земли различные формы хозяйствования;

·  введено платное землепользование;

·  проведено реформирование колхозов (совхозов) и перераспределение их земель, адекватное принятой форме хозяйствования;

·  появилась возможность для развития оборота земель;

·  сформирован новый тип сельского товаропроизводителя – крестьянские (фермерские) хозяйства.

Проведенное реформирование земельных отношений не произвело положительных сдвигов в использовании продуктивных угодий. Более того, эффективность практически всех форм хозяйствования за последние два десятилетия снизилась до уровня, когда можно говорить о системном кризисе в АПК и продовольственной безопасности страны. Нежелание государственной власти проводить земельные преобразования, и передача своих полномочий по управлению земельными ресурсами на откуп местным властям привело к разрушению режима территориального функционирования прежней системы землепользования, в результате была сформирована неустойчивая и недееспособная «система» землепользований, которая не адекватна, стоящим перед сельским хозяйством, задачам и приводит к снижению и деградации земельно-имущественного потенциала АПК.

Ежегодно в следствие деградации, зарастания кустарником и мелколесьем площадь сельскохозяйственных угодий, подверженных негативным проявлениям, увеличивается на 2,35 млн. га. В целом в настоящее время посевная площадь по сравнению с 1990 годом уменьшилась на 30 млн. га, а кадастровая стоимость – на 30 % или почти на 7 трлн. рублей [1, с. 258].

В настоящее время вопросы, связанные с оборотом и использованием земли, носят нерегулируемый и неустойчивый характер. Это связано, прежде всего, с тем, что существующее земельное законодательство не выполняет свою основную функцию - регулирование земельных отношений по всей стране. Во многом по этой причине возникают новые и не решаются старые проблемы организации рационального использования и охраны земельного фонда Российской Федерации. В первую очередь это касается особо ценных и охраняемых государством земель сельскохозяйственного назначения.

Главной причиной неэффективности земельного законодательства является «отсутствие государственной земельной политики, которая должна определить приоритетные направления организации использования земельного фонда страны и её регионов, а также предложить те правила землепользования, которые будут соответствовать особенностям развития как отдельных регионов, так и страны в целом. При этом направления и регламенты новых законов и нормативно-правовых актов должны лечь в основу разработок конкретных целевых программ, выполнение которых позволит продолжить земельные преобразования России» [3, с. 22].

Многовекторность направлений земельных преобразований вызывает необходимость иметь универсальный механизм реализации поставленных целей, а именно определить проблемы организации рационального использования и охраны земель сельскохозяйственного назначения.

Во-первых, главным механизмом является землеустройство, так как оно, используя различные методы обоснования выбора оптимальных прогнозных и проектных решений по использованию земли, и как средства производства, и как объекта природной среды может произвести взаимосвязанное размещение всех элементов территории любого объекта землеустройства. Это особенно важно в современных условиях интенсификации сельского хозяйства, когда выделяемые средства на эти цели не имеют целевой адресности и проектной обоснованности их реализации. На наш взгляд, в земельном законодательстве следует определить обязательность составления проектов образования и территориальной организации землепользований всех сельских товаропроизводителей.

Во-вторых, важной задачей государственной власти является восстановление землеустроительной службы, которая будет являться информационным и контрольно-мониторинговым центром реализации государственной земельной политики. Такой подход относится и к возрождению проектной службы землеустройства, она должна быть в виде «проектных институтов по землеустройству в каждом субъекте федерации, при этом допускается функционирование частных землеустроительных и кадастровых организаций, но их продукция должна проходить государственную землеустроительную и природоохранную экспертизу» [2, с. 21–26].

Эффективное функционирование воссоздаваемой системы землевладения и землепользования и её устойчивость в новой России государство может обеспечить при решении следующих задач:

·  разработка новых подходов при создании системы государственной поддержки сельских товаропроизводителей и формирования стимулов рационального и эффективного использования их земель. Построение устойчивой системы землепользования и её функционирование невозможно без научно обоснованных целевых программ развития сельских территорий в разных регионах страны, на это указывает опыт прошлых лет и развитых зарубежных стран;

· регулирование со стороны государства эквивалентного обмена между сельскохозяйственными товаропроизводителями и потребителям путем контроля над ценообразованием и дотациями на производство отдельных стратегических видов продукции;

· пересмотр структуры государственного бюджета в целях финансирования поэтапного проведения земельных преобразований, формирования и функционирования соответствующих органов и структур;

· формирование системы землеустроительного обеспечения, рационального землепользования, где главными её функциями являются:

· инвентаризация         земель сельскохозяйственного назначения;

· создание  единой современной картографической основы для целей землеустройства, земельного кадастра, разработки схем и проектов организации и использования земель, их охраны;

· проведение землеустроительного зонирования земель сельскохозяйственного назначения по степени их пригодности к использованию в сельском хозяйстве;

· разработка на основе землеустроительного зонирования обоснованных проектов перераспределения земель с целью создания юридической основы для дальнейшего межевания и постановки земельных участков на кадастровый учет.

Особое место в современных проектах перераспределения земель должно быть уделено трансформации земельных долей в реальные земельные участки и установлению землеустроительных регламентов для различных территориальных зон.

Поэтому для решения поставленных задач необходимо:

1)  Квалифицированно осуществить законодательные меры по определению судьбы неиспользуемых земельных участков. В этом случае не стоит упускать тот факт, что «предлагаемые изменения в земельное законодательство, опирающееся на административные и фискальные меры, включая изъятие земель в пользу местных властей, не повысят эффективность использования земель, а могут привести к возможности новых коррупционных появлений» [2, с. 21-26];

2)  Необходим экономический подход регулирования данной сложившейся ситуации. Безусловно, в этом случае необходимо государственное участие в формировании современной организации сельских территорий, а также создание адекватной ей производственной и социальной инфраструктуры.

 

Список литературы:
1. Волков С.Н. Организация рационального использования и охраны земель в сельскохозяйственных организациях (внутрихозяйственное землеустройство): Уч. и науч.-пр. пособие. – М.: ГУЗ, 2015 – 558 с.
2. Семочкин В.Н. Земельные отношения и землеустройство в новой России: состояние и перспективы / под. общ. ред. В.Н. Семочкин, А. П. Исаченко, А.В. Донцов / Современные задачи и подходы к использованию земельных ресурсов. Материалы республиканской научно-практической конференции. – Астана. Изд. Казахского агротехнического университета – 2014 – 38 с.
3. Хлыстун В.Н., Семочкин В.Н. Эффективная система земельных отношений в России / Агроинвестор. Сельскохозяйственный журнал – 2009 – №4 – 60 с.