Статья:

Конституционная обязанность прохождения военной службы по призыву

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №21(42)

Рубрика: Юриспруденция

Выходные данные
Максименкова Н.Н. Конституционная обязанность прохождения военной службы по призыву // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2018. № 21(42). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/42/41567 (дата обращения: 27.12.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Конституционная обязанность прохождения военной службы по призыву

Максименкова Наталья Николаевна
магистрант Брянского филиала РАНХиГС, РФ, г. Брянск

 

Аннотация. В представленной статье рассматривается правовая основа обязанности прохождения военной службы по призыву, порядок призыва на военную службу и освобождения от неё, а также последствия уклонения от прохождения военной службы по призыву.

Ключевые слова: военная служба, призывная комиссия, решение (заключение) призывной комиссии, призывник, гражданин, пребывающий в запасе, освобождение от призыва на военную службу, от исполнения воинской обязанности, военный билет, справка взамен военного билета.

 

Цель исследования заключается в предостережении граждан от риска получить справку взамен военного билета как следствие уклонения от прохождения военной службы по призыву.

Для достижения указанной цели поставлены следующие задачи:

1. проанализировать порядок призыва на военную службу и освобождения от неё, компетенцию призывной комиссии в отношении граждан, подлежащих призыву;

2. рассмотреть последствия уклонения от прохождения военной службы по призыву.

Согласно Конституции Российской Федерации защита Отечества является не только долгом, но и обязанностью гражданина Российской Федерации, которые реализуются им посредством несения военной службы в строгом соответствии с федеральным законом от 28.03.1998 года № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» (далее Федеральный закон № 53-ФЗ).

Воинская обязанность включает в себя: воинский учёт, обязательную подготовку к военной службе, призыв на военную службу, прохождение военной службы по призыву, пребывание в запасе, призыв на военные сборы и прохождение военных сборов в период пребывания в запасе.

Основной формой реализации данной конституционной обязанности является прохождение военной службы по призыву, которому согласно названному Федеральному закону № 53-ФЗ подлежат граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, состоящие или обязанные состоять на воинском учете и не пребывающие в запасе, за исключением граждан, освобожденных от исполнения воинской обязанности, призыва на военную службу, граждан, которым предоставлена отсрочка от призыва на военную службу, а также граждан, не подлежащих призыву на военную службу.

Названный Федеральный закон № 53-ФЗ, конкретизируя положения пункта 2 его статьи 22, определяет, что призыв на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, включает следующие элементы: явку на медицинское освидетельствование и заседание призывной комиссии; явку в указанные в повестке военного комиссариата время и место для отправки к месту прохождения военной службы и нахождение в военном комиссариате до начала военной службы.

Призыв на военную службу указанных граждан организуют военные комиссариаты через свои структурные подразделения и осуществляют призывные комиссии, создаваемые в муниципальных районах, городских округах и на внутригородских территориях городов федерального значения решением высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) по представлению военного комиссара (пункт 1 статьи 26).

Федеральным законом N 53-ФЗ так же определены категории граждан Российской Федерации, которые освобождаются - на определенный срок или без указания срока - от исполнения своей конституционной обязанности по защите Отечества путем прохождения военной службы по призыву.

Частью 1.1 статьи 28 Федерального закона N 53-ФЗ предусмотрено, что при зачислении в запас граждан, подлежавших призыву на военную службу и не прошедших ее до достижения ими возраста 27 лет с учётом исключений предусмотренных данным Федеральным законом, призывная комиссия выносит заключение о том, что гражданин не прошел военную службу по призыву, не имея на то законных оснований.

В соответствии с решением призывной комиссии о зачислении гражданина, достигшего возраста 27 лет, в запас и вынесенным в отношении его заключением военный комиссар муниципального образования (муниципальных образований) обязан оформить соответствующие документы воинского учета (военный билет или справу взамен военного билета).

Военный билет солдата, матроса, сержанта, старшины, прапорщика и мичмана является основным документом персонального воинского учета, удостоверяющим личность и правовое положение военнослужащего, а для граждан, пребывающих в запасе, - их отношение к исполнению воинской обязанности.

Справка взамен военного билета оформляется и выдается гражданам Российской Федерации, не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, в соответствии с заключением призывной комиссии.

Призывная комиссия является органом, наделенным отдельными государственными и иными полномочиями, предусмотренными Федеральным законом N 53-ФЗ.

В силу части 1 статьи 28 Федерального закона N 53-ФЗ при призыве на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, на призывную комиссию возлагаются обязанности принятию в отношении их одного из следующих решений: о призыве на военную службу; о направлении на альтернативную гражданскую службу; о предоставлении отсрочки от призыва на военную службу; об освобождении от призыва на военную службу; о зачислении в запас; об освобождении от исполнения воинской обязанности.

