Статья:

Эффективная методология разработки мобильной CRM-системы для малого бизнеса

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №19(40)

Рубрика: Технические науки

Выходные данные
Адушкина А.С., Гущина О.М. Эффективная методология разработки мобильной CRM-системы для малого бизнеса // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2018. № 19(40). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/40/40880 (дата обращения: 26.04.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Эффективная методология разработки мобильной CRM-системы для малого бизнеса

Адушкина Алена Сергеевна
студент Тольяттинского государственного университета РФ, г. Тольятти
Гущина Оксана Михайловна
канд. пед. наук, доцент кафедры «Информатика и вычислительная техника» Тольяттинского государственного университета, РФ, г. Тольятти

 

Аннотация. В статье обоснована эффективность методологии RUP для разработки мобильной CRM-системы для малого бизнеса с целью повышения качества предоставляемых услуг и конкурентоспособности предприятия.

Ключевые слова: Методология разработки, RUP, CRM, мобильная система.

 

Системы управления взаимоотношениями с клиентами (CRM – системы) предназначены для автоматизации сбора и анализа данных по субъектам рынка (клиентам, партнерам, конкурентам, контактным лицам) и их взаимоотношениям с предприятием, интерактивного взаимодействия с ними, поддержки принятия решений по привлечению и удержанию наиболее прибыльных клиентов для получения устойчивого роста доходов предприятия [2].

В основе таких систем лежит соответствующая стратегия управления взаимоотно­шениями с клиентами CRM (Customers Relationship Management – управление взаимоотношениями с клиентами) – это стратегия, основанная на использовании управленческих и информационных технологий, с помощью которых компания выстраивает взаимовыгодные отношения со своими клиентами [2].

Мобильная CRM система – это специально разработанная программа под конкретную мобильную платформу (iOS, Android и т.д.), которая устанавливается на мобильные устройства и позволяет через них управлять взаимоотношениями с клиентами, предоставляя менеджерам своевременную и актуальную информацию в любое время.

Проектирование информационных систем (проектирование ИС) - это процесс преобразования входной информации (информация об объекте проектирования, методы проектирования, анализ систем аналогичного назначения) в соответствии с ГОСТом в проект ИС [2].

Методология проектирования - это совокупность принципов проектирования, реализуемых набором методов проектирования. Методология проектирования определяет основные отличительные технологические особенности [2].

В настоящее время большинство ведущих компаний, занимающихся разработкой технологий, программного обеспечения и/или корпоративных информационных систем, обладают собственными технологиями создания ПО. Выбор описанных ниже технологий объясняется их ведущими позициями на мировом и российском рынке.

Методология RUP

Rational Unified Process (RUP) – методология разработки программного обеспечения, в основе которой лежит спиральная модель жизненного цикла, а в качестве языка моделирования используется язык UML (Unified Modelling Language). Методологию RUP разработала компания Rational Software, которая до 2003 года была независимой, а в настоящее время поглощена корпорацией IBM [4].

По методологии RUP жизненный цикл системы разбивается на четыре стадии: Начальная стадия (Inception), Проектирование (Elaboration), Построение или Конструирование (Construction) и Внедрение.

Методология RUP уделяет большое внимание начальным стадиям разработки проекта – анализу и моделированию. Это призвано снизить риски проекта за счет идентификации и устранения возможных ошибок. Методология RUP использует прецеденты (варианты использования) – описание последовательностей действий, которые может осуществлять система, взаимодействуя с внешними действующими факторами. Прецеденты описываются при помощи UML, включают варианты правильного функционирования системы и ошибки (исключения). В процессе разработки возможно изменение проектных решений и требований.

Методологию RUP можно использовать в небольших проектах, где за счет отсутствия формализации требуется сократить время выполнения проекта и расходы.

Методология OUM (Oracle unified method)

Методология OUM – комплекс методов разработки программного обеспечения, в основе которой лежит итеративная модель жизненного цикла.

По методологии CDM жизненный цикл системы разбивается на шесть стадий: Стратегия, Анализ, Проектирование, Реализация, Внедрение, Эксплуатация.

Методология CDM представляет собой методическое руководство по разработке прикладного ПО с использованием инструментального комплекса Oracle Developer Suite, а сам процесс проектирования и разработки тесно связан с Oracle Designer и Oracle Forms [4].

Методология RAD

Rapid Application Development (RAD) – методология быстрой разработки программного обеспечения, в основе которой лежит спиральная модель жизненного цикла, является методологией прототипного проектирования [3].

