Правое обеспечение деятельности по противодействию коррупции в сфере предоставления государственных услуг
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №24(45)
Рубрика: Юриспруденция
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №24(45)
Правое обеспечение деятельности по противодействию коррупции в сфере предоставления государственных услуг
THE RIGHT SUPPORT OF ACTIVITIES ON COMBATING CORRUPTION IN THE PROVISION OF PUBLIC SERVICES
Marina Chursina
Master's degree, PANERA , Volga Region Institute of Management. P.A. Stolypin, Russia, Saratov
Аннотация. В данной статье рассматриваются правовые меры по противодействию коррупции в сфере предоставления государственных услуг, анализируются нормативно-правовые акты регулирующие данную область, ставятся определенные проблемы и высказываются рекомендации.
Abstract. In this article legal measures for anti-corruption in the sphere of providing public services are considered, the normative legal acts regulating this area are analyzed certain problems are put and recommendations express.
Ключевые слова: коррупционное правонарушение; социальное явление; многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг; административный регламент.
Keywords: corruption offence; social phenomenon; multipurpose center of providing the public and municipal services; administrative regulations.
Коррупция, одно из самых негативных и опасных социальных явлений, в независимости от сферы деятельности, в котором оно может проявляться. Понятие коррупции, способы борьбы с ней, правовые, организационные, профилактические меры закреплены в Федеральном законе от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» (далее – Федеральный закон № 273-ФЗ), так коррупцией является: а) злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами; б) совершение деяний, указанных в подпункте "а" настоящего пункта, от имени или в интересах юридического лица [3].
В сфере предоставления государственных услуг важно соблюдать принципы открытости информации. Основными принципами обеспечения доступа к информации о деятельности государственных органов, согласно статье 4 таковыми являются: открытость и доступность информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления; достоверность информации органов публичной власти и своевременность ее предоставления; свобода поиска, получения, передачи и распространения информации о деятельности органов публичной власти любым законным способом; соблюдение прав граждан на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту их чести и деловой репутации, права организаций на защиту их деловой репутации при предоставлении информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления [1].
В данном случае, перечисленные принципы выступают в качестве превентивных мер минимизации коррупции, прозрачность деятельности государственных органов необходима, чтобы обезопасить и не подорвать свой авторитет так как, услуга не просто оказывается заявителю, но и ему предоставляется информация различного рода, как общедоступного, так и ограниченного доступа. Зачастую, потребности людей выходят за рамки дозволенного: необходимо знать и уточнять ту информацию, которую по нормам настоящего законодательства, действующего в рассматриваемой сфере, они не в праве получить, в связи с этим возникает наибольшая вероятность проявления коррупционных правонарушений [5 с.61].
Еще, одним из способов правого регулирования противодействия коррупции, на наш взгляд, является работа многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг, которые, в свою очередь, выступают посредниками между гражданами и органами государственной власти. Сфера действия, основные принципы, требования и обязанности отражены в Федеральном законе «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» от 27.07.2010 N 210-ФЗ. Согласно указанному нормативно-правовому акту, многофункциональные центры предоставления государственных и муниципальных услуг осуществляют свою деятельность строго по соглашениям, заключенным с государственными и муниципальными органами. Так, передается часть услуг, которые многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг уполномочен предоставить заявителю. Рекомендуемый перечень таких услуг установлен нормативно-правовыми актами федерального и регионального уровней. Каждая услуга, порядок ее предоставления, круг заявителей, срок исполнения, перечень документов, необходимый для ее получения определен административным регламентом. Административный регламент - нормативный правовой акт, устанавливающий порядок предоставления государственной или муниципальной услуги и стандарт предоставления государственной или муниципальной услуги [2].
Таким образом, многофункциональные центры предоставления государственных и муниципальных услуг действует в строго зафиксированных и определенных законодательством рамках, что, безусловно, минимизирует вероятность проявления коррупционных правонарушений.
Хотелось бы отметить, что в настоящее время большое внимание уделяется вопросам борьбы с таким разрушающим явлением как «коррупция» во всех сферах деятельности, однако, разработанных мер профилактических и уже направленных непосредственно не на предупреждение, а на минимизацию коррупционных правонарушений, недостаточно [4, с.57]. Любая система на пути своего развития требуется в постоянном совершенствовании, так как всегда, есть факторы, которые способны нарушить уложившийся строй, тем более, в настоящее время, когда в сфере предоставления государственных услуг правовое регулирование только складывается, еще пока не образуя «целостную картинку». Необходимо обращать внимание не только на обеспечение правовыми нормами предупреждения коррупции, но и на воспитание нового поколения гражданского общества в духе нетерпимости и морального осуждения к любым проявлениям коррупционного поведения, исходящего от юридических лиц, физических лиц, государственных и муниципальных органов.