Статья:

КОРРЕКЦИЯ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ПОМОЩЬЮ ГРУППОВОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №40(219)

Рубрика: Психология

Выходные данные
Миннеханова Е.Ш. КОРРЕКЦИЯ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ПОМОЩЬЮ ГРУППОВОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2022. № 40(219). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/219/120064 (дата обращения: 23.11.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

КОРРЕКЦИЯ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ПОМОЩЬЮ ГРУППОВОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ

Миннеханова Елизавета Шамилевна
студент, Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева, РФ, г. Красноярск
Сафонова Марина Вадимовна
научный руководитель,

 

Проблема агрессивности младших школьников является крайне актуальной для современного общества. Рост агрессивных тенденций, распространение насилия и жестокости, отмечаемые в детской среде, вызывают озабоченность педагогов и родителей. Особое беспокойство вызывает культ насилия на экране, демонстрация моделей агрессивного поведения в средствах массовой информации, а также увлеченность современных детей видео и компьютерными играми агрессивного содержания. В статье рассматриваются причины агрессивного поведения младших школьников, представлены результаты по исследованию уровня агрессивного поведения детей.

Особенности межличностных отношений внутри школы, в частности отношения между учителями и учащимися и между самими учащимися внутри их микросоциума, порождает систему различных деструктивных конфликтов – от прямых или косвенных угроз, до импульсивных агрессивных действий. В последнее время вызывает озабоченность рост числа нарушений поведения у детей: побегов из дома, воровства, намеренной лживости, прогулов школы, актов вандализма, разрушений чужой собственности, нападением на людей.

Повышенная агрессивность детей является одной из наиболее острых проблем для общества. Актуальность данной проблемы заключается в том, что число агрессивных детей в младшем школьном возрасте значительно возрастает с каждым днем, и возникает необходимость более глубокого изучения причин агрессивного поведения детей, а также их профилактика и коррекция.

В отечественной науке проблемы агрессивности рассматриваются в работах известных девиантологов, педагогов и психологов. Биологические аспекты данной проблемы рассматривались в работах Б. С. Братуся, Л. Л. Вдовиченко, В. П. Кащенко, А. Е. Личко, П. И. Сидорова и др.

Психолого-педагогические подходы к проблеме агрессивного поведения разрабатывали И. П. Башкатов, С. А. Беличева, О. Н. Боровикова, Т. Д. Брагинская, В. В. Веселова, В. И. Петрищев, В. Ф. Пирожков и др.

Социальные причины агрессивного и отклоняющегося поведения несовершеннолетних изучали В. С. Афанасьев, В. Г. Бочарова, Я. И. Глинский, И. И. Карпец, Ю. А. Клейберг, И. С. Кон, В. Н. Кудрявцев, Ю. Б. Леонтьев, Н. М. Романова, А. М. Яковлев и др.

Исследователи отмечают, что развитие системы начального образования предполагает использование психологического ресурса в аспекте формирующего воздействия на личность ребенка, поэтому психологическое обоснование проблем агрессивного поведения младших школьников представляется не просто актуальным психологическим вектором воспитательной работы в школе, но и полноценным перспективным вопросом разработки и широкого внедрения различных, практически апробированных программ снижения агрессивности младшего школьника. Психологическое консультирование является действенным средством преодоления агрессивного поведения у младших школьников.

Проблемные вопросы и перспективы предоставления психологического консультирования рассматривались в работах многих исследователей, среди которых стоит выделить наработки: А.А. Гаджиалихановой, А.Б. Чернова, Е.А. Рогожиной, Ю.В. Кобазовой, Т.В. Мальцевой, В.Е. Петрова. Вопросы психологического консультирования младших школьников подробно освящены в работах Т.Д. Боязитовой, О.С. Зембатовой, С.А. Игнатовой, Т.И. Олешко, Т.Ю. Солодухиной и др.

Анализ научной литературы позволил сделать вывод, что на сегодняшний день существует противоречие между востребованностью в практике и реализации конкретных форм психологического консультирования агрессивного поведения младших школьников и недостаточной разработанностью данного направления в практической психологии. Обозначенное противоречие позволило сформулировать проблему, которая состоит в необходимости изучения возможностей консультирования как средства преодоления агрессивного поведения у младших школьников.

Современное развитие системы образования предполагает использование психологического ресурса в аспекте формирующего воздействия на личность ребенка. Поэтому психологическое обоснование проблем здоровья дошкольников представляется не просто актуальным психологическим вектором воспитательной работы в дошкольном образовательном учреждении, но и полноценным перспективным вопросом разработки и широкого внедрения различных, практически апробированных программ формирования психологического здоровья личности дошкольника.

