Статья:

Особенности временных центраций моряков на разных этапах их профессионального становления

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №4(4)

Рубрика: Психология

Выходные данные
Юрченко М.Н. Особенности временных центраций моряков на разных этапах их профессионального становления // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2017. № 4(4). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/4/20228 (дата обращения: 25.09.2018).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Особенности временных центраций моряков на разных этапах их профессионального становления

Юрченко Маргарита Николаевна
студент, Севастопольский Государственный Университет, РФ, г. Севастополь

 

Актуальность данной темы заключается в том, что от временной транспективы, то есть актуальных представлений о прошлом и будущем, а также степени удовлетворенности настоящим, во многом зависит психическое самочувствие субъекта как в профессиональной, так и в любой другой сфере жизнедеятельности человека, а следовательно, эффективность выполняемой работы. Особенно значимым данный вопрос является для профессии моряка, вне зависимости от специализации, относящейся к категории профессий повышенной опасности. Это обусловлено тем, что они постоянно подвержены стрессогенным факторам. К их числу относятся: тяжелые климатические условия, постоянная смена часовых поясов, как следствие, нестабильность соблюдения режимов сна и бодрствования, ограниченная связь с внешним миром, в частности с близкими, тяжелый физический и умственный труд, условия повышенной ответственности, постоянная угроза жизни и здоровью, конфликты в коллективе, психоэмоциональные нагрузки, пребывание в постоянном напряжении, связанном с необходимостью готовности к аварийным ситуациям и т.д.

Научное противоречие состоит в том, что, несмотря на важность этого вопроса, при подготовке моряков к практической деятельности, связанной с их специальностью, данному аспекту, как фактору повышения эффективности работоспособности, не уделяется должного внимания из-за недостаточной изученности даннойтемы и отсутствия ее теоретической базы в контексте применения в работе морских специализаций [4, с. 24].

Тема временных центраций находит свое отражение втаких трудах, как классическое восприятие времени (Ю. М. Забродин, Ф. Е. Иванов, Е. Н. Соколов, П. Фресс и др.) или переживания времени (Д. Гарбетте, Р. Кнапп и др.), а также исследованиях временной перспективы (Р. Кастенбаум, Дж. Нюттен и др.). Кроме того, исследованию времени посвящены работы не только известных психологов (Э. Берик, А. Бек, Ф. Зимбардо), но и военных деятелей (Д. Эйзенхауэр), экономистов (В. Парето, Г. Беккер), политиков (Б. Франклин) и т.д. Все эти теории объединены идеей о необходимости правильного структурирования и рационального использования времени для более эффективной работы, жизнедеятельности и гармоничного развития личности [1, с. 31].

Цель статьи состоит в том, чтобы определить особенности временных центраций моряков на различных этапах их профессионального становления и их влияние на эффективность профессиональной деятельности.

Для исследования особенностей временных центраций у моряков на разных этапах их профессионального становления был проведен констатирующий эксперимент, в котором приняли участие студенты (инженеры-судомеханики) 3-го курса, не имеющие опыта работы по специальности (выборка №1), в количестве 25 человек, возрастом от 19 до 21года; и моряки, которые на момент исследования находились в очередном рейсе, имеющие опыт работы более 3-х рейсов (выборка №2), в количестве 20 человек, возрастом от 23 до 54 лет.

С помощью опросника временной перспективы Зимбардо был осуществлен качественный анализ случаев по каждой выборке. Данный анализ позволил выявить отношение каждого участника исследования к самому себе через субъективную оценку прошлого опыта, обстоятельств, складывающихся на данный момент, а также перспектив, прогнозируемых в будущем.

Для гармоничной временной перспективы, согласно Ф. Зимбардо, характерны высокая ориентация на позитивное прошлое, умеренно высокая выраженность ориентации на гедонистическое настоящее, низкий уровень ориентаций на негативное прошлое и фаталистическое настоящее [3, с.93].

Гармоничного, в полной мере, профиля временной перспективы ни у одного из испытуемыхобеих выборок выявлено не было, при этом следует отметить, что 32% всех респондентов имеют приближенную к гармоничной временную перспективу.

