Декоративно прикладное искусство: аспекты художественности в языке культуры современности
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №22(43)
Рубрика: Культурология
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №22(43)
Декоративно прикладное искусство: аспекты художественности в языке культуры современности
Аннотация. В статье рассматриваются аспекты художественности в языке культуры современности. Какие изменения происходят в современной культуре с течением времени и как это соотноситься с декоративно-прикладным искусством. Данные изменения рассматриваются на примере работы Покраса Лампаса.
Abstract. The article discusses aspects of artistry in the language of modern culture. What changes occur in modern culture over time and how does this relate to the arts and crafts. These changes are considered on the example of the work of Pokras Lampas.
Ключевые слова: декоративно-прикладное искусство, современное искусство, традиция, современность, язык культуры, художественность, визуальная культура.
Keywords: decorative and applied art, modern art, tradition, modernity, the language of culture, artistry, visual culture.
Декоративно-прикладное искусство в визуальной культуре современной эпохи занимает специфическое место, обладая особым, привлекательным для различных проявлений визуальности ресурсом.
Значимым аспектом языка культуры современности является художественность.
Понятие «художественный язык» подразумевает совокупность изобразительно-выразительных средств, приемов для воплощения идейно-эстетического содержания в каком-либо произведении. Непосредственно термин «художественность» выражает одну из важнейших отличительных особенностей эстетики и искусствознания; специфическую особенность искусства как восприятия действительности (одновременно– уровень эстетического совершенства художественного произведения) [2, c.58].
Искусство всегда было универсальным языком культуры. Искусство –эстетический «хранитель» истории, традиции. Через композиционные конструкции, общие образные структуры можно выделить основные интеллектуальные архетипы тех лет, которым принадлежат произведения искусства.
Декоративно-прикладное искусство всегда было отражением одновременно предметности, материальности и художественности, идеальности[2, c.6]. Известно, что декоративно-прикладное искусство – это искусство бытовых предметов, возникшее в древности (что не теряет своей актуальности и по сей день).
Созданные в процессе хозяйственной, бытовой деятельности предметы обладали также и художественными, эстетическими качествами, предназначались не только для практического употребления, но и для украшения жилищ, архитектурных сооружений, парков, локализаций труда и отдыха людей [2, c.7].
На рубеже XIX – XX вв., с радикальным изменением социокультурных экономических условий, эстетических норм развития общества, уровня сознания изменились творческие ориентиры, формы, условия деятельности художников, претерпела изменения смена понятий и смыслов, ниспровергается традиционное, устоявшееся, зарождаются новые, зачастую еще не получившие статуса сформировавшейся художественной формы в искусстве [3,c.105].
Обращаясь к современному декоративно-прикладному искусству, можно отметить абсолютно очевидное, качественное преобразование художественного языка последнего в разных видах и жанрах.
Это связано с утверждением данного вида художественного творчества в системе современных пластических ценностей, с поиском новых средств выразительности, материалов, технических приемов (созвучных времени и эпохе «всеобщности» дизайна).
С развитием технологий требования к выразительному языку художественных аспектов меняется. Например, формулировка «искусство для искусства», которое в советский период рассматривалось с дискуссионной позиции, сейчас приобрела новые измерения актуальности.
В информационном обществе сегодня происходит «перенасыщение» прекрасным. Каждый день в художественной практике создается нечто универсально новое в контексте художественности, стремящееся привлечь потребителя современной художественности.
Изобразительное начало в современном декоративно-прикладном искусстве уходит на второй план: преобладает интеллектуальный процесс [3, c. 21].
Для того, чтобы привлечь зрителя и покупателя, необходимо искать новые формы, объекты, с различных ракурсов смотреть на обыденные вещи, преобразовывать эти данные в исключительно новую художественно-предметную оболочку.
Как уже говорилось выше, декоративно-прикладное искусство – это синтез материальности и художественности. В информационном обществе вектор этого направления видоизменяется, поскольку то, что раньше художники отрисовывали и создавали вручную, сейчас может быть выполнено при помощи компьютера и средств вывода информации.
Автор может не наносить рисунок или какие-то другие декоративные элементы на поверхность изделия, за него это делают различные устройства.
Изменяются также возможности выполнения таких работ, за счет новых компьютерных технологий их круг становится значительно шире. Все, вместе взятое, влияет на художественность объектов, язык их выражения, изменяются, становятся выше требования, предъявляемые к художественному продукту [3, c.37].
Происходящие в настоящее время изменения, о которых шла речь выше, выражаются в синтезе искусств. В современной художественной практике разные явления творческой деятельности преобразуются, соединяясь в единый абсолютно новый художественный продукт.
В качестве конкретного примера приведем некоторые приемы из декоративно-прикладного искусства, которые применяет и преобразует петербургский каллиграф П. Лампас.
Рассмотрим пример его каллиграфии, посвященной выставке В. В. Верещагина на входной группе Новой Третьяковской галереи. В инсталляции, установленной на фасаде здания: на черном фоне белой краской выведена каллиграфия, в которой зашифрованы восемнадцать слов об известном отечественном художнике. Данная работа иллюстрирует синтез каллиграфии, росписи и дизайна.
Элементы декоративно-прикладного творчества в ней можно выявить, разобрав технологию подготовки покрытия к нанесению рисунка.
Например, автором используется деревянная поверхность, которая изначально грунтуется для более долгого сохранения рисунка, после чего наносится сама каллиграфия, затем изделие покрывается защитным материалом.
В итоге, такой синтез нельзя отнести ни к дизайну, ни к росписи, ни к каллиграфии, это универсально уникальный художественный продукт, в котором мы видим зарождения новой визуальной культуры в современном общественном пространстве[1].
Таким образом, под влиянием изменений различных сфер человеческой деятельности, преобразуются аспекты художественности: развиваются, синтезируются традиционные знания о декоративно-прикладном искусстве, формируя новую культуру.
При этом используются старые приемы в виде нового художественно-образного решения, что вызывает интерес не только у людей с определенными творческими знаниями, но и у простых реципиентов данных художественно-графических образов.