Статья:

Ложное чувство саморазвития или почему саморазвитие личности не помогает улучшить жизнь

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №6(142)

Рубрика: Психология

Выходные данные
Сериков А.К. Ложное чувство саморазвития или почему саморазвитие личности не помогает улучшить жизнь // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2021. № 6(142). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/142/87373 (дата обращения: 19.04.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Ложное чувство саморазвития или почему саморазвитие личности не помогает улучшить жизнь

Сериков Аймырза Кайржанович
студент, Евразийский национальный университет имени Л.Н. Гумилева, Республика Казахстан, г. Нур-Султан

 

Аннотация. Это исследования о том, что большинство людей в современном мире заблуждаются на пути к самосовершенствованию. В этой статье объясняется как человек 21 века пришел к ложному чувству саморазвития.

 

Саморазвитие – это краегольный камень, к которому рано или поздно приходит каждый человек. Дверь для саморазвития открывается для каждой персоны в разные периоды его жизни: кто-то хочет стать богатым, кто-то хочет стать известным, кого-то терзает извечный вопрос «Кто я? Зачем я здесь?», у кого-то плохии привычки, у кого-то проблемы в отношениях, у кого-то нет друзей, кто-то хочет доказать всем что он является кем-то, у кого-то обнаружили неизличимую болезень, кто-то потерял близкого-человека... Все эти обстоятельства вызывают у человека чувство несовершенности, и это является первым шагом ступеньки в дверь саморазвития. А каков второй шаг? Если смотреть на статистику использования Интернета по глобальному отчёту Digital 2020, то можно увидеть что:

 

Рисунок 1. Глобальная статистика Интернета от Digital 2020

 

количество пользователей Интернета за 2020 год составляет 4.45 миллиардов, это число больше на 7% по сравнению с 2019 годом. Из этого можно вынести что первым к чему обратиться человек ищущий путь к саморазвитию, это Интернет. Таким образом Всемирная паутина, которая даёт возможность каждому развиваться в самых разных направлених, является второй ступенью. Какие средства используют современные пользователи Интернет для самосовершенствования: книги по саморазвитию, видеоролики в YouTube, вебинары от известных предпринимателей, курсы в разных сферах деятельности, аудиокниги и так далее. Таким образом Всеобъемлющая информационная система является второй ступенью.

Третьим этапом, которая является определяющим, дальше мы будем называть «чувством неконтролируемого потребления». Человек который раньше не самосовершенствовался в таких направлениях, падает в ступор от разнобразности материала. От одного курса к другому, от одного видеоролика к другому, жадно потребляя знания, человек входит во вкус. У него возникает ощущения что до этого периода в его жизни не было какого-либо смысла. Это ощущение перерастает в чувство неудовлетворение своей жизнью, и настает период измениния всего и вся в жизни этого человека. С течением времени человек уже не представляет жизнь без этого чудотворного чувства. Как мы видим из вышесказанного изложения, этот процесс очень напоминает нам процесс зависимости от наркотических, алкогольных или, называемым в психологии, «пищевой зависимости». Почему же можно провести некоторые сходство между, на первый взгляд, совсем разными вещами?!

С того что в двух этих случаях, человек попадет в эти паутины не осознанно, и к тому же конечным вознаграждением, если обратить внимание на книгу Лоретты Грацио Бройнинг «Гормоны счастья», является выброс огромного количество «дофаминов». «Дофамин создает чувство радости от того, что человек находит что-то необходимое. Это то чувство, когда люди произносят: «Эврика! Я нашел!»[1]

Как мы можем наблюдать из книги, дофамин – является сильным нейромедиатором, который служит важной частью «системы вознаграждения». И только из этих фактов мы можем сделать вывод что чувство неконтролируемого потребления, так называемого «контента» может стать зависимостью.

Следующим этапом, которую проходит наш «наблюдаемый», это эффект «выгорания». Если обратиться к статье «Эмоциональное выгорание педагога», то: «Эмоциональное выгорание — это состояние физического, эмоционального, умственного истощения, это выработанный личностью механизм психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций в ответ на психотравмирующие воздействия»[2]. Человеку в этом состоянии трудно понять почему у него такое странное для него чувство, мысли у этого человека в этом случае таковы: «Я не занимаюсь вещами противопоказанными для меня, я занимаюсь действительно важными для меня вещами, я полностью посвящаю себя саморазвитию и самосовершенствуюсь». Это состояние и является тем чувством «ложного саморазвития».

И чем же оно отличается от «нормального развития», если смотреть со стороны, человек самозанят, читает книги, изучает новые умения, но это только со стороны. Человек в этом состоянии только точит и точит свой блестящий меч, чтобы выйти и выиграть во всех войнах к которым он так готовился все это время, но мы понимаем, что человек лишь готовиться к сражению, он изучает как правильно держать наш условный меч, как обороняться в случае атаки, как подготовиться к тому если соперник будет слишком сильным, высоким или изворотливым…Эту тенденцию можно проследить по исследованию редакции bbcnews, которая сравнивая разные эпохи: с начала развития эпохи Интернета до сегодняшних годов проследило, что подрастающее поколение больше уделяя время онлайн жизни, уже с ранних лет чувствуют потребность быть в онлайне и во-многом игнорируют события происходящие в их жизни. Это во многом приводит к тому что дети «с пелёнок» готовятся к будущему и застревают только в этом периоде развития. Если говорить об эмпирических наблюдениях, то это можно проследить по самому известному человеку для каждого из нас, по нам самим. Так поступил и автор этой статьи, он аналогично пришёл к саморазвитию чтобы улучшить свою жизнь и по многим другим обстоятельствам которые он описал выше, он также прошёл путь по ложному следу.

Подводя итоги нельзя сказать что ложное чувство саморазвития является неотъемлемой частью самосовершенствования, но и нельзя отрицать что в этот капкан попадают и остаются там надолго. Как заблуждение – этот «ложный путь» сформировался за счёт быстро развивающихся технологий и особенно Всемирной паутины. Но игнорировать это явление в современном обществе, где развитие является ключевой фигурой и где оно процветает в геометрической прогрессии, невозможно. И в конечном счете обнаружение этой навязчивой идеи является первым шагом в правильном направлении.

 

Список литературы:
1. Вся статистика интернета на 2020 год — цифры и тренды в мире и в России [Электронный ресурс], URL: https://www.web-canape.ru/business/internet-2020-globalnaya-statistika-i-trendy/# (дата обращения: 10.02.2021)
2. Лоретта Г. Б. Гормоны счастья. Как приучить мозг вырабатывать серотонин, дофамин, эндорфин и окситоцин – 38-46 с.
3. С. А. Евстафьева, И. В. Попогребская, Е. В. Немахова [и др.] Эмоциональное выгорание педагога  — материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2016 г.)