Совершенствование системы управления охраной труда
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №22(43)
Рубрика: Технические науки
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №22(43)
Совершенствование системы управления охраной труда
Nonneta Lepaeva
student of the Russian university of transport (MIIT), Russia, Moscow
Valentin Ponomarev
doctor of Technical Sciences, professor, head of the Department "Safety Management in the Technosphere" of the Russian university of transport (MIIT), Russia, Moscow
Аннотация. Выполнен анализ системы управления охраной труда, рассмотрена её структура и функционирование. Приведены рекомендации по совершенствованию системы управления охраной труда с целью улучшения условий труда на предприятиях.
Abstract. The analysis of the system of labor protection management has been carried out, its structure and functioning. Recommendations are given on improving the OSH management system in order to improve working conditions at enterprises.
Ключевые слова: система управления охраной труда; охрана труда; политика; цель; совершенствование.
Keywords: system of labor protection management; labor protection; policy; goal; improvement.
Система управления охраной труда является не только частью общей системы менеджмента, но и одним из главных элементов, создающих безопасность трудовой деятельности сотрудников производства.
Система управления охраной труда (СУОТ) - набор взаимосвязанных или взаимодействующих между собой элементов, устанавливающих политику и цели по охране труда и процедуры по достижению этих целей [4].
28.10.2016 г. вступил в силу Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 19.08.2016 г. № 438Н «Об утверждении Типового положения о системе управления охраной труда», который представляет собой коренной документ в устройстве и функционировании СУОТ. Приказ № 438 принуждает каждого работодателя подготовить у себя в организации «Положение о системе управления охраной труда». И если ранее это Положение носило рекомендательный характер, то теперь за это будут штрафовать согласно ст. 5.27.1 КоАП РФ.
В настоящее время действуют [8]:
а) национальный стандарт РФ ГОСТ Р 12.0.007-2009 «Система стандартов безопасности труда. Система управления охраной труда в организации. Общие требования по разработке, применению, оценке и совершенствованию»;
б) ГОСТ 12.0.230-2007 «Система стандартов безопасности труда. Системы управления охраной труда. Общие требования»;
в) ГОСТ 12.0.230.1-2015 «ССБТ. Системы управления охраной труда. Руководство по применению ГОСТ 12.0.230-2007»;
г) ГОСТ 12.0.230.2-2015 «ССБТ. Системы управления охраной труда в организациях. Оценка соответствия. Требования».
Составляющим элементом при вводе и действии системы управления охраной труда (СУОТ) представляет служба охраны труда или специалист по охране труда.
Важное назначение системы, кроющееся в выполнении безопасных условий труда и минимизации несчастных случаев на производстве, устремлено на урегулирование дилемм, отображенных на рис. 1.
Организация и выполнение деятельности СУОТ материализуется работодателем путем следования государственных нормативных требований охраны труда, принимающих во внимание особенности своей деятельности, успехи ультрасовременной науки и превосходнейшей практики, общеустановленных посулов на базе международных, межгосударственных и национальных стандартов, руководств, а также рекомендаций Международной организации труда по СУОТ и безопасности производства (согласно ст. 209 и 211 ТК РФ).
Рисунок 1. Основные задачи системы управления охраной труда
Система управления охраной труда обладает своими функциями (см. рис 2), которые для охраны труда представляют значимое место, и должна быть сочетаема с иными системами управления, функционирующими у работодателя.
Система управления охраной труда подготавливается не за день до проверок инспекционными органами, а для поддержки безопасных условий труда на рабочих местах, снижения уровня травматических повреждений работников и сохранения здоровья работников.
Рисунок 2. Основные функции системы управления охраной труда
Как раздел в системе неизбежно отображается политика работодателя в области охраны труда, которая является публичной документированной декларацией работодателя о решении и поручившейся реализации им обязательств по следованию государственных нормативных требований охраны труда и по доброй воле взятых на себя обязанностей, которая также содействует беспрестанному прогрессу и увеличению результативности представляемой системы (см. рис.3).
Политика по охране труда гарантирует преимущество сбережения жизни и здоровья работников в ходе их трудовой функции, аналогия условий труда на рабочих местах требованиям охраны труда, проведение процедур по предотвращению происшествий, производственного травматизма и профессиональных заболеваний, таксацию личных качеств работников (выбора оборудования, инструментов, сырья и материалов, СИЗ И СКЗ).
Политика по охране труда должна быть открыта каждому работнику, трудящемуся у работодателя ровно как и другим субъектам, присутствующим в зоне собственности работодателя.
Рисунок 3. Структура политики по охране труда
В итоге в положение о СУОТ с учетом специфики деятельности работодателя привносятся ниженазванные разделы:
а) политика работодателя в сфере охраны труда;
б) цели работодателя в сфере охраны труда;
в) обеспечение работы системы управления охраной труда (разделение функций в области охраны труда в среде должностных лиц работодателя);
г) операции, нацеленные на свершение замыслов работодателя в сфере охраны труда.
Оценка обстановки дел по охране труда обуславливается соединенными усилиями всех работников предприятия[8].
