Статья:

Правое обеспечение деятельности по противодействию коррупции в сфере предоставления государственных услуг

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №24(45)

Рубрика: Юриспруденция

Выходные данные
Чурсина М.Л. Правое обеспечение деятельности по противодействию коррупции в сфере предоставления государственных услуг // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2018. № 24(45). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/46/42513 (дата обращения: 24.12.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Правое обеспечение деятельности по противодействию коррупции в сфере предоставления государственных услуг

Чурсина Марина Леонидовна
магистрант, РАНХиГС, Поволжский институт управления им. П.А. Столыпина, РФ, г. Саратов

 

THE RIGHT SUPPORT OF ACTIVITIES ON COMBATING CORRUPTION IN THE PROVISION OF PUBLIC SERVICES

 

Marina Chursina

Master's degree, PANERA , Volga Region Institute of Management. P.A. Stolypin, Russia, Saratov

 

Аннотация. В данной статье рассматриваются  правовые меры по противодействию коррупции в сфере предоставления государственных услуг, анализируются нормативно-правовые акты регулирующие данную область, ставятся определенные проблемы и высказываются рекомендации.

Abstract. In this article legal measures for anti-corruption in the sphere of providing public services are considered, the normative legal acts regulating this area are analyzed certain problems are put and recommendations express.

 

Ключевые слова: коррупционное правонарушение; социальное явление; многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг; административный регламент.

Keywords: corruption offence; social phenomenon; multipurpose center of providing the public and municipal services; administrative regulations.

 

Коррупция, одно из самых негативных и опасных социальных явлений, в независимости от сферы деятельности, в котором оно может проявляться. Понятие коррупции, способы борьбы с ней, правовые, организационные, профилактические меры закреплены в Федеральном законе от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» (далее – Федеральный закон № 273-ФЗ), так коррупцией является: а) злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами; б) совершение деяний, указанных в подпункте "а" настоящего пункта, от имени или в интересах юридического лица [3].

В сфере предоставления государственных услуг важно соблюдать принципы открытости информации. Основными принципами обеспечения доступа к информации о деятельности государственных органов, согласно статье 4 таковыми являются: открытость и доступность информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления; достоверность информации органов публичной власти и своевременность ее предоставления; свобода поиска, получения, передачи и распространения информации о деятельности органов публичной власти любым законным способом; соблюдение прав граждан на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту их чести и деловой репутации, права организаций на защиту их деловой репутации при предоставлении информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления [1].

В данном случае, перечисленные принципы выступают в качестве превентивных мер  минимизации коррупции, прозрачность деятельности государственных органов необходима, чтобы обезопасить и не подорвать свой авторитет  так как, услуга не просто оказывается заявителю, но и ему предоставляется информация различного рода, как общедоступного, так и ограниченного доступа. Зачастую, потребности людей выходят за рамки дозволенного: необходимо знать и уточнять ту информацию, которую по нормам настоящего законодательства, действующего в рассматриваемой сфере, они не в праве получить, в связи с этим возникает наибольшая вероятность проявления коррупционных правонарушений [5 с.61].

Еще, одним из способов правого регулирования противодействия коррупции, на наш взгляд, является работа многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг, которые, в свою очередь, выступают посредниками между гражданами и органами государственной власти. Сфера действия, основные принципы, требования и обязанности отражены в Федеральном законе «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» от 27.07.2010 N 210-ФЗ. Согласно указанному нормативно-правовому акту, многофункциональные центры предоставления государственных и муниципальных услуг осуществляют свою деятельность строго по соглашениям, заключенным с государственными и муниципальными органами. Так, передается часть услуг, которые многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг уполномочен предоставить заявителю. Рекомендуемый перечень таких услуг установлен нормативно-правовыми актами федерального и регионального уровней. Каждая услуга, порядок ее предоставления, круг заявителей, срок исполнения, перечень документов, необходимый для ее получения определен административным регламентом. Административный регламент - нормативный правовой акт, устанавливающий порядок предоставления государственной или муниципальной услуги и стандарт предоставления государственной или муниципальной услуги [2].

Таким образом, многофункциональные центры предоставления государственных и муниципальных услуг действует в строго зафиксированных и определенных законодательством рамках, что, безусловно, минимизирует вероятность проявления коррупционных правонарушений.

Хотелось бы отметить, что в настоящее время большое внимание уделяется вопросам борьбы с таким разрушающим явлением как «коррупция» во всех сферах деятельности, однако, разработанных мер профилактических и уже направленных непосредственно не на предупреждение, а на минимизацию коррупционных правонарушений, недостаточно [4, с.57]. Любая система на пути своего развития требуется в постоянном совершенствовании, так как всегда, есть факторы, которые способны нарушить уложившийся строй, тем более, в настоящее время, когда в сфере предоставления государственных услуг правовое регулирование только складывается, еще пока не образуя «целостную картинку». Необходимо обращать внимание не только на обеспечение правовыми нормами предупреждения коррупции, но и на воспитание нового поколения гражданского общества в духе нетерпимости и морального осуждения к любым проявлениям коррупционного  поведения, исходящего от юридических лиц, физических лиц, государственных и муниципальных органов.

 

Список литературы:
1. Федеральный закон "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления" от 09.02.2009 N 8-ФЗ (последняя редакция) [Электронный  ресурс]//http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_84602/.
2. Федеральный закон "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" от 27.07.2010 N 210-ФЗ (последняя редакция) [Электронный  ресурс]//http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=LAW&n=302971&fld=134&dst=100024,0&rnd=0.7453723057283863#05120977627255292.
3. Федеральный закон "О противодействии коррупции" от 25.12.2008 N 273-ФЗ (последняя редакция) [Электронный  ресурс]//http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_82959/bbbd4641125b222beaf7483e16c594116ed2d9a1/.
4. Противодействие коррупции: учебное пособие / составители: А.М. Межведилов, Л.Т. Бакулина, И.О. Антонов, М.В. Талан, Ю.В. Виноградова, А.Д. Гильфанова. – Казань: Изд-во Казан. ун-та, 2016. – 192 с.
5. Противодействие коррупции. Проблемы, которые решают кадровики / М.В. Пресняков, С.Е. Чаннов // Справочник кадровика.– 2012.– № 7.– С. 60-74.