Решение призывной комиссии принимается большинством голосов присутствующих членов призывной комиссии, что заносится в протокол заседаний призывной комиссии, на основании которой делается запись в документы воинского учета и личное дело призывника.

Решение (заключение) призывной комиссии может быть обжаловано гражданином в призывную комиссию соответствующего субъекта Российской Федерации в течение трех месяцев со дня принятия обжалуемого решения (вынесения обжалуемого заключения) или в суд (часть 7 ст. 28 ФЗ N 53-ФЗ).

Учитывая положения Федерального закона N 53-ФЗ следует, что гражданин, достигший 27 лет будет считаться не прошедший военную службу по призыву имея на то законные основания, если в отношении него призывной комиссией, в виде протокола заседания призывной комиссии, было принято решение о предоставлении отсрочки от призыва на военную службу; об освобождении от призыва на военную службу; об освобождении от исполнения воинской обязанности.

При этом как отметил Конституционный суд РФ в своем Постановлении от 30.10.2014 года N 26-П «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части реализации мер по повышению престижа и привлекательности военной службы по призыву» вынося заключение о признании гражданина не прошедшим без законных на то оснований военную службу по призыву, призывная комиссия не связана необходимостью оценки фактических обстоятельств, вследствие которых данный гражданин не прошел военную службу, установления фактов наличия или отсутствия объективных условий или уважительных причин для неисполнения им своей конституционной обязанности по защите Отечества, а также фактов привлечения его к административной или уголовной ответственности за совершение действий (бездействие), связанных с виновным неисполнением обязанностей по воинскому учету или уклонением от призыва на военную службу.

Граждане по своему усмотрению реализуют принадлежащие им права, учитывая вышесказанное следует, что граждане РФ, подлежавшие призыву на военную службу, несут риск признания их не прошедшими военную службу по призыву не имея на то законных оснований, в связи с их несвоевременными, недобросовестными как действиями так и бездействиями, в результате которых призывной комиссией до достижениями ими 27 лет, не было принято решение о предоставлении отсрочки, об освобождении от призыва на военную службу или об освобождении от исполнения воинской обязанности.

При этом следует понимать, что призывная комиссия имеет полномочия о принятии решений в отношении граждан подлежавших призыву на военную службу до достижения ими 27 лет, после достижения гражданами 27 лет, они утрачивают статус призывника и являются гражданами, пребывающими в запасе, на которых не распространяется законодательство, регламентирующее призыв граждан на военную службу с вытекающими из этого последствиями.

Согласно статье 15 (часть 2) Конституции Российской Федерации органы публичной власти, должностные лица и граждане обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.

Как указал Конституционный суд РФ несоблюдение данного общеправового требования гражданином, желающим реализовать свое право на выбор рода деятельности и профессии путем поступления на государственную службу и прохождения такой службы, и тем самым проявление неуважительного отношения к основанному на этом требовании правопорядку могут поставить под сомнение способность такого гражданина к ответственному и добросовестному исполнению обязанностей государственной службы, которые так или иначе связаны с реализацией публичных функций и обусловлены особым правовым статусом государственного служащего, что и послужило причиной для введения положения ч.1.1 ст. 28 Закона N 53-ФЗ и связанной с ней негативных последствий для граждан, не прошедших военную службу не имея на то законных оснований.

 

Список литературы:
1. Конституция Российской Федерации: Принята Всенародным голосованием 12.12.1993г. // Собрание законодательства РФ 04.08.2014. №31. Ст. 4398
2. Федеральный закон от 29.03.1998г. N 53-ФЗ (ред. от 22.02.2017) «О воинской обязанно-сти и военной службе» // Собрание законодательства РФ, 30.03.1998, N 13, ст. 1475.
3. Постановление Правительства РФ от 04.07.2013 № 565 «Об утверждении Положения о военно-врачебной экспертизе» (ред. от 21.04.2018) // «Консультант Плюс»: справочно-правовая система ( Версия от 18.05. 2018 ).- [ Первонач. текст см. : Собрание законода-тельства Российской Федерации. - 2013. - № 28. - Ст. 3831 ].
4. Приказ Министра обороны РФ от 18.07.2014 N 495 (ред. от 24.11.2016) «Об утверждении Инструкции по обеспечению функционирования системы воинского учета граждан Рос-сийской Федерации и порядка проведения смотров-конкурсов на лучшую организацию осуществления воинского учета» // «Консультант Плюс»: справочно-правовая система (Версия от 18.05. 2018 ).