По методологии RAD жизненный цикл системы разбивается на четыре стадии: Стадия анализа и планирования требований, Стадия проектирования, Стадия построения, Стадия внедрения.

Методологию RAD целесообразно использовать в случаях, когда конечному пользователю особенно важен интерфейс ИС – прототипы позволяют продемонстрировать интерфейс на ранних стадиях разработки. Методология RAD неприменима для разработки сложных расчетных программ и программ, от которых зависит жизнь и здоровье людей, так как прототипный подход предполагает, что первые прототипы не будут полностью работоспособны, что в данном случае исключается.

Методология MSF

Microsoft Solutions Framework (MSF) – методология разработки программного обеспечения, разработанная компанией Microsoft, в основе методологии лежит сочетание каскадной и спиральной моделей жизненного цикла. Благодаря своей гибкости может быть применена при разработке широкого круга проектов [6]

По методологии MSF жизненный цикл системы разбивается на пять стадий [7]: Идея, Планирование, Разработка, Стабилизация, Внедрение.

Процесс MSF ориентирован на «вехи» (milestones) – ключевые точки проекта, характеризующие достижение в его рамках какого-либо результата, причем этот результат может быть оценен и проанализирован. Модель процессов MSF учитывает постоянные изменения проектных требований. Разработка решения должна состоять из коротких циклов, реализующих поступательное движение от начальных версий системы к ее окончательному виду.

Гибкие методологии разработки информационных систем

Гибкие методологии разработки информационных систем – группа методологий, ориентированных на использование итеративной разработки, динамическое формирование требований и постоянно взаимодействие внутри рабочих групп, состоящих из специалистов различного профиля [5].

Agile-методы делают упор на непосредственное взаимодействие внутри команды-разработчика. Отдавая предпочтение непосредственному общению, agile-методы уменьшают объем письменной документации по сравнению с другими методами.

Каждая из рассмотренных выше методологий обладает своими достоинствами и недостатками, не существует одной идеальной и универсальной методологии.

Большое количество методологий разработки ИС позволяет разработчику выбрать наиболее подходящую, основываясь на размере и сложности проекта, численности и квалификации разработчиков, требованиях заказчика системы. Выбор методологии разработки ИС – один из важнейших этапов в разработке информационной системы, т.к. правильно выбранная методология позволит участникам проекта четко понимать свои роли, цели разработки и задачи, которые необходимо выполнить для успешного завершения проекта, а также временные и финансовые ограничения.

Выбор методологии разработки ИС должен основываться на характеристиках конкретного проекта. Основными критериями, влияющими на выбор методологии разработки ИС, являются [1]:

· масштаб проекта – чем больше человек в команде проекта, тем более формализованным он должен быть;

· распределение участников - чем легче общаться членам команды проекта, тем менее формализованным он может быть;

· критичность проекта – если от проекта зависят здоровье и жизнь людей, то он должен разрабатывать максимально формально;

· новизна проекта – если разработчики мало знакомы с предметной областью, то следует более тщательно прорабатывать проектные решения;

· требования заказчика и взаимодействие с ним, в зависимости от того возможности изменений требований в ходе разработки и необходимо ли тесное взаимодействие с заказчиком, необходимо выбрать ту или иную методологию;

· скорость разработки.

Для выбора методологии разработки мобильной CRM-системы для малого бизнеса используется метод вариантных обоснований. Этот метод предполагает проставление значения каждому критерию из предложенных, а затем проставление баллов каждому из значений, исходя из значений сравниваемых объектов. Он состоит из следующих этапов:

1) определение критериев, по которым производится сравнение степени их важности;

2) каждый вариант оценивается по уровню наличия критерия;

3) проставление баллов каждому из критериев;

4) нахождение суммы баллов.

Для решения поставленной задачи использовался перечень характеристик, приведенный выше. Результаты приведены в таблице 1.1.

Таблица 1.1.