Разделение функций в отрасли охраны труда в кругу служебных лиц происходит работодателем с применением уровней управления. В Типовом положении №438 на основании требований статей 15, 76, 212, 213, 217, 218, 221-223, 225-229.2, 370 Трудового кодекса Российской Федерации сформулированы обязанности работодателя и его должностных лиц, а работника - в соответствии с требованиями статей 21 и 214 Трудового кодекса Российской Федерации [7].
Образование занятий по охране труда у нанимателя, осуществление его трудовых функций поручается прямо на самого работодателя [1].
Обязательства в области охраны труда служебных лиц нанимателя определяются в зависимости от уровня управления. При этом на всяком уровне управления очерчиваются обязательства в области охраны труда индивидуально для любого руководителя или причастного в управлении работника.
Для успеха в виде предельно сбыточной результативности охраны труда, наведенной на устранение травм, смертельных исходов, неоднократных заболеваний трудящихся и формирование среды, отвечающей требованиям охраны труда посредством усовершенствования мероприятий, уменьшающих опасности трудового деятельности и сопровождающих ему рисков берется во внимание принцип непрерывного совершенствования. Постоянное непрерывное совершенствование деятельности организации является естественной ее целью (см. рис. 4).
Рисунок 4. Главные компоненты совершенствования системы управления охраной труда
Постоянное улучшение системы управления охраной труда благоприятствует усилению конкурентоспособности; мгновенному реагажу на возникновение новых разработок, методов и технологий и использование их согласно с потенциалом организации; поднятию мастерства кадров через обучение. Использование методики регулярной модернизации допускает заблаговременно вводить в предприятия новаторские технологии, разработки и методы.
Выполнение постоянного прогресса системы управления охраной труда в общем плане и ее частей завоевывается введением четких процессов по улучшению и актуальным их проведением (см. рис. 5). Данные процессы должны включать в себя:
1) цели предприятия по охране труда;
2) результаты выявления вредных и опасных производственных факторов и оценки рисков;
3) итоги измерения достижений функционирования и контроля;
4) расследования профессиональных заболеваний, несчастных случаев и происшествий на производстве;
5) указания и итоги проверок;
6) оценка плодотворности системы управления охраной труда руководством;
7) рекомендации по модернизации, поступающие от трудящихся предприятия и комитетов по охране труда там, где они находятся;
8) реформа национальных законов и иных нормативных правовых актов, коллективных договоров, а также программ по охране труда;
9) свежие данные в сфере охраны труда;
10) итоги воплощения в жизнь предшествующих программ охраны здоровья трудящихся.
При проектировании модернизации деятельности системы управления охраной труда наниматель осуществляет оценку эффективности ее применения, то есть находит связь развития ее деятельности от итогов контроля взаимодействия этой системы и мониторинга воплощения мероприятий, а также принимает в расчет итоги расследований профессиональных заболеваний, несчастных случаев, аварий, результатов контрольно-надзорных процедур органов государственной власти, рекомендаций трудящихся либо уполномоченных ими представительных органов. Вдобавок мероприятия по исполнению предприятием распоряжений обеспечения охраны здоровья и безопасности сопоставляют с успехами прочих предприятий в целях улучшения кампании по охране здоровья и выполнению безопасности труда, учет в данное мероприятие элемента конкурирования и награждения тех, кто достиг значительных успехов.
Продуктивные решения основываются на оценке реальных показателей и точных данных. Ко всему прочему система управления должна включать учет оценки фактов, знакомых трудящимся, что благоприятствует одобрению верного решения на базе предложенной оценки.
Исключительно на основании анализа данных (учитывая все факты) руководство принимает решения по увеличению продуктивности системы, совершенствованию условий труда и необходимости в ресурсах. О данных решениях в деловой форме ознакомляют лица, отвечающие за определенный элемент системы, комитета по охране труда, трудящихся, в том числе их представителей.
Рисунок 5. Аспекты совершенствования системы управления охраной труда
Найденные в ходе контроля, проверки и анализа эффективности системы управления охраной труда, а также итогов оценки руководством ее продуктивности все недочеты должны быть устранены. Это можно осуществить с помощью создания мероприятий по выполнению предупреждающих и корректирующих операций, а также по заблаговременному учету нужных перемен в актуальные планы и программы.
Корректирующие и предупреждающие мероприятия должны иметь:
а) объяснение и оценку коренных причин всякого нарушения правил по охране труда и эффективности мероприятия при деятельности системы управления охраной труда;
б) проектирование, совершение, диагностику производительности и фактическую регистрацию предупреждающих и корректирующих действий;
в) процессы по учету перемен в системе управления охраной труда.
Корректирующие мероприятия используют с целью предупреждения причин срыва каких-то распоряжений, включая дублирование происшествий и несчастных случаев на производстве, а также профессиональных заболеваний, например, посредством обучения по охране труда и валоризации компетентности и информированности работников.
Следовательно, для достижения намеченных целей предприятия, выполнения безопасных условий труда и минимизации несчастных случаев на производстве систему управления охраной труда необходимо постоянно модернизировать.