Исходя из качественного анализа результатов, обе выборки можно условно разделить на три группы: 1 – приближенные к гармоничной временной перспективе, ориентация в большей степени на настоящее; 2 – дисгармоничные, центрированные на негативное прошлое (умеренно высокий и высокий уровень); 3 – дисгармоничные, центрированные на гедонистическое и фаталистическое настоящее и/или будущее (умеренно высокий и высокий уровень).

Первая группа характеризуется высокой степенью самоорганизации, умением находить ресурсы планирования и стремления к достижению поставленных целей в прошлом опыте, уверенностью изменения жизненных ситуаций собственными силами, а также удовлетворенностью текущей обстановкой и событиями.

Испытуемые, относящиеся ко второй группе, фокусируются на вчерашнем дне, обращаясь к позитивным и негативным воспоминаниям из прошлого, ощущая ностальгию и горечь одновременно.

Третья группа условного деления характеризуется неудовлетворенностью положением в настоящем и убеждением в том, что будущее предопределено, и самостоятельно повлиять на его изменения невозможно [2, с. 238].

Анализ полученных данных по первой и второй выборке показал, чтоиспытуемых с профилем временной перспективы, близким к гармоничному, имеют 36%и 28% респондентов соответственно, дисгармоничный профиль с центрациейна негативное прошлое – 44% и 48%, а с центрацией на гедонистическое и фаталистическое настоящее и/или будущее – 20% и 24%.

В целях проверки взаимосвязи временных центраций испытуемых и эффективности их профессиональной деятельности, на выборке, состоящей из моряков, имеющих опыт работы по специальности, была осуществлена экспертная оценка по следующим критериям:

1.  Своевременное и правильное выполнение рабочих обязанностей;

2.  Точность и быстрота выполнения задач;

3.  Умение планировать и распределять работу;

4.  Доброжелательность в общении с командой;

5.  Умение преодолевать конфликтные ситуации;

6.  Отсутствие недомоганий;

7.  Исполнительская дисциплина;

8.  Скорость реакции и самоконтроль в экстремальных ситуациях.

В качестве экспертов выступили: капитан судна и старший механик.

Ввиду того, что значимость каждого критерия не одинакова, был введен коэффициент весомости факторов, разработанный на основе экспертных оценок по десятибалльной системе. Итоговый показатель рассчитывался с помощью интегрального коэффициента.

На основе экспертных оценок были получены следующие результаты: испытуемые с профилем, приближенным к гармоничной временной перспективе, были оценены экспертами более высокими баллами по всем предложенным критериям. Наибольший балл был выставлен по критериям: точность и быстрота выполнения задач, доброжелательность в общении с командой и исполнительская дисциплина.

Итоговый показатель эффективности трудовой деятельности испытуемых с дисгармоничным профилем, центрированным на гедонистическом и фаталистическом настоящем и/или будущем ниже, чем показатель профиля, приближенного к гармоничному.

Самые низкие баллы были выставлены испытуемым, относящимся к группе с дисгармоничным профилем, ориентированным на негативное прошлое. Ниже всего были оценены такие критерии, как: умение планировать и распределять работу, скорость реакции и самоконтроль в экстремальных ситуациях, а также исполнительская дисциплина.

Таким образом, анализ полученных данных дает возможность не только утверждать, что особенности временных центраций влияют на эффективность трудовой деятельности моряков и их эмоционально-волевую сферу, но и позволяет спрогнозировать подобное влияние на моряков-студентов. Следовательно, необходимо осуществлять структурную коррекцию профилей временных центраций в сторону гармоничных в процессе профессиональной подготовки молодых специалистов.

 

Список литературы: 
1. Абульханова К.А. Время личности и время жизни / К.А. Абульханова, Т.Н. Березина. – СПб., 2009. – 301 с.
2. Нюттен Ж. Мотивация, действие и перспектива будущего. – М.: Смысл, 2004. – 608 с.
3. Сырцова А. Методика Ф. Зимбардо по временной перспективе // Психол. Диагностика / Е.В. Соколова Е.В, О.В. Митина, 2007. № 1. С. 85–106.
4. Сырцова А. Феномен временной перспективы в разных культурах (по материалам Исследований с помощью методики ZTPI) // Культурно-историческая психология / А. Сырцова, 2007. № 4. С. 19–31.