Сравнительный анализ методологий

 

Waterfall

RUP

RAD

OUM

MSF

Agile

Команда

Универ­сален

Универсален

Требует наличия специ­алистов

Ориентирован на работу в большой команде

Ориентирован на работу в большой команде

Ориентирован на тесную работу в команде

Распределение участников

Универ­сален

Универсален

Универ­сален

Необходимо тесное взаимо­действие в команде

Необходимо тесное взаимо­действие в команде

Необходимо тесное взаимо­действие в команде

Критичность проекта

Подходит для критичных проектов

Подходит для критичных проектов

Не подходит для критичных проектов

Подходит для критичных проектов

Подходит для критичных проектов

Не подходит для критичных проектов

Изменение требований

Необходимо долгое согласо­вание изменений

Ориентирован на изме­няющиеся требования

Ориентиро­ван на изме­няющиеся требования

Приемлет изме­няющиеся требования

Ориенти­рован на изменяющиеся требования

Ориенти­рован на изме­няющиеся требования

Взаимо­действие с заказчиком

Слабое

Сильное

Сильное

Сильное

Сильное

Сильное

Скорость работы

Медленная

Быстрая

Быстрая

В зависимости от подхода может быть быстрой и медленной

Быстрая

Быстрая

Бюджет

Большой

Универсален

Большой

Большой

Большой

Универсален

 

В таблице 1.2 расставим баллы по каждому из критериев. Для определения балла учитываем специфику разработки мобильной CRM-системы для малого бизнеса: небольшая команда (1-3 человека), тесное взаимодействие с заказчиком, некритичный проект (от ошибок не зависит жизнь и здоровье людей), небольшой бюджет. Далее определяем сумму критериев. В таблице баллов по критериям «0» балл определяется как наименьший показатель по выбранной характеристике, то есть это либо отсутствие критерия, либо наименьший показатель по выбранной характеристике. «4» балла – это наивысшая оценка по выбранной характеристике. Если характеристика имеет одинаковые показатели, либо не имеет степени сравнения, то ей проставляется балл «1».

Таблица 1.2.

Сравнительный анализ методологий

 

«Waterfall»

RUP

RAD

OUM

MSF

Agile

Команда

5

5

2

2

2

4

Распределение участников

1

1

1

1

1

1

Критичность проекта

1

1

1

1

1

1

Изменение требований

2

5

5

5

5

5

Взаимодействие с заказчиком

1

5

5

5

5

5

Скорость работы

2

5

5

3

5

5

Бюджет

2

5

2

2

2

5

Итого

14

27

21

19

21

26

 

Таким образом, в результате проведенного анализа определилось, что методология RUP – оптимальное средство реализации поставленной задачи с точки зрения разработчика.

Процедура разработки по RUP предполагает выпуск на первом большом этапе продукта в базовой функциональности, а затем уже последовательное добавление новых функций. Процесс продолжается до тех пор, пока не будет создана полная система.

Преимущества RUP [8]:

· Учитывает изменяющиеся требования. Как бы ни был хорош руководитель проекта, учесть всё в начале невозможно.

· Интеграция функций происходит постепенно, то есть каждая «деталь» проходит цикл разработки, проверки и внедрения в проект. Как следствие, снижаются риски и стоимость производства.

· Ранний выпуск продукта. ПО выходит с уменьшенной функциональностью, чтобы занять нишу на рынке и противостоять конкурентам, после чего обрастает «мясом».

· Повторное использование. При наращивании функциональности проще выделить типовые решения, которые сократят разработку.

· Постоянное обучение. Из-за частых итераций разработчики не имеют больших пауз между доработкой кода, поэтому профессиональный рост происходит плавно и безболезненно.

· Постоянное улучшение продукта. Итерации позволяют оценить проект не только с точки зрения соответствия плану и ТЗ, но и найти пути увеличения эффективности и качества продукта.

 

Список литературы:
1. Архипенков С. Руководство командой разработчиков программного обеспечения. Прикладные мысли / М.: Самиздат – 2009. 79 с.
2. Баронов Г. Н. Калянов, Ю. Н. Информационные технологии и управление предприятием / Компания АйТи – 2004. 328 c.
3. Вендров А.М. CASE-технологии. Современные методы и средства проектирования информационных систем / М.: Финансы и статистика – 1998. 98 стр.
4. Вендров А.М. Проектирование программного обеспечения экономических информационных систем / М.: Финансы и статистика - 2006. 544 с.
5. Кон М. Scrum: гибкая разработка ПО / М.: Вильямс - 2011. 576c.
6. Солонин Е.Б. Современные методики разработки информационных систем / Екатеринбург – 2015. 44с
7. Обзор Microsoft Solutions Framework (MSF) [электронный ресурс] – https://msdn.microsoft.com/ru-ru/library/jj161047(v=vs.120).aspx
8. Методологии разработки ПО [электронный ресурс] – https://geekbrains.ru/posts/methodologies