По критерию количества присутствующих клиентов выделяется индивидуальное и групповое виды психологического консультирования. Существуют также и дистанционные типы консультирования: телефонное консультирование и переписка. Однако редко психологические консультации бывают чистого вида, равно как и редко встречают «чистые» психологические проблемы.

М.М. Кашапов выделяет такие типы психологического консультирования:

- проблемно-ориентированное консультирование, направленное на анализ сущности и внешних причин проблемы;

- личностно-ориентированное консультирование, центрированное на анализе индивидуально-личностных причин возникшей проблемы;

- ориентированное на решение консультирование, направленное на выявление психологических ресурсов для решения проблемы .

Р. Кочунас приводит следующее определение: «психологическое консультирование обучающихся – важный вид практической работы психологов с обучающимися, который также применяется в работе с младшими школьниками и их родителями».

Т.Ю. Солодухина, исследуя актуальные подходы формирования эмоционального состояния младших школьников в процессе психологического консультирования, предлагает следующую классификацию работ, используемых во время консультации:

1. Интеллектуальные задания. Данные задания необходимо давать в начале занятий в качестве разогревающих и настраивающих на работу, организующих ее.

2. Ролевые методы. Для обеспечения психологического здоровья необходимо адекватное ролевое развитие. Ролевые методы предполагают принятие ребенком ролей, различных по содержанию и статусу; проигрывание необычных ролей; проигрывание своей роли в усиленном варианте.

3. Коммуникативные игры. Данного типа игры делятся на три группы:

  • игры, которые направлены на формирование у обучающихся умения видеть в других людях их достоинства и давать им вербальное или невербальное поглаживание;
  • игры и задания, способствующие осознанию сферы общения и межличностных отношений;
  • игры, обучающие сотрудничать и налаживать социальные связи.

4. Игры, направленные на развитие воображения, внимания, мышления. Их можно разделить на две группы: вербальные и невербальные игры.

К методам группового консультирования по вопросам агрессивного поведения школьников относятся: игровая деятельность, включение материала детской художественной литературы, психогимнастика, релаксация, музыкотерапия, танцевальная терапия, проективное рисование. Психотерапевтические приемы группового консультирования направлены на преодоление агрессивного поведения младших школьников с нарушениями поведения (агрессивности, тревожности, конфликтности, чувства неполноценности, неадекватной самооценки), на обучение детей социально адаптивным (конструктивным) формам поведения и адекватным способам эмоционального отреагирования отрицательных переживаний, уменьшение социальных страхов, поиск и обыгрывание выхода их фрустрирующих ситуаций.

Базой исследования явилось Муниципальное образовательное учреждение «Средняя образовательная школа № 154» города Красноярска.

В исследовании приняли участие два третьих класса данной школы:

· учащиеся 3 «З» 29 учеников и  3 «Ж» 22 ученика

Целью опытно-экспериментального исследования являлось определение уровня агрессивности у младших школьников.

Опытно-экспериментальная работа включает в себя основные принципы: принцип научности, индивидуализации и активности личности, целенаправленности, последовательности и системности, организации благоприятной атмосферы при проведении исследования.

Нами были выделены три компонента для диагностики агрессивности: когнитивный, эмоциональный и деятельностный компоненты, а также показатели выраженности каждого из выделенных критериев. Основные критерии и их компоненты в комплексе должны выражать уровень агрессивности у младших школьников.

Когнитивный компонент содержит в себе понимание агрессивности. Эмоциональный компонент предусматривал отношение школьника к фактам агрессивного поведения. Деятельностный компонент предусматривал выраженность агрессии

Для диагностики агрессивного поведения, нами были взяты следующие методики:

  1. Проективная методика «Несуществующее животное» (М.З. Дукаревич)
  2. Опросник «Ребенок глазами взрослого» (А. А. Романов)
  3. Методика «Кактус» (автор – М.А.Панфилова)
  4. Опросник агрессивности Басса-Дарки.

По показателям диагностики по методике  «Несуществующее животное» М.З. Дукаревич, в группе контрольной получены следующие показатели: выявлено 4 ребенка с позитивным отношением к агрессии, что составляет 18% от общего числа наблюдаемых в данной группе, непостоянный показатель отношения к агрессии был присущ у 5 ученикам, что составляет 23% от общего числа исследуемых в этой группе, негативное отношение к агрессии показывало 13 респондентов, что составляет 59% от общего числа проверяемых в группе.

В экспериментальной группе по данной используемой методике отмечаются следующие результаты: было выявлено 8 участников с позитивным отношением к агрессии, что составляет 28% от общего числа тестируемых в группе, непостоянный показатель отношения к агрессии имеется у 10 детей, что составляет 34% от общего числа наблюдаемых в группе, негативное отношение к агрессии демонстрируют 11 индивидов, что составляет 38% от общего числа испытуемых в группе.

