Проблемы, возникающие при проведении таможенного контроля при перемещении товаров железнодорожным транспортом, и пути их решения
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №6(27)
Рубрика: Юриспруденция
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №6(27)
Проблемы, возникающие при проведении таможенного контроля при перемещении товаров железнодорожным транспортом, и пути их решения
На сегодняшний день вопросам таможенного контроля уделяется немало внимания со стороны государства. В большей степени именно повышению уровня эффективности таможенного контроля. Таможенный контроль является одним из базовых понятий в сфере таможенного регулирования. В первую очередь это связано с тем, что таможенный контроль является одним из наиболее приоритетных направлений в деятельности таможенных органов России.
Понятие таможенного контроля понимается как в широком, так и в узком смысле. В соответствие со ст. 4 ТК ТС таможенный контроль понимается как комплекс мер, которые реализуют таможенные органы в целях обеспечения соблюдения таможенного законодательства ЕАЭС и законодательства государств — членов ЕАЭС.[1] В узком же смысле таможенный контроль представляет собой проверочные действия в определенных формах, которые достаточны для обеспечения соблюдения и выявления нарушений таможенного законодательства.
Таможенный контроль необходим для реализации целого ряда задач. В первую очередь для установления законности перемещения через таможенную границу различных товаров и транспортных средств, а также для обнаружения товаров, которые запрещены к ввозу или вывозу. Кроме этого в ходе таможенного контроля происходит выявление товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу без документов и т.д.
Существуют различные способы перемещения товаров через таможенную границу. Одним из таких способов является перемещение товаров с помощью железнодорожного транспорта.
Таможенный контроль за транспортировкой данным видом транспорта реализуется в нескольких направлениях:
· на пограничных железнодорожных станциях;
· на контрольных постах, расположенных непосредственно у границы;
· на перегонах между государственной границей и пограничной железнодорожной станцией.
Кроме этого таможенный контроль, осуществляемый внутренними таможнями, производится на специально выделенных железнодорожных путях товарных дворов железнодорожных станций.
Как правило, при таком способе перемещения Таможенные органы используют следующие формы таможенного контроля:
· Таможенный осмотр;
· Таможенный досмотр;
· Проверка товаров и документов;
· Таможенная экспертиза при проведении таможенного контроля;
· Проведение таможенных проверок.[1]
При проведение таможенного контроля важно, чтобы происходило таможенное оформление физических лиц. Оно может осуществляться непосредственно в вагонах пассажирского поезда либо на вокзалах пограничных железнодорожных станций.
Нередко одной из проблем, возникающих при осуществлении таможенного контроля при перемещении товаров железнодорожным транспортом являются большие сроки проведения проверочных мероприятий. Задержки поездов, в частности пассажирских, провоцируют выплату различных штрафов и компенсаций, а также это негативно сказывается и на уровне проверки железнодорожного транспорта. Обычно это связано с неприспособленностью конструкций пассажирских поездов к быстрому и эффективному осмотру. Невозможно в короткие сроки проверить больше площади поездов, просмотреть все углы, а также проверить возможные тайники за обшивкой вагона в купе, тамбурах, коридорах и т.д.[2]
Основными способами для решения данной проблемы могут выступать методы:
1. Использования различных датчиков, которые бы реагировали на перемещение, на изменение объёма, на несанкционированный вход в систему, включая использование лазерной и компьютерной техники.
2. Привлечение к поиску розыскных собак.
3. Применение наружных камер наблюдения в местах отстоя и погрузки пассажирских вагонов и локомотивов.[2]
Однако на сегодняшний день Таможенные органы не оснащены в должной мере всем необходимым.
Мало того, что датчики сами по себе дорогостоящее оборудование, дак еще и требуется система энергопитания, которая бы была устойчива к различного рода взломам со стороны злоумышленников и отвечала бы требованиям пожаробезопасности. Также такие датчики и другая аппаратура должны быть устойчивы к грозовым разрядам, магнитным и иным помехам. Следовательно, исходя из предъявляемых требований к таким устройствам, очевидна их высокая стоимость, а также цена обслуживания такого оборудования. И, на сегодняшний день государство не в состоянии в полной мере обеспечить Таможенные органы данными средствами. Безусловно, некоторые их них применяются на отдельных таможенных пунктах, однако, далеко не на всех.[3]
Что касается розыскных собак, то на сегодняшний день они широко применяются. Однако, здесь тоже есть существенные пробелы. Например, численность собак в кинологическом подразделение Таможенной службе в 2017г. составило более 800 голов, что не отвечает всем запросам таможенных постов. А, как известно, использование розыскных собак при контроле железнодорожного транспорта крайне важно. Также около 700 голов собак специализируется на поиске наркотических средств и препаратов с содержанием сильнодействующих веществ, следовательно, лишь около 10% дрессированы на поиске иных товаров. Таким образом, есть очевидная проблема острой нехватки собак, которые бы были натренированны на поиск валюты, табачных изделий, алкоголя и т.д.[5]
Обращая внимание на камеры наружного наблюдения, то с одной стороны они могут способствовать повышению эффективности таможенного контроля, с другой стороны, они могут быть совершенно бесполезны. Так, например, они не помогут, если запрещенный груз заносится в железнодорожный транспорт в мешке для переноски постельного белья или в иных стандартных упаковках. Следовательно, на установку камер государство тратит немалые бюджетные средства, хотя не во всех случаях они могут быть полезны и делать финансовый упор только на данном средстве не совсем правильно.[4]
Таким образом, проведение таможенного контроля при перемещении товаров железнодорожным транспортом крайне важно. При таком способе перемещения преступники активно стремятся скрыть и провезти запрещенные товары, не декларировать те виды товаров, которые подлежат декларации или наоборот под одним видом товара провезти совершенно другой вид, с целью уменьшения таможенных пошлин и т.д. На сегодняшний день очевидной проблемой, возникающей при таможенном контроле на железнодорожном транспорте, является высокая продолжительность досмотра поездов. Безусловно, государство, предпринимает меры для сокращения данного периода, внедряя новые методы досмотра и проверки. Однако, важно увеличить количество розыскных собак различной специализации поиска, повысить финансирование технической оснащенности таможенных органов и таможенных пунктов, а также важно, чтобы оснащение происходило соответственно современным разработкам и новациям.