Ложное чувство саморазвития или почему саморазвитие личности не помогает улучшить жизнь
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №6(142)
Рубрика: Психология
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №6(142)
Ложное чувство саморазвития или почему саморазвитие личности не помогает улучшить жизнь
Аннотация. Это исследования о том, что большинство людей в современном мире заблуждаются на пути к самосовершенствованию. В этой статье объясняется как человек 21 века пришел к ложному чувству саморазвития.
Саморазвитие – это краегольный камень, к которому рано или поздно приходит каждый человек. Дверь для саморазвития открывается для каждой персоны в разные периоды его жизни: кто-то хочет стать богатым, кто-то хочет стать известным, кого-то терзает извечный вопрос «Кто я? Зачем я здесь?», у кого-то плохии привычки, у кого-то проблемы в отношениях, у кого-то нет друзей, кто-то хочет доказать всем что он является кем-то, у кого-то обнаружили неизличимую болезень, кто-то потерял близкого-человека... Все эти обстоятельства вызывают у человека чувство несовершенности, и это является первым шагом ступеньки в дверь саморазвития. А каков второй шаг? Если смотреть на статистику использования Интернета по глобальному отчёту Digital 2020, то можно увидеть что:
Рисунок 1. Глобальная статистика Интернета от Digital 2020
количество пользователей Интернета за 2020 год составляет 4.45 миллиардов, это число больше на 7% по сравнению с 2019 годом. Из этого можно вынести что первым к чему обратиться человек ищущий путь к саморазвитию, это Интернет. Таким образом Всемирная паутина, которая даёт возможность каждому развиваться в самых разных направлених, является второй ступенью. Какие средства используют современные пользователи Интернет для самосовершенствования: книги по саморазвитию, видеоролики в YouTube, вебинары от известных предпринимателей, курсы в разных сферах деятельности, аудиокниги и так далее. Таким образом Всеобъемлющая информационная система является второй ступенью.
Третьим этапом, которая является определяющим, дальше мы будем называть «чувством неконтролируемого потребления». Человек который раньше не самосовершенствовался в таких направлениях, падает в ступор от разнобразности материала. От одного курса к другому, от одного видеоролика к другому, жадно потребляя знания, человек входит во вкус. У него возникает ощущения что до этого периода в его жизни не было какого-либо смысла. Это ощущение перерастает в чувство неудовлетворение своей жизнью, и настает период измениния всего и вся в жизни этого человека. С течением времени человек уже не представляет жизнь без этого чудотворного чувства. Как мы видим из вышесказанного изложения, этот процесс очень напоминает нам процесс зависимости от наркотических, алкогольных или, называемым в психологии, «пищевой зависимости». Почему же можно провести некоторые сходство между, на первый взгляд, совсем разными вещами?!
С того что в двух этих случаях, человек попадет в эти паутины не осознанно, и к тому же конечным вознаграждением, если обратить внимание на книгу Лоретты Грацио Бройнинг «Гормоны счастья», является выброс огромного количество «дофаминов». «Дофамин создает чувство радости от того, что человек находит что-то необходимое. Это то чувство, когда люди произносят: «Эврика! Я нашел!»[1]
Как мы можем наблюдать из книги, дофамин – является сильным нейромедиатором, который служит важной частью «системы вознаграждения». И только из этих фактов мы можем сделать вывод что чувство неконтролируемого потребления, так называемого «контента» может стать зависимостью.
Следующим этапом, которую проходит наш «наблюдаемый», это эффект «выгорания». Если обратиться к статье «Эмоциональное выгорание педагога», то: «Эмоциональное выгорание — это состояние физического, эмоционального, умственного истощения, это выработанный личностью механизм психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций в ответ на психотравмирующие воздействия»[2]. Человеку в этом состоянии трудно понять почему у него такое странное для него чувство, мысли у этого человека в этом случае таковы: «Я не занимаюсь вещами противопоказанными для меня, я занимаюсь действительно важными для меня вещами, я полностью посвящаю себя саморазвитию и самосовершенствуюсь». Это состояние и является тем чувством «ложного саморазвития».
И чем же оно отличается от «нормального развития», если смотреть со стороны, человек самозанят, читает книги, изучает новые умения, но это только со стороны. Человек в этом состоянии только точит и точит свой блестящий меч, чтобы выйти и выиграть во всех войнах к которым он так готовился все это время, но мы понимаем, что человек лишь готовиться к сражению, он изучает как правильно держать наш условный меч, как обороняться в случае атаки, как подготовиться к тому если соперник будет слишком сильным, высоким или изворотливым…Эту тенденцию можно проследить по исследованию редакции bbcnews, которая сравнивая разные эпохи: с начала развития эпохи Интернета до сегодняшних годов проследило, что подрастающее поколение больше уделяя время онлайн жизни, уже с ранних лет чувствуют потребность быть в онлайне и во-многом игнорируют события происходящие в их жизни. Это во многом приводит к тому что дети «с пелёнок» готовятся к будущему и застревают только в этом периоде развития. Если говорить об эмпирических наблюдениях, то это можно проследить по самому известному человеку для каждого из нас, по нам самим. Так поступил и автор этой статьи, он аналогично пришёл к саморазвитию чтобы улучшить свою жизнь и по многим другим обстоятельствам которые он описал выше, он также прошёл путь по ложному следу.
Подводя итоги нельзя сказать что ложное чувство саморазвития является неотъемлемой частью самосовершенствования, но и нельзя отрицать что в этот капкан попадают и остаются там надолго. Как заблуждение – этот «ложный путь» сформировался за счёт быстро развивающихся технологий и особенно Всемирной паутины. Но игнорировать это явление в современном обществе, где развитие является ключевой фигурой и где оно процветает в геометрической прогрессии, невозможно. И в конечном счете обнаружение этой навязчивой идеи является первым шагом в правильном направлении.