По результатам диагностики уровня агрессии по методике  «Ребенок глазами взрослого» А.А. Романова (родители), в контрольной группе отмечаются следующие результаты: отслеживается 3 респондента с высоким уровнем агрессивности, что составляет 14% от общего числа испытуемых в данной группе, средний уровень агрессивности выявлен у 5 учеников, что составляет 23% от общего числа испытуемых в рабочей группе, низкий уровень показывают 14 детей, что составляет 64% от общего числа респондентов.

В экспериментальной группе по данной диагностике наблюдаются следующие результаты: 7 учеников с высоким уровнем агрессивности, что составляет 24% от общего числа испытуемых, средний уровень агрессивности демонстрирует 8 учеников, что составляет 28% от общего числа испытуемых в этой группе, низкий уровень соответствует 14 ученикам, что составляет 48% от общего числа детей.

По данным, полученным в ходе проведения диагностики по методике «Кактус» М.А. Панфиловой, в контрольной группе выявлены следующие итоги: 12 детей с высоким пониманием ребенком агрессии, что составляет 54% от общего числа наблюдаемых в группе, средний показатель знаний имеет 5 учеников, что составляет 23% от общего числа исследуемых в первой группе, низкую степень агрессии проявляют 5 респондентов, что составляет 23% от общего числа тестируемых в группе.

В экспериментальной группе по используемой методике отмечаются следующие итоги: 12 учеников с высоким параметром понимания агрессии, что составляет 41% от общего числа диагностируемых в группе, средний параметр знаний был выявлен у 10 участников исследования, что составляет 34% от общего числа исследуемых учеников, низкий показатель оказался у 7 детей, что составляет 25% от общего числа испытуемых в группе. Высокий уровень – 7,7% (4 чел.).

Анализируя полученные результаты, мы обнаружили, что после реализации программы психокоррекции агрессивного поведения у младших школьников существует заметная разница показателей агрессивности. Результаты контрольного эксперимента показали изменения по всем показателям диагностики. Значительно снизились показатели по шкалам физическая агрессия, косвенная агрессия, вербальная агрессия.

После получения данных психодиагностических методик, мы составили процентное соотношение обучающихся младшего школьного возраста по уровню проявления агрессии.

На основании результатов диагностики агрессивного поведения детей младшего школьного возраста можно сделать вывод, что у обучающихся преобладает средний уровень агрессии. Были выявлены 11 обучающихся  с выше среднего и высоким уровнем агрессивности. На данной группе реализовывалась программа психокоррекции агрессивного поведения у младших школьников.

На основании проведенного исследованиябыла разработана и апробирована программа психокоррекции агрессивного поведения у младших школьников через групповое психологическое консультирование.

Актуальность программы заключается в своевременной коррекции агрессивного поведения детей младшего школьного возраста.

Целью программы является коррекция агрессивного поведения у детей 6-10 лет. Для реализации цели определены следующие задачи:

  1. Обучение агрессивных детей способам выражения гнева в приемлемой форме.
  2. Обучение детей способам саморегуляции, умению владеть собой в различных ситуациях.
  3. Отработка навыков общения в возможных       конфликтных ситуациях у агрессивных детей.
  4. Формирование позитивных качеств личности детей. Встречи проводятся в группах от 8 до 15 человек.

Данная программа состоит из 8 встреч, рассчитанных на 45 минут.

После реализации коррекционной программы нами был проведен контрольный эксперимент, используя тот же диагностический инструментарий, что и на констатирующем этапе.

Анализ результатов показал, что после проведения программы психокоррекции агрессивного поведения у младших школьников отсутствует высокий уровень агрессии, снизился уровень «выше среднего» - до коррекции был 72,7% (8 чел.), после – 27,3% (3 чел.). Также в нашей выборке появился средний уровень агрессии – 72,7% (8 чел.), тогда как до коррекционной работы он отсутствовал.

 

Список литературы:
1. Голубченко А.И., Сухоруков И.С. Коррекция агрессии младших школьников в условиях современной школы // Дошкольное и начальное образование: традиции и инновации. – Курск: Курский государственный университете, 2020. – С. 236-239.
2. Евдокименко Н.А. Групповое консультирование как средство психологической помощи младшим школьникам, испытывающим одиночество // Студенческий вестник. – 2021. - №16-1 (161). – С. 82-84.
3. Кашаева Л. Ф. Психолого-педагогическая коррекция агрессивного поведения младших школьников // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2015. - Т. 10. - С. 186-190.
4. Бреслав Г.Э. Психологическая коррекция детской и подростковой агрессивности. – СПб.: Речь, 2012.
5. Лабунская В.А. Психология затруднѐнного общения: Теория. Методы. Диагностика. Коррекция. – М., 2011.
6. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога. – М., 2011.
7. Смирнова Т.П. Психологическая коррекция агрессивного поведения детей. – Ростов н/Д, 2010.