Статья:

Новации правового регулирования гражданства в России

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №23(44)

Рубрика: Юриспруденция

Выходные данные
Носова Н.А. Новации правового регулирования гражданства в России // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2018. № 23(44). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/44/42002 (дата обращения: 03.04.2020).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Новации правового регулирования гражданства в России

Носова Надежда Александровна
магистрант Московский финансовый университет МФЮА, Филиал г. Ступино, РФ, г. Ступино

 

Innovations in the legal regulation of citizenship in Russia

 

Nadezhda Nosova

Moscow Financial University MFUA, Branch of Stupino, Russia, Stupino

 

Аннотация. Статья исследованию новелл в Федеральном законе «О гражданстве Российской Федерации». Проводится исследование положений поправок, касающихся введения присяги при приеме в гражданство Российской Федерации, отмены решения о приеме в гражданство. Рассматриваются положительные и отрицательные стороны новелл.

Abstract. Article the study of novels in the Federal law «on citizenship of the Russian Federation». A study of the provisions of the amendments concerning the introduction of the oath of citizenship of the Russian Federation, cancellation of the decision on citizenship. Explores the positive and negative sides of the novels.

 

Ключевые слова: гражданство, условия получения гражданства, лишение гражданства, отмена решения о принятии в гражданство.

Keywords: nationality, the conditions for acquiring citizenship, deprivation of citizenship, cancellation of the decision on citizenship.

 

Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации, которая была утверждена в ноябре того же года российским правительством. Цель ее разработки заключается в «определении путей и способов обеспечения устойчивого повышения благосостояния российских граждан, укрепления национальной безопасности и динамичного развития экономики в долгосрочной перспективе (2008–2020 годах), укрепления позиций России в мировом сообществе» [1]. В общих чертах она представляет собой стратегические ориентиры долгосрочного социально-экономического развития страны (до 2020 года).

Согласно данной Концепции бизнесмены-иностранцы, иностранные выпускники российских вузов, а также квалифицированные специалисты и их семьи могут получать российское гражданство в упрощенном виде. Основные положения Концепции нашли отражение в новом российском законодательстве. [2] Так, главным условием для иностранных выпускников российских вузов считается их востребованность на российском рынке труда. Для подтверждения их востребованности они должны быть официально трудоустроены и проработать по специальности в РФ три года. В связи с интеграцией российской экономики в мировое хозяйство важное значение приобретает конкуренция на международном рынке труда. За счет повышения территориальной мобильности трудовых ресурсов, повышения конкурентоспособности зарубежным индивидуальным предпринимателям также можно приобрести российское гражданство. В основном они могут заниматься делами в сфере различных инновационных технологий в экономике или менеджменте, а также в области современного строительства. Одним из существенных условий для них будет являться то, что открытое иностранным бизнесменом предприятие на рынке предоставляемых услуг должно профункционировать три года и приносить ежегодную прибыль в размере 10 млн. руб. Только в таком случае зарубежный предприниматель сможет получить упрощенное гражданство в России. Получить упрощенное гражданство в России могут и иностранные инвесторы, у которых размер уставного капитала предприятий составляет 100 млн. руб. В данном случае доля иностранного инвестора должна составлять 10% от указанной суммы. Дополнительно инвесторы могут работать в различных сферах, которые согласованы с российским правительством. «В течение всей трудовой коммерческой деятельности на территории РФ инвесторы должны осуществлять финансовые взносы в налоговую и социальные службы, пополняя при этом бюджет России не менее, чем на 6 млн. руб. за три года». [2]

Упрощенная схема получения российского гражданства распространяется и на иностранных квалифицированных специалистов. Ежегодно российское правительство определяет список представителей конкретных специальностей, которые имеют полное право въезжать на территорию России с целью получения гражданства. Проработав легально три года в России, они имеют право на гражданство. Последней категорией на получение упрощенного гражданства в России считаются семьи вышеперечисленных категорий или родственники граждан России, подтверждающие данный статус.

Также Законом предусматривается «разрешение на временное проживание на территории России (РВП), которое выдается на определенный срок: трудовым мигрантам – 1 год, квалифицированным специалистам – 2 года, высококвалифицированным специалистам – 3 года». [2] Мигрант, приехав в Россию, официально трудоустраивается и при наличии договора о трудоустройстве получает РВП в России. Спустя три года такой мигрант может получить гражданство в России. Но при расторжении трудового договора мигрант должен найти новую работу в течение одного месяца, в ином случае он станет нелегалом.

Другим инновационным путем развития института российского гражданства можно считать Стратегию развития молодежи Российской Федерации на период до 2025 года (далее – Стратегия), которая была разработана на основе положений Резолюции Генеральной Ассамблеи ООН №62/126 от 05.02.2007 г. Разработка данной Стратегии осуществлялась также на основе следующих внутригосударственных документов: Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года, Концепции общенациональной системы выявления и развития молодых талантов, Прогноза социально-экономического развития Российской Федерации до 2030 года. Стратегия призвана определить цели, приоритеты и инструменты государственной политики в отношении российской молодежи. Молодежь на современном этапе рассматривается как активный субъект преобразований общества, «драйвер развития и лидерства страны». [3]

Касательно нашей темы отметим, что в данной Стратегии вопросы гражданства затрагиваются в некоторой степени. Например, «адаптация молодых мигрантов, как внутренних, так и внешних, к условиям жизни в новых местах жительства (психологическая и юридическая помощь, организация для приезжей молодежи программ социального образования, обучения русскому языку и др.)». [3] Это также означает, что в недалеком будущем иностранная молодежь захочет принять российское гражданство. По подсчетам ученых, «человеческий капитал молодежи в РФ вырастет на 4-6% к 2025 г.» [3], для чего требуется разработка федеральных программ и проектов, обеспечивающих развитие межрегионального диалога молодежи.

Законодательные акты, регламентирующие жизнь иностранных лиц в России, неоднократно корректировались и изменялись с даты их издания. В 2018 году преобразования коснулись Федеральным законом № 62 от 31.05.2002 года [1]. Рассмотрим, что представляет собой новый закон о гражданстве РФ 2018 года с изменениями и дополнениями, а также нововведения в других законах, касающихся жизни иностранцев в России.

Гражданство (подданство) любого государства является основной правового статуса личности, предоставляет человеку защиту со стороны государства, права и свободы, повышает его самооценку. Как считает А. В. Головакин, «институт гражданства призван обеспечить стабильность и сплоченность общества, укрепить российскую государственность, сбалансировать интересы личности, общества, государства» [2,с.25].

В соответствии с новым Федеральным законом «О внесении изменений в ФЗ «О гражданстве РФ» и ст. 8 и 14 ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в РФ», вступившими в силу с 1 сентября 2017 г., лицо, приобретающее гражданство Российской Федерации, обязано принести присягу гражданина Российской Федерации. Помимо этого, устанавливается упрощенная процедура предоставления вида на жительство и гражданства РФ для граждан Украины. Новеллы предусматривают отмену решения о выдаче гражданства РФ иностранным гражданам, которых осудили за экстремизм или терроризм, и лишении гражданства РФ лица, обвиненного по вышеперечисленным преступлениям [3].

Анализируя основные нововведения, имеет смысл более подробно остановиться на их содержании и выявлении как положительных, так и отрицательных последствий их реализации. Как уже упоминалось выше, с 1 сентября присяга стала обязательной при получении гражданства РФ. Текст данной присяги произносится в торжественной обстановке и публично. Порядок принесения присяги устанавливается Указом Президента РФ от 14 ноября 2017 г. № 549 «О порядке принесения Присяги гражданина Российской Федерации». В документе регламентируется организация принесения присяги территориальным органом Министерства внутренних дел Российской Федерации либо дипломатическим представительством или консульским учреждением Российской Федерации, в котором в установленном порядке было принято заявление лица о приеме в гражданство Российской Федерации [3].

Тест присяги при принятии гражданства РФ звучит следующим образом: «Я, Ф. И. О., добровольно и осознанно принимая гражданство РФ, клянусь соблюдать Конституцию и законодательство РФ, права и свободы её граждан, исполнять обязанности гражданина РФ на благо государства и общества, защищать свободу и независимость РФ, быть верным России, уважать её культуру, историю и традиции».

В целом наличие присяги гражданина может оцениваться положительно.

В ФЗ № 243 прописаны строгие требования к мигрантам и апатридам, которые хотят получить российское гражданство. Основным из требований является обязательство соблюдать законы и Конституцию РФ. ФЗ № 243 закрепляет положение, в соответствии с которым к заявителю (иностранному гражданину), предоставившему при подаче документов на гражданство неверные сведения или подложные документы, судом может быть принято решение об отмене получения гражданства [3].

Также новый закон устанавливает норму, по которой к гражданину, обвиненному в преступлениях террористического и экстремистского характера, применяется по решению суда отмена решения о получении гражданства. К таким преступлениям ФЗ относит террористический акт, содействие террористической деятельности, прохождение обучения в целях осуществления террористической деятельности, организацию террористического сообщества и участия в нем, захват заложника, диверсию, организацию экстремистского сообщества, финансирование и организацию экстремистской деятельности, посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля, насильственный захват власти или ее удержание, вооруженный мятеж и нападение на лиц или учреждения, которые пользуются международной защитой. При этом закон содержит оговорку о том, что если человек принимался в российское гражданство вместе с супругой (супругом) и детьми, а члены семьи в терроризме и экстремизме не были замечены, то они остаются гражданами РФ.

Но нужно различать отмену решения о принятии в гражданство и утрату гражданства. Отмена решения о принятии в гражданство означает, что такого решения не было. Решение об отмене принимается на основаниях, закрепленных законом, указом президента РФ, или оформляется решением другого органа, принимавшего решение по вопросам гражданства. Лицо, к которому принимается данное решение, должно быть информировано о нем в течение одного месяца со дня подписания заключения. Орган, ведающий делами о гражданстве, изымает документы, выданные ранее в соответствии с этим решением. Лицо, в отношении которого было принято решение об отмене гражданства, получает либо вид на жительство лица без гражданства, либо вид на жительство иностранного гражданина. Это зависит от прежнего статуса данного лица. Если после принятия решения о получении гражданства в отношении лица уже успели наступить юридические последствия, то они обнуляются после решения об отмене гражданства. Например, гражданину была назначена пенсия, следовательно, пенсия отменяется, а всё выплаченное подлежит возврату [3]. Очевидно, что отмена решения о приобретении гражданства может коснуться лишь тех, кто получил гражданство не по рождению. Утрата гражданства представляет собой сложную юридическую дефиницию, включающую выход из гражданства и лишение гражданства. Выход из гражданства происходит по инициативе гражданина данного государства. Добровольный выход из гражданства гарантируется практически во всех демократических государствах при некоторых ограничениях, касающихся защиты лица от без гражданства, и при условиях выполнения обязательств перед государством гражданства. В ст. 20 ФЗ № 62 «О гражданстве РФ» выход из гражданства РФ не допускается только в случаях невыполнения обязательств перед РФ (служба в армии, например), привлечении лица в качестве обвиняемого по уголовному делу и в случае, если лицо не имеет иного гражданства или гарантий получить его. Лишение гражданства представляет собой прекращение гражданства по решению компетентных органов, вынесенному лицу, проявлявшему нелояльность по отношению к государству гражданства.

Человек, лишившийся гражданства, становится апатридом. Но правовой статус апатрида тоже не вполне юридически определен, ведь при нахождении на территории РФ к нему будут применяться общие миграционные правила для иностранцев. Сложившаяся ситуация в законодательстве РФ по данному вопросу характеризуется как пробел. Практически невозможно депортировать лицо без гражданства, если ни одно из государств не готово его принять. Фактически такие ситуации приводят к легализации апатридов на территории этих государств. Но государство имеет суверенное право отказать в пребывании на своей территории. Поэтому необходимо разработать механизм реализации решений о депортации или выдворении апатридов в таких случаях. Также можно рассуждать и о лишенных гражданства людях, обвиняемых в преступлениях террористического характера.

Новые положения закона касаются возможности получения гражданства РФ индивидуальным предпринимателям и инвесторам. Остановимся на этих новеллах подробнее Для индивидуальных предпринимателей устанавливается сокращенный срок пребывания на территории РФ (три года) по сравнению с общим порядком получения гражданства (пять лет). Также индивидуальный предприниматель должен вести непрерывно предпринимательскую деятельность на территории РФ не менее трех лет и заплатить налогов, сборов и страховых взносов на сумму не менее одного миллиона рублей, подтвержденных справками и выписками. Кроме этого нужна еще выписка из ЕГРИП (Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей).

Положительные тенденции развития законодательства о гражданстве характеризуются внесением в него положений о возможности получения гражданства РФ за инвестиции. В целом, анализируя тенденции развития российского законодательства о гражданстве, можно увидеть изменения, характерные для законодательств о гражданстве многих современных демократических государств. РФ обращается к международному опыту, учитывая особенности своего исторического, национального и политического развития. Однако некоторые пробелы в нормах права являются основанием для возникновения правовых споров и дополнительных затрат времени и материальных средств при их разрешении.

Таким образом, инновационные пути развития института российского гражданства на современном этапе проявляются в разработке инновационных стратегий и концепций на долгосрочный период, утвержденных российским правительством и послуживших основой для внесения изменений в отечественное законодательство. Изменения затрагивают иностранных выпускников российских вузов, квалифицированных специалистов и бизнесменов и их семей в принятии российского гражданства в упрощенной форме, что крайне необходимо в условиях жесткой конкуренции в мировой экономике и на мировом рынке труда.

 

Список литературы:
1. Федеральный Закон от 29.07.2017 № 243-ФЗ «О внесении изменений в ФЗ «О гражданстве РФ» и статьи 8 и 14 ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в РФ» // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2017. - № 31 (ч. I). - Ст. 4792.
2. Головакин А. В. Гражданство РФ - новый правовой статус. - М.: Лаборатория книги, 2012. - С. 5-6.
3. Лапшина И. Е., Скачкова А. П. Новеллы правового регулирования принятия в гражданство Российской федерации // Концепт. 2018. №5. URL: https://cyberleninka.ru/article/ (дата обращения: 24